Сценарий занятия
В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Новаторы – “зеленая шляпа” (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
- Оптимисты – “желтая шляпа” (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);
- Пессимисты – “черная шляпа” (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);
- Эксперты – “синяя шляпа” (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Сама технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем – пессимистов, затем – экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность “взглянуть” на свою собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд длится около 10 минут:
3–4 минуты – выступление “новаторов”;
2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
0.5 минуты – смена ролевых позиций для групп. Важным моментом использования метода “Шесть шляп” в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями “красной шляпы”) только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.
Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.
Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.
Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группы | Новаторы | Оптимисты | Пессимисты | Штрафы | Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.
3–5 минут – завершающая часть занятия, выводы, награждения.
Длительность занятия – 45 минут.
Подготовительный этап – работа под полями “белой шляпы”.
Всем ученикам предлагается прочитать дома параграфы 38-40 учебника, просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и подумать над проблемой “Как создать макет сообщающихся сосудов”, подготовить компьютерные презентации на данную тему.
Ход урока
Уважаемые ребята!
Сегодня с вами мы своими руками изготовим чудесный сосуд и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. Для этого создадим четыре научно-исследовательские группы. Мы уже определились: в каждой группе у нас есть главный исследователь, теоретик, экспериментатор, аналитик. (Учащиеся одной группы поднимают руки в знак приветствия). А для проведения исследования потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка из которого есть у каждого на столе. (Учитель демонстрирует страничку этого журнала). За каждый правильный ответ научно-исследовательская группа получит бонус в виде БАЛЛА
Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:
Одна группа будет “оптимистами”. Что вы будете
делать?
– Отмечать в выступлении все положительное.
Другая группа – “пессимисты”. Что будет
делать эта группа?
– Отмечать в выступлении все отрицательное.
Третья группа – “эксперты”.
– Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и
пессимистов.
Четвертая группа – “новаторы”. Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.
В конце занятия поведем итоги, узнаем победителя. Следует напомнить ребятам о 10-ти бальной оценочной шкале и обратить внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.
1 раунд
Первыми начинают свое выступление “новаторы”,
группа “Экспериментаторов” – “зеленая шляпа”
(презентуют свои макеты сообщающихся сосудов,
компьютерные презентации).
Каждая группа работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.
Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.
– Не была определена последовательность
действий;
– нарушена техника безопасности;
– не все учащиеся давали точные физические
формулировки;
Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)
– учащиеся в своих макетах показали основные
свойства сообщающихся сосудов;
– доказали от чего зависит давление жидкости на
перегородку между сосудами:
– показали очень занимательные презентации с
анимационными рисунками своих макетов;
– в результате опытов и экспериментов учащиеся
пришли к важному выводу о свободной поверхности
покоящейся жидкости.
Эксперты:
– Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой.
Меняются ролевые позиции. Ставятся баллы в таблицу.
2 раунд
“Новаторами” выступает группа “Теоретиков”– они на доске с помощью математических выкладок и формул доказывают данные экспериментов.
Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.
– нарушен алгоритм действий;
– не была дана точная формулировка закона
Паскаля;
Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)
– учащиеся доказали, что уровень однородной
жидкости не зависит от формы сосуда;
– правильно использовали свойства пропорции :
– доказали с помощью формул, от чего зависит
высота столба разнородной жидкости.
Эксперты:
- Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.
Меняются ролевые позиции. Ставятся баллы в таблицу.
3 раунд
“Новаторами” выступают “Аналитики”– пытаются известными способами определить неизвестное вещество, налитое в сообщающиеся сосуды.
Пессимисты: “черная шляпа”– выделяют все отрицательные, непродуманные неучтенные моменты.
– нарушена последовательность логической
цепочки рассуждений;
– в ответах искажались научные термины;
– не совсем правильно использовалась таблица
плотностей;
Оптимисты: “желтая шляпа”(выделяют все позитивные моменты презентуемого проекта)
– учащиеся правильно ответили на вопрос, что за
вещество налито у них;
– правильно использовали предложенные
инструменты;
– доказали свою гипотезу.
Эксперты:
- Ребята – новаторы говорили четко, понятно. Было бы интересно услышать,
Ставятся баллы в таблицу. Подводятся итоги.
Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, прошу в своих страничках сделать один из трех рисунков – тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Дети рисуют и показывают, что у них получилось.