Цели:
- Знакомить с творчеством русского классика А.С. Пушкина.
- Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения.
- Развивать интерес к самостоятельному чтению.
Задачи:
- учить сравнивать стихотворения и сказки;
- учить выделять голосом особенности пушкинской поэзии (интонация, темп чтения, особенности речи);
- расширять читательский опыт;
- способствовать развитию доброго отношения к людям;
- воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование для учителя:
- Картинный словарь, иллюстрации сказочных героев: Красная Шапочка, Золушка, Царевна-Лягушка, Кощей Бессмертный, Иван-Царевич, Буратино.
- Магнитные карточки букв: п, л, П, у, у, к, о, м, о, ш, р, к, ь, и, н, е.
- Портрет А.С.Пушкина.
- Интерактивный проектор и доска.
- Аудиозапись отрывка “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”.
Оборудование для учащихся:
- Учебник “Русская азбука” 1 класс В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина.
- Карточки для самостоятельной работы с отрывками из сказок.
- Интерактивный проектор и доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой на учебную деятельность.
На уроке обучения грамоте нам понадобится учебник, пенал.
Покажите, как вы готовы к тому, чтобы выполнить все задания, преодолеть все
трудности. (Правильная посадка за партой.)
2. Актуализация знаний.
– Ребята! Если спросить вас: “Какие книги вы любите читать больше всего?”, то я думаю, что большая часть из вас ответит: “Сказки!” Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.
Прочитаем на доске запись. “Что за прелесть эти сказки!”
Что вы прочитали? (Предложение.)
– Докажите. (Предложение – это законченная мысль.)
– С какой интонацией надо читать предложение?
Сказки бывают разные: народные и авторские. А среди авторов сказок есть один, которого мы все знаем и любим. Его высказывание мы прочитали на доске. Чтобы узнать фамилию этого автора, послушайте загадки и ответьте на вопросы.
1.
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)
На доску вывешивается иллюстрация Красной Шапочки.
– Назовите третий звук в слове шапочка. Какой буквой обозначается? (П).
На дополнительной доске расположены магнитные карточки с буквами:
п, л, П, у, у, к, о, м, о, ш, р, к, ь, и, н, е.
Найдите нужную карточку с этой буквой. Поместите под картинкой.
2.
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал.
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь.
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Кто это? (Золушка.)
На доску вывешивается иллюстрация Золушки.
– Назовите гласный звук во втором слоге. (У). Найдите нужную букву.
3.
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто – то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделалась мигом красивой, пригожей? (Царевна – лягушка.)
На доску вывешивается иллюстрация Царевны-Лягушки.
– Назовите в слове лягушка всегда твердый звук. (Ш). Найдите нужную букву.
4.
Я – богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь? (Кощей Бессмертный.)
На доску вывешивается иллюстрация Кощея Бессмертного.
– Назовите первый звук в слове кощей (К). Найдите нужную букву.
5.
У кого ты не спроси –
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак,а звать – … (Иван.)
На доску вывешивается иллюстрация Ивана-Царевича.
– Назовите первый звук в слове Иван (И). Найдите нужную букву.
6.
В его руке от счастья ключ,
И потому он так везуч!
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодеям он покажет нос
И рассмешит друзей до слез!
Его повсюду узнают!
Героя нашего зовут… (Буратино.)
На доску вывешивается иллюстрация Буратино.
– Назовите первый звук четвертого слога в слове Буратино (Н). Найдите нужную
букву.
– Прочитайте получившееся слово (пушкин).
– Что заметили? Ошибку. (Имена собственные пушутся с большой буквы). Ученики
исправляют ошибку.
– Сегодня наш урок мы посвящаем замечательному поэту и его сказкам.
Знакомство с автобиографией Пушкина.
Презентация. Слайд 2.
Это портрет Александра Сергеевича Пушкина.
Слайд 3.
Два века назад 6 июня 1799 года в Москве в семье Пушкиных родился мальчик,
которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
Слайд 4.
Его очень любили родители: Надежда Осиповна и Сергей Львович.
Слайд 5.
Любовь к родному языку маленькому Пушкину привила бабушка Мария Алексеевна.
Слайд 6.
Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна.
Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушка.
Слайд 7.
В детстве Саша рано начал читать. Песни и сказки, которые рассказывала ему
няня, запомнились ему на всю жизнь.
Слайд 8.
Многие сказки своей няни Пушкин использовал как сюжеты собственных сказок
(только в стихах).
