Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов
Я – счастливый человек! Я – учитель, а эта профессия уникальная. Уникальность ее в том, что нам в лице детей доверено наше будущее, будущее нашей Родины.
“Мы устремлены в будущее. В это будущее мы идем через обновление. Где же мера этого обновления? Она в обновлении Школы. Школу реформирует учитель, но он же и деформирует ее. Обновляется учитель – значит. Обновляется школа. Деградирует учитель – значит, деградирует школа. А то что со школой, то и с обществом. Только! Только! Только учитель – Герой духа, есть творец героического преобразования мира и просвещения, а значит – Отечества!” – утверждал Ш. Амонашвили.
Цель работы учителя – воспитание личности. Личность рождается в борьбе с самим собою, в процессе самопознания и самоопределения, и воспитание должно быть нацелено на то, чтобы направить ребенка на путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе. Но как огонь разжигается огнем, так и личность формируется личностью воспитателя. На решающую роль личности учителя указывали многие выдающиеся педагоги и деятели народного просвещения. Ушинский писал: “Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей, а оттуда уже переходит в характер воспитанников. Ничем нельзя заменить влияние человеческой личности”
Я не “работаю с детьми”, а живу с ними, делю с ними радости и печали, взлеты и падения, не допускаю фальши в отношениях. Мне доставляет радость видеть сияющие глаза, задорные улыбки своих ребят, меня вдохновляют их маленькие победы, их успех! Моя задача – помочь ребенку найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть и свой талант.
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет.
У каждой есть особое, свое,
И нет других похожих на нее.
Конечно, это требует от меня навыков, знаний, умений, педагогического мастерства. Моими незаменимыми помощниками стали книги, педагогические открытия, опыт моих коллег. Я – учитель. Два волшебных слова, которые заставляют меня заглянуть в собственное сердце, в собственные мысли. “Зорко лишь сердце, самого главного глазами не увидишь!”, как писал Сент-Экзюпери. Хватит ли мне сил идти в ногу со временем, быть интересной, разной, новой? Расту я, растут мои дети. Они живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в детстве день кажется годом, а год вечностью. Они не дают мне стоять на месте, я учу и воспитываю их, а они – меня.
Я – счастливый человек! Я – учитель! Я смогу сказать что я состоялась как учитель тогда, когда мои дети состоятся как личности самодостаточные, неравнодушные, гармоничные.
Как много нужно мастеру уметь,
Но не одним уменьем он блистает,
Он золотом гореть заставит медь
Да выдавать за золото не станет.
Н. Рыленков