Цель: преумножение и сохранение нравственных, патриотических и культурных традиций, связи поколений и уважительного отношения к истории своей родины, гордости за своё Отечество.
Задачи:
- пропаганда идей патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения;
- приобщение учащихся к теме Великой Отечественной войны и ценностям отечественной истории и культуры;
- выразить своё восхищение и преклонение перед подвигами тех, кто отстоял свободу нашей страны в 1941-1945 годах, высказать свою благодарность ныне живущим ветеранам
- привлечение участников композиции к творческому процессу, позволяющему выявить и поддержать творческих детей;
Предварительная работа: проведение конкурса рисунков на тему Вов, встречи с ветеранами, запись интервью, бесед с ними и их родными, знакомство с песнями времён Великой Отечественной и т.д.
Оформление: Выставки фотодокументов, рисунков; презентация. У всех участников на груди приколот бант из георгиевской ленты. Цветы и экран для презентации. Различные видео- и звукозаписи.
Ход мероприятия
Перед началом звучит песня “Майский вальс” в исполнении детей (дети поют 1 куплет с припевом, а затем танцуют вальс).
Ведущий (обращение к ветеранам):
От всей души поздравляем Вас со славным юбилеем - 65-летием героической Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Вам выпал тяжкий жребий войны, но беспримерное мужество, стойкость, героизм сыновей и дочерей Отечества позволили отстоять свободу нашей Родины!
Низкий поклон Вам за Ваш ратный подвиг, за то, что Вы, не щадя своей жизни, внесли большой вклад в Великую Победу!
Уже минуло полвека, как прозвучал первый салют Победы, но и сегодня Ваши славные дела служат примером беззаветной преданности Отчизне, Ваши знания, опыт нужны поколениям, не познавшим ужасов мировой войны. Здоровья, сил, оптимизма Вам в наше столь не простое время!
Вам, ветераны, мужественно сражавшимся на фронтах Великой Отечественной за честь и свободу Родины, самоотверженным трудом, крепившим оборону в тылу, вынесшим на своих плечах тяжелейшие испытания, какие когда-либо выпадали на долю человека, посвящаем нашу литературно-музыкальную композицию.
Звучит фонограмма песни из к\ф “Офицеры”.
За столом сидят Мать и Сын. Они рассматривают
фотографии военных лет.
Звон колоколов
Сын: Что это? Ты слышишь?
Мать: Это колокола. Колокола памяти…
Сын: Памяти? А разве такие бывают?
Мать: Бывают, слушай! Это говорит сама память…
Сын: Но разве память бывает живой?
Мать:
А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить?
Звучит фонограмма песни “Журавли”.
1 чтец:
Память, солдатская память...
Строгая доля войны...
К ней ничего не прибавить,
Кроме в висках седины.
Трудная радость Победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.
Звучит песня “Десятый наш, десантный батальон” в исполнении детей.
Ведущий: Память – это письма с фронта. Пожелтевшие листки, неровные карандашные строчки, доносившиеся родным и близким голоса живых и мёртвых, тех, кто шёл в бой с мыслью о них.
2 чтец:
Письма, письма,
Письма с фронта,
Треугольники войны.
В них приветы, беспокойства,
Все ль здоровы, не больны?
3 чтец:
Всем приветы, всем поклоны
Поимённо всей родне.
Всем, кто там остался, дома,
И кто нынче на войне…
Ведущий: С фронта и на фронт летели треугольники писем, а в них слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить и укрепить силы любимого.
Звучит фонограмма песни “Землянка”.
“Дорогая Вера, давно я тебе не писал, так не было писать никакой возможности. Невозможно это и сейчас. Но не могу не писать тебе, ведь живу и бьюсь ради тебя, ради родных и друзей, ради земли нашей. Мы победим, мы обязательно будем вместе!”
“Милая мама. Здесь большая школа жизни, здесь столько характеров, столько событий, что в мирной жизни ни за одну жизнь не встретишь. Одно хочется сказать, что наш солдат лучший в мире, самый выносливый, самый храбрый, самый исполнительный”.
“Привет с фронта! Моя жизнь здесь обычна и такая же, как у всех кто пришёл защищать самое дорогое в жизни — свою мать, свою Родину. Я лично бью фашиста из пулемёта, считаю его за своего боевого товарища, друга. Если я погибну, то пусть мой младший брат скорее усваивает ручной пулемёт и идёт с ним в ряды Красной Армии и мстит за меня и всё то, что сделал здесь фашист”.