Слайд 9.
Так же как и в русских народных сказках, Пушкин высмеивает жадность,
предательство, зависть.
А добро в его сказках всегда торжествует над злом.
4. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на стр. 94 и рассмотрите иллюстрацию. Кто изображен здесь?
– Здесь изображен Пушкин – мечтающий, сочиняющий в тени ветвей своего
знаменитого дуба.
– Где рос этот дуб? (У Лукоморья.)
– В каком произведении Пушкина мы встречали это слово? (Вступление к поэме
“Руслан и Людмила”.)
– Что означает слово лукоморье?
Слайд 10.
Лукоморье – это морской залив.
Слайд 11.
5. Физкультминутка.
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбки весело плескались,
Расправляли плавнички.
Что ж поплавали немножко?
За работу, первачки!
Слайд 12.
6. Вступление к поэме “Руслан и Людмила” читают дети.
– Давайте расскажем наизусть это стихотворение по очереди. Напоминаю, что первый рассказчик начинает с имени автора и названия. Ученики рассказывают стихотворение.
7. Игра “Наборщик”.
– Составьте слово “лукоморье” из букв разрезной азбуки.
– Из букв, входящих в слово “лукоморье”, составим слова.
Слайд 13.
8. Словарная работа.
Говори правильно.
– Прочитаем слова сначала орфографически, а затем орфоэпически. Значения
слов.
С мольбой (мольба – просьба).
Позолоченный – покрытый золотой краской.
Во тьме (тьма – темнота).
Светлоокий – светлые глаза.
Девы красной – красивой девушки.
На стороже – на страже.
9. Прослушивание аудиозаписи отрывка “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” и работа с текстом.
– Что в этой сказке случилось с царевной?
– Как она была освобождена?
– Какие знаки препинания встретились в отрывке?
– С какой интонацией надо читать?
Чтение цепочкой отрывка на стр. 95.
– Назовите действующих лиц в стихотворении.
Выразительное чтение отрывка.
Слайд 14.
10. Работа с иллюстрацией на стр. 95.
– Рассмотрите иллюстрацию к “Сказке о рыбаке и рыбке” на слайде.
– Какой момент сказки изображен на слайде?
– К какой сказке А. С. Пушкина относится иллюстрация на стр. 95?
– О чем сказка?
– Как золотая рыбка проучила старуху?
– За что была наказана старуха? (Жадность, жажда власти и богатства.)
– С чем осталась старуха? (С разбитым корытом.)
Слайд 15.
– Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”? (Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)
13. Работа с пословицами.
Слайд 16.
Ученики читают пословицы.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Жадность и зависть до добра не доведут.
– Что вы прочитали?
– Чему нас учит сказка?
– Какая из пословиц отражает главную мысль сказки?
Если будешь иметь много желаний, то не добьешься своей цели.
Чем больше имеешь, тем больше желаешь.
Жадность и зависть до добра не доведут.
– Какие еще сказки Пушкина вы знаете?
14. “Угадай сказку”.
Слайды 17– 18.
– К какой сказке иллюстрации?
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о попе и работнике его Балде
- Сказка о царе Салтане
15. Игра “Найди пару”.
Слайд 19.
Работа с интерактивной доской.
– Кто из какой сказки? Соедините волшебными ниточками героя сказки с ее
названием.
Шамаханская царица Царевна Лебедь Говорящее зеркальце Балда Сварливая старуха |
Сказка о царе Салтане Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Сварливая старуха |
16. Физкультминутка для глаз “На море”.
Слайды 20–23.
17. Игра “Буква потерялась”.
Слайд 24.
Работа с интерактивной доской.
Вставьте пропущенную букву. Напишите, сколько букв и звуков в словах?
– Каким фруктом отравилась царевна в “сказке о мертвой царевне”?
__блоко – _б. _зв
– Под каким деревом грызла орешки белка?
ел__ – _б. _зв.
– Чем старик ловил рыбу?
не__од – _б. _зв.
– Как звали дядьку 33 богатырей?
_ерномор – _б. _зв.
18. Итог урока.
– Что особенно понравилось и запомнилось на уроке?
– Чему учат сказки Пушкина? (Доброте, любви, верности.)
– Пушкин оставил нам богатое наследство – свои сказки. Заканчивая урок, я
надеюсь что, добро, которое прославляет Пушкин в своем творчестве надолго
останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Вот и все. Последней сказки закрываем мы страницу!
На уроке на волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять!
Слайд 25.
Спасибо за урок!