Занятие в подготовительной группе "Путешествие по Солнечной системе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обобщение представлений о Солнечной системе, о планетах земной группы.

Задачи:

  1. Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.
  2. Поощрять стремление детей выражать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи. Обогатить словарь детей: орбита, планеты земной группы.
  3. Воспитывать у детей любознательность, чувство эмоционального удовлетворения, воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к окружающему миру.

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

  1. Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды.)
  2. Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо.)
  3. Ну-ка кто из вас ответит: и совсем не больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт. (Солнце.)
  4. Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц.)
  5. Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Планеты.)

Ребята, я не зря загадала эти загадки, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Хотите? Скажите, кто летает на космических ракетах? (Космонавты)

– Как звали первого космонавта, который полетел в космос? (Ю.А.Гагарин.) (Презентация.) (Слайд 2)
– Кто побывал в космосе до человека? (Собаки – Белка и Стрелка.) (Слайд 3)
– Ребята, а вы хотите стать космонавтами?
– Чтобы быть космонавтом надо быть очень храбрым, хорошо знать Солнечную систему.
– Скажите, что такое Солнечная система? (Слайд 4)
– Почему она называется Солнечной? (Потому что все планеты вращаются вокруг солнца.)
– Почему планеты не наталкиваются друг на друга? (У каждой планеты своя дорожка.)

Воспитатель: Правильно, каждая планета вращается вокруг солнца своим путем. Этот путь, по которому они проходят, называется орбитой.

Физ. минутка “Солнечная система”.

1 ребенок – Солнце, 9 детей – планеты. В центре стоит ребенок – Солнце. Остальные планеты занимают свои места. (белое полотно с нарисованными орбитами) звучит музыка.

Во время игры воспитатель закрепляет слово орбита.

Играют 2–3 раза. Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, мы все знаем, что планеты вращаются вокруг солнца. А что такое Солнце?

  • Расскажите про Солнце. (Слайд 5)
  • Какая планета самая первая от Солнца? (Меркурий.) Назовите состав. (Ответ: состоит из камней.)

Выставляется схема. Отмечаем планету и состав – Меркурий, камни.

  • Какая планета вторая от Солнца? (Венера.)  (Слайд 6)

Скажите главное отличие от других планет. (Ответ: самая яркая планета) Назовите состав. (Состоит из камней.) Отмечаем по схеме состав и планету. (Слайд 6)

  • Какая третья планета? (Земля)  (Слайд 6)

Назовите отличие (только на Земле есть жизнь), назовите состав (на Земле есть не только камни, но и воздух, кислород, которым можно дышать; есть вода и поэтому у нас растут деревья, цветы, а также есть различные животные).

Отмечаем по схеме состав: камни, воздух, вода.

Все эти планеты похожи на нашу Землю по размеру и по составу. Все они состоят из камня. И поэтому их называют планетами земной группы.

Воспитатель: Космонавты должны быть не только умными, но и здоровыми, закаленными.

– Сейчас я вам предлагаю провести перед полетом небольшую разминку перед полетом

Физкультминутка под музыку.

Дети садятся на стульчики.

Подготовкой я довольна
Из ребят никто не болен
Каждый весел и здоров
Каждый к полету готов.

– К полету мы подготовились, но мы еще не определили маршрут куда полетим. А для этого вы должны отгадать кроссворд.

  • Единственная планета, на которой есть жизнь (ЗЕМЛЯ)
  • Спутник Земли (ЛУНА)

Крыльев нет у этой птицы;
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звёзд. (РАКЕТА)

  • Эта звезда, которая дарит нам тепло и свет (СОЛНЦЕ)

Теперь давайте прочитаем, на какую планету мы летим. Это слово выделено красными буквами (МАРС).

Воспитатель: А на чем мы с вами полетим? (На ракете.)

Посмотрите ребята, какие бывают космические ракеты.  (Слайд 7)

Вы посмотрели, какие бывают космические корабли и ракеты, а сейчас я вам предлагаю построить самим (собирают из модулей).  (Слайд 8)

Мы построили ракету –
Корабля быстрее нету
Приглашаем всех в полет
В космос нас ракета понесет

Занимаем места, закрываем глаза. 54321 – мы в космос летим.

Приготовьтесь, у нас посадка.

(Планета Марс. Все красное – полотно, камни. Работает вентилятор).

Ребята, на какую планету мы приземлились? (На Марс.) (Слайд 9)

Это планета Марс. На Марсе очень холодно, дуют холодные и сильные ветра (работает вентилятор).Эта планета состоит из красных камней. Поэтому ее называют красной планетой. Воздух на Марсе состоит из газа им нельзя дышать. Ребята, давайте поищем воду, может где-то протекает ручей? (Нет.) Может, вы видите каких-нибудь животных? (Нет.) Здесь нет ничего живого, одни камни. Как вы думаете можно ли жить на Марсе? (Вывод: на Марсе нет воды, нет кислорода, поэтому и нет жизни.)

Звучит запись: Внимание, внимание, Земля вызывает, Земля вызывает! Всем вернуться на космическую ракету.

Отправляем обратно.

54321 – Ракета мы домой летим!
Вот и наша Земля!
Вот и наши поля!
Здравствуйте, моря соленые,
Здравствуйте, луга зеленые!
Мы с полета возвратились
И на землю приземлились!  (Слайд 10)

– Ребята, на какой планете мы с вами были?
– Почему там нельзя жить? (Ответы детей.) Ребята, посмотрите вот планета Марс, на которой мы с вами были. Здесь одни камни, нет ничего живого.  (Слайд 12)
– Посмотрите, планета Марс по размеру и по составу похожа на нашу Землю, можем ли мы отнести ее к планетам земной группы? (Да.) Выставляется схема, добавляется планета Марс.

А это наша планета Земля.  (Слайд 13)

Самая красивая, единственная планета, на которой есть жизнь. Давайте беречь нашу Землю.

Анализ занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о планетах земной группы, а на следующих занятиях поговорим о планетах гигантах.