Урок физики по теме "Сообщающиеся сосуды". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Сценарий занятия

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы – “зеленая шляпа” (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
  • Оптимисты – “желтая шляпа” (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);
  • Пессимисты – “черная шляпа” (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);
  • Эксперты – “синяя шляпа” (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Сама технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем – пессимистов, затем – экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность “взглянуть” на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

3–4 минуты – выступление “новаторов”;

2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

0.5 минуты – смена ролевых позиций для групп. Важным моментом использования метода “Шесть шляп” в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями “красной шляпы”) только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы Новаторы Оптимисты Пессимисты Штрафы Итого
1 группа          
2 группа          
3 группа          
4 группа          

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3–5 минут – завершающая часть занятия, выводы, награждения.

Длительность занятия – 45 минут.

Подготовительный этап – работа под полями “белой шляпы”.

Всем ученикам предлагается прочитать дома параграфы 38-40 учебника, просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и подумать над проблемой “Как создать макет сообщающихся сосудов”, подготовить компьютерные презентации на данную тему.

Приложение 1

Ход урока

Уважаемые ребята!

Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. Для этого создадим четыре научно-исследовательские группы. Мы уже определились: в каждой группе у нас есть главный исследователь, теоретик, экспериментатор, аналитик. (Учащиеся одной группы поднимают руки в знак приветствия). А для проведения исследования потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка из которого есть у каждого на столе. (Учитель демонстрирует страничку этого журнала). За каждый правильный ответ научно-исследовательская группа получит бонус в виде БАЛЛА

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

Одна группа будет “оптимистами”. Что вы будете делать?
– Отмечать в выступлении все положительное.

Другая группа – “пессимисты”. Что будет делать эта группа?
– Отмечать в выступлении все отрицательное.

Третья группа – “эксперты”.
– Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

Четвертая группа – “новаторы”. Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

1 раунд

Первыми начинают свое выступление “новаторы”, группа “Экспериментаторов” – “зеленая шляпа”
(презентуют свои макеты сообщающихся сосудов, компьютерные презентации).

Каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.

– Не была определена последовательность действий;
– нарушена техника безопасности;
– не все учащиеся давали точные физические формулировки;

Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)

– учащиеся в своих макетах показали основные свойства сообщающихся сосудов;
– доказали от чего зависит давление жидкости на перегородку между сосудами:
– показали очень занимательные презентации с анимационными рисунками своих макетов;
– в результате опытов и экспериментов учащиеся пришли к важному выводу о свободной поверхности покоящейся жидкости.

Эксперты:

– Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой.

Меняются ролевые позиции. Ставятся баллы в таблицу.

2 раунд

“Новаторами” выступает группа “Теоретиков”– они на доске с помощью математических выкладок и формул доказывают данные экспериментов.

Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.

– нарушен алгоритм действий;
– не была дана точная формулировка закона Паскаля;

Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)

– учащиеся доказали, что уровень однородной жидкости не зависит от формы сосуда;
– правильно использовали свойства пропорции :
– доказали с помощью формул, от чего зависит высота столба разнородной жидкости.

Эксперты:

  • Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.

Меняются ролевые позиции. Ставятся баллы в таблицу.

3 раунд

“Новаторами” выступают “Аналитики”– пытаются известными способами определить неизвестное вещество, налитое в сообщающиеся сосуды.

Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.

– нарушена последовательность логической цепочки рассуждений;
– в ответах искажались научные термины;
– не совсем правильно использовалась таблица плотностей;

Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)

– учащиеся правильно ответили на вопрос, что за вещество налито у них;
– правильно использовали предложенные инструменты;
– доказали свою гипотезу.

Эксперты:

  • Ребята – новаторы говорили четко, понятно. Было бы интересно услышать,

Ставятся баллы в таблицу. Подводятся итоги.

Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.

И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков – тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.