Музыка замолкает.
4 чтец (читает письма сына с фронта):
Знаю, в сердце у тебя тревога:
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю все, ты смотришь на дорогу,
По которой сын ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали,
И чуть-чуть сутулей стали плечи...
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
До сих пор грохочет канонада
Снова в бой - на линию огня!
Если не вернусь, не плачь, не надо.
Втихомолку вспоминай меня.
5 чтец:
Сын, тебя я под сердцем, носила
И тобою гордилась, любя,
И со всей материнскою силой
Я теперь заклинаю тебя:
Бей врага раскаленным металлом,
Обращай его в пепел и дым.
Чтобы с гордостью я вспоминала:
- Это сделано сыном моим!
Бей врага, чтобы он обессилел,
Чтобы он захлебнулся в крови.
Чтоб удар твой был равен по силе,
Всей моей материнской любви!
6 чтец:
Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую - слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры
-Ты здесь, ты со мною, родная моя.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай: я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.
Звучит песня “Последний бой” в исполнении детей
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: “Господь вас спаси!”
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси...Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась.Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.Ты знаешь, наверное, все-таки родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти поселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.Не знаю, как ты, а с меня деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и песнею женскою
Впервые война на проселках свела.Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: “Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем”.“Мы вас подождем!” — говорили нам пажити.
“Мы вас подождем!” — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.3а то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой, провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Звучит песня “Алёша” в исполнении детей.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат!
И не сломила, сердце не сгубила,
И душу не растлила нам война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату, русскому дана.
Исполняется песня “Баллада о солдате” (стихи М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого)
Солдат: День 9 мая 1945 года знает весь мир. Мы
шли к этому дню 4 года и когда пришли, изумились.
Тихо! Как тихо стало на земле. Оказывается, еще
поют петухи. И распускаются листья на деревьях....
Домой! Скорей домой! Прощайте, кто не дожил до
Победы!
Звучит песня “На безымянной высоте” в исполнении детей.
Снова ожили в памяти дни грозовые
Под Москвою бои и в кольце Ленинград.
В каждый праздник Победы, 9 Мая,
Веселиться бы надо, а люди скорбят.
По убитым скорбят, по пропавшим безвестно,
По сожженым в застенках чужих лагерей.
Шестьдесят пять прошло, только празднуем вечно
Со слезой на глазах у детей, матерей.
Торжествует страна, отмечая Победу,
Миллионами звезд расцветает салют,
А ведь матери ждут сыновей из похода,
Шестьдесят пять прошло, а они еще ждут.
Как уменьшить вам скорбь, залечить ваши раны,
Когда в старость они все сильнее болят,
Как сказать те слова, чтобы боль угасала,
Как найти, что в безвестных могилах лежат.
Звучит песня “Прощание славянки” в исполнении детей.
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю все это пришлось —
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет.
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Да! Позади, остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам. Мы очень любим вас.
Поклон вам от девчонок и мальчишек!
Звучит песня “День Победы” в исполнении детей.
Салюты!
В них слышится музыка маршей,
Раскаты “катюш”, поступь армии нашей.
В них яркие отблески вечных огней
В них мир и величие завтрашних дней.
Победа! –
И залпы гремят над Москвой,
И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь, салют тебе, воин!
И Родине нашей трижды салют!
Звучит песня “Салют” в исполнении детей.
С праздником Победы! Дорогие ветераны!
И в тылу, и на фронте, познавшие муки,
Мы хотим, чтобы старость спокойно прошла,
Чтобы в мирное время не видеть разрухи.
Идут года. Вы с нами, ветераны,
Мы знаем, помним ваши имена!
Да будет вечно славен День Победы
Как мир, как жизнь, как счастье и весна!
Ведущий:
65 лет назад закончилась война
Но память поколений,
Как фронтовая дружба, вечна и тверда.
Нас никогда, никто не ставил на колени
И не поставит, ни за что и никогда!
И в заключение нашей литературно-музыкальной композиции, всем вам в подарок песня….
Звучит песня “Перелётные птицы” в исполнении детей.