Цели урока:
- обобщить знания о представлении информации в памяти компьютера;
- дать представление о единицах измерения информации;
Задачи урока:
образовательные:
- научиться измерять информацию;
- сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков;
развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, информационную культуру учащихся;
воспитательные:
- воспитывать правила поведения в компьютерном классе, бережное отношение к компьютерной технике;
- формировать умения применять на практике полученные знания;
- воспитывать интерес к учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование компьютерный класс, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник для 6-го класса Л.Л. Босовой “Информатика”, рабочая тетрадь для 6-го класса, презентация, тест, задание для интерактивной доски, задания для практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
- Приветствие класса.
- Контроль отсутствующих.
- Техника безопасности в кабинете информатики.
Актуализация знаний.
Мы знаем, что информация может быть представлена с помощью последовательности нулей и единиц.
Слайд 1. (Приложение 1). – Вам предлагается расшифровать двоичные цепочки (Приложение 2, задание для интерактивной доски. Для выполнения задания используется таблица кодировки КОИ, учащиеся могут воспользоваться таблицей в РТ с.21)
– Напомните мне, как представить в цифровом виде графическую информацию? (Существует два способа представления графической информации в цифровом виде: растровое и векторное кодирование.) Двум учащимся в качестве творческого домашнего задания необходимо было создать одно и тоже изображение в разных программах. Одному – в Paint, второму – Word (Приложение 3). Вам предлагается определить и пояснить, какое из них нарисовано в Paint, а какое в Word. (Ответы, комментарии учащихся.)
Изложение нового материала.
Всё в нашем мире можно сосчитать или измерить. Вам известны единицы измерения длины. Подскажите, в каких единицах измеряется длина? (Миллиметры, сантиметры, метры и километры.)
Слайд 2. В каких единицах измеряется масса, время, угол? (Масса измеряется в граммах, килограммах, центнерах и тоннах. Углы измеряются в градусах. Время – в секундах, минутах и часах.)
– А как вы думаете информацию можно измерить? (Да, возможно.)
– А как измерить информацию?
Слайд 3. – Вот сегодня нам предстоит это выяснить.
Слайд 4. Учащимся предлагается ребус, разгадав который они определят минимальную единицу измерения информации. (Ответ: бит.)
– Бит – это наименьшая единица измерения информации, обозначающее 0 или 1.
Это как вы, помните клетка памяти компьютера.
Слайд 5. – Представьте, что вы роботы, вам даётся инструкция. Исполнив, правильно команды вы получите ещё одну единицу измерения информации.
- Записать слово бит.
- Вставить букву н после буквы и. (бинт)
- Заменить букву и на а. (бант)
- Заменить букву а на й. (байт).
Слайд 6. Байт – последовательность информации, состоящая из 8 бит. Байт может обозначать знак или цифру.
– Именно в байтах и более крупных величинах измеряется объем компьютерной информации.
Слайд 7.
– Подсчитаем информационный объём слова ИНФОРМАТИКА
Слово состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов.
Мы подсчитали объем 1 слова. А если нам необходимо подсчитать объем книги или целой библиотеки? Получится очень большое число.
Слайд 8.
Для измерения больших объемов информации мы будем использовать следующие единицы:
1 Кбайт (один килобайт) = 1024 байт;
1 Мбайт (один мегабайт) = 1024 Кбайт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 1024 Мбайт.
Физкультминутка:
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз контакты не искрят,
Два – суставы не скрипят,
Три прозрачен объектив,
Я исправен и красив.
Для глаз и настроения:
Глазки вверх поднимем мы – улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы – улыбнемся,
Глазки влево повернем – улыбнемся.
Глазки вправо повернем –
И работать мы начнём
Слайд 9. Пример.
Каждая страница учебника содержит чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Учебник состоит из 176 страниц. Определите информационный объем учебника – Информатика 6 класс
На каждой странице вашего учебника помещается чуть меньше 40 строк, в каждой строке – примерно 60 символов. Следовательно, страница учебника имеет информационный объем около 2400 байтов, а весь учебник, состоящий из 176 страниц, – 422 400 байтов информации.
Чтобы перейти от байтов к килобайтам, разделим это число на 1024. Получим: 422 400 байт ≈ 413 Кбайт. Для перехода к мегабайтам выполним деление числа 413 на 1024. Получим: 413 Кбайт ≈ 0,4 Мбайт.
Слайд 10–11. Объем компьютерных информационных носителей также измеряется в мегабайтах и гигабайтах. Так, flash-карта имеет объем (емкость) 1–16 Гбайт, стандартный жесткий диск – 40–120 Гбайт, компакт-диск (CD) – 650 Мбайт, цифровой диск (DVD) – от 4,7 до 17 Гбайт.
– Ребята как выдумаете, какая сегодня тема урока? (Единицы измерения информации.)
Правильно.
Слайд 12.
А сейчас вы можете себя проверить, как вы разобрались в новом материале.
Слайд 13. Закрепление. Тест “Единицы измерения информации” (Приложение 4) работа за компьютером и в тетрадях (№ 42).
Слайд 14. Практическая работа “Маркированные списки” (Приложение 5).
Слайд 15. Домашнее задание: §1.4, РТ: № 43,44 (стр.38).
Слайд 16. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Литература:
- Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 208с.
- Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса.– М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 118 с.
- Босова Л.Л