Цель: Обобщение представлений о Солнечной системе, о планетах земной группы.
Задачи:
- Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.
- Поощрять стремление детей выражать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи. Обогатить словарь детей: орбита, планеты земной группы.
- Воспитывать у детей любознательность, чувство эмоционального удовлетворения, воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к окружающему миру.
Ход занятия
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
- Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды.)
- Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо.)
- Ну-ка кто из вас ответит: и совсем не больно жжёт, не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печёт. (Солнце.)
- Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц.)
- Вокруг родной матушки девять детушек кругами ходят. (Планеты.)
Ребята, я не зря загадала эти загадки, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Хотите? Скажите, кто летает на космических ракетах? (Космонавты)
– Как звали первого космонавта, который полетел в космос? (Ю.А.Гагарин.)
(Презентация.) (Слайд 2)
– Кто побывал в космосе до человека? (Собаки – Белка и Стрелка.) (Слайд
3)
– Ребята, а вы хотите стать космонавтами?
– Чтобы быть космонавтом надо быть очень храбрым, хорошо знать Солнечную
систему.
– Скажите, что такое Солнечная система? (Слайд 4)
– Почему она называется Солнечной? (Потому что все планеты вращаются
вокруг солнца.)
– Почему планеты не наталкиваются друг на друга? (У каждой планеты своя
дорожка.)
Воспитатель: Правильно, каждая планета вращается вокруг солнца своим путем. Этот путь, по которому они проходят, называется орбитой.
Физ. минутка “Солнечная система”.
1 ребенок – Солнце, 9 детей – планеты. В центре стоит ребенок – Солнце. Остальные планеты занимают свои места. (белое полотно с нарисованными орбитами) звучит музыка.
Во время игры воспитатель закрепляет слово орбита.
Играют 2–3 раза. Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, мы все знаем, что планеты вращаются вокруг солнца. А что такое Солнце?
- Расскажите про Солнце. (Слайд 5)
- Какая планета самая первая от Солнца? (Меркурий.) Назовите состав. (Ответ: состоит из камней.)
Выставляется схема. Отмечаем планету и состав – Меркурий, камни.
- Какая планета вторая от Солнца? (Венера.) (Слайд 6)
Скажите главное отличие от других планет. (Ответ: самая яркая планета) Назовите состав. (Состоит из камней.) Отмечаем по схеме состав и планету. (Слайд 6)
- Какая третья планета? (Земля) (Слайд 6)
Назовите отличие (только на Земле есть жизнь), назовите состав (на Земле есть не только камни, но и воздух, кислород, которым можно дышать; есть вода и поэтому у нас растут деревья, цветы, а также есть различные животные).
Отмечаем по схеме состав: камни, воздух, вода.
Все эти планеты похожи на нашу Землю по размеру и по составу. Все они состоят из камня. И поэтому их называют планетами земной группы.
Воспитатель: Космонавты должны быть не только умными, но и здоровыми, закаленными.
– Сейчас я вам предлагаю провести перед полетом небольшую разминку перед полетом
Физкультминутка под музыку.
Дети садятся на стульчики.
Подготовкой я довольна
Из ребят никто не болен
Каждый весел и здоров
Каждый к полету готов.
– К полету мы подготовились, но мы еще не определили маршрут куда полетим. А для этого вы должны отгадать кроссворд.
- Единственная планета, на которой есть жизнь (ЗЕМЛЯ)
- Спутник Земли (ЛУНА)
Крыльев нет у этой птицы;
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звёзд. (РАКЕТА)
- Эта звезда, которая дарит нам тепло и свет (СОЛНЦЕ)
Теперь давайте прочитаем, на какую планету мы летим. Это слово выделено красными буквами (МАРС).
Воспитатель: А на чем мы с вами полетим? (На ракете.)
Посмотрите ребята, какие бывают космические ракеты. (Слайд 7)
Вы посмотрели, какие бывают космические корабли и ракеты, а сейчас я вам предлагаю построить самим (собирают из модулей). (Слайд 8)
Мы построили ракету –
Корабля быстрее нету
Приглашаем всех в полет
В космос нас ракета понесет
Занимаем места, закрываем глаза. 54321 – мы в космос летим.
Приготовьтесь, у нас посадка.
(Планета Марс. Все красное – полотно, камни. Работает вентилятор).
Ребята, на какую планету мы приземлились? (На Марс.) (Слайд 9)
Это планета Марс. На Марсе очень холодно, дуют холодные и сильные ветра (работает вентилятор).Эта планета состоит из красных камней. Поэтому ее называют красной планетой. Воздух на Марсе состоит из газа им нельзя дышать. Ребята, давайте поищем воду, может где-то протекает ручей? (Нет.) Может, вы видите каких-нибудь животных? (Нет.) Здесь нет ничего живого, одни камни. Как вы думаете можно ли жить на Марсе? (Вывод: на Марсе нет воды, нет кислорода, поэтому и нет жизни.)
Звучит запись: Внимание, внимание, Земля вызывает, Земля вызывает! Всем вернуться на космическую ракету.
Отправляем обратно.
54321 – Ракета мы домой летим!
Вот и наша Земля!
Вот и наши поля!
Здравствуйте, моря соленые,
Здравствуйте, луга зеленые!
Мы с полета возвратились
И на землю приземлились! (Слайд 10)
– Ребята, на какой планете мы с вами были?
– Почему там нельзя жить? (Ответы детей.) Ребята, посмотрите вот планета
Марс, на которой мы с вами были. Здесь одни камни, нет ничего живого. (Слайд
12)
– Посмотрите, планета Марс по размеру и по составу похожа на нашу Землю,
можем ли мы отнести ее к планетам земной группы? (Да.)
Выставляется схема, добавляется планета Марс.
А это наша планета Земля. (Слайд 13)
Самая красивая, единственная планета, на которой есть жизнь. Давайте беречь нашу Землю.
Анализ занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о планетах земной группы, а на следующих занятиях поговорим о планетах гигантах.