Обоснование проекта
В ближайшее десятилетие качество образования становится ключевой проблемой российского и мирового образования.
Быстро меняющаяся конъюнктура рынка; его неравномерная насыщенность: дефицит одних специалистов, при избытке других; неустойчивый спрос на специалистов со стороны работодателей; ликвидация государственного регулирования рынка труда и распределения выпускников; усиление конкуренции вследствие увеличения числа негосударственных образовательных учреждений и расширение платного образования; низкая эффективность образовательных процессов вследствие использования устаревших методик обучения, все это предопределяет пересмотр подходов к управлению качеством современного образования.
Но особое значение для повышения конкурентоспособности российского образования имеет, разумеется, улучшение его качества. Актуальность перечисленных проблем в сфере образования предопределила цель данного проекта – создание электронной зачетной книжки класса, введение которой в школе, поможет повысить качество образования.
Цель: повышение эффективности процесса обучения и стимулирование учебной деятельности школьников.
Задачи:
- Обеспечить качественное усвоение государственных стандартов.
- Содействие ликвидации пробелов в знаниях учащихся и достижение 100% успеваемости.
- Создать для ученика “стимул роста”.
- Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, говорящий о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Реализация проекта:
Направления:
Учебная деятельность, олимпийский рейтинг (участие в конкурсах), участие в добровольческих акциях, воспитанность, выявление лидерских качеств учащихся.
В основе стратегии реализации проекта лежит электронная зачетная книжка учащегося, которая заполняется классным руководителем и учителями предметниками. Зачетная книжка состоит из следующих листов-критериев:
- “Рейтинг успешности по предметам и академической успеваемостью” – данный критерий содержит следующие направления:
Качество и средний балл считаются автоматически, так же автоматически подсчитывается ранг по среднему баллу и итоговый рейтинг. Данный критерий заполняется учителем предметником в конце каждой четверти.
- “Олимпийский рейтинг” – результативность учащихся в конкурсах различного направления.
Критерий оценивания меняется в зависимости от уровня и результата участия. (Данный критерий можно изменить)
- “Итоговые экзамены” – сюда вводятся данные итогового тестирования по предметам.
- “Добровольчество” – участие ученика в добровольческих акциях, социально-значимых проектах, общественных мероприятиях проводимыми в классе и школе.
- “Уровень воспитанности” – результат тестирования учащихся школьным психологом, наблюдения классного руководителя
- “Лидерский рейтинг” – участие школьника в органах самоуправления класса и школы, внеурочная деятельность, самообразование.
- “Итоговый рейтинг” – на этом этапе автоматически подводится итоговый результат каждого учащегося. Все ранее выставленные баллы переносятся на этот лист и суммируются. Таким образом, выстраивается рейтинг учеников в классе. По данным можно построить диаграмму, которая помещается на информационном стенде школы, сайта.
Проект реализуется в три основных этапа.
Первый этап – подготовка (сентябрь)
- Разработка положения о введении Зачетных книжек класса в школе.
- Обучающий семинар. Знакомство классных руководителей с программным продуктом “Зачетка класса”, с принципами работы в программе;
- Анализ качества образования в классе и в школе на данный момент;
- Разработка школьным психологом критериев оценки уровня воспитанности школьников, изучение существующих методик.
Второй этап – основной. (октябрь – апрель)
- Тестирование учащихся по выявлению уровня воспитанности учащихся;
- Заполнение Зачетной книжки текущими результатами и успехами учащихся;
- Подведение промежуточных итогов результатов учащихся (по итогам первого полугодия);
- Введение информационного стенда о наиболее успешных участниках проекта, размещение информации на сайте школе, в школьной газете;
- Рассылка информационных писем родителям о достижениях детей.
- Поощрение наиболее успешных учащихся в учебной и общественной деятельности.
Третий этап – заключительный (май)
- Подведение итогов. Выявление наиболее успешных учащихся в классе и в школе по направлениям: учебная деятельность, воспитанность, социальная активность;
- Проведение мониторинга качества образования в сравнении с прошлым годом, первым и вторым полугодием текущего года.
- Рассылка информационных писем родителям о достижениях детей.
- Анализ и оценка результативности и эффективности проекта.
- Награждение победителей (памятными дипломами и ценными подарками).
В результате реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
- Повышение качества образования учащихся;
- Повышение социальной активности и воспитанности учащихся;
- Повышение престижа обучения;
- Создание базы данных одаренных детей.