Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы.
А.П. Семенов

Начальная школа – первая ступенька в обучении, от качества которой зависит дальнейшее восхождение школьника по лестнице знаний. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить детей читать, писать, но и научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее? Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

Сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Это позволяет вывести на первое место педагогические технологии, основанные на использовании современных информационно-компьютерных средств. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ. Эти технологии могут быть органично включены в любой этап урока: при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков; во время индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Использование ИКТ позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста.

В своей практике я использую следующие варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:

  • урок с мультимедийной поддержкой
  • урок с компьютерной поддержкой
  • интегрированный урок

Применение ИКТ технологий позволяет сделать эти уроки более интересными и динамичными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, облегчает процесс запоминания изучаемого материала обучающимися, помогает “погрузить” ученика в предмет изучения, создать на уроке иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений. Подготовка к таким урокам значительно экономит время учителя. Использование ИКТ повышает культуру урока, позволяет дифференцировать подход к обучающимся, способствует формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияет на качество образования младших школьников.

Особое значение имеет работа с использованием ИКТ для детей, часто пропускающих занятия по болезни и обучающихся в экстернате. С такими детьми можно организовать дистанционное обучение и осуществлять контроль знаний.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение. ИКТ технологии способствует объединению сообщества “взрослые-дети”. Родители моих учеников стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных презентаций по различной тематике. Эти технологии помогли реально воплотить в жизнь идею преемственности между старшим и младшим поколениями. Дети вместе с родителями участвуют в Интернет–викторинах и Интернет–конкурсах.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современного учителя. ИКТ-компетентность учителя, как составляющая его профессиональной компетентности, определяет способность решать профессиональные проблемы: поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; участие в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; возможность поделиться идеями с учителями из разных регионов, найти единомышленников; применение готовых мультимедийных разработок в образовательных и воспитательных целях; создание учебных пособий; возможность оперативно сочетать разнообразные средства обучения.

Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль педагогических технологий, с использованием ИКТ, будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учителей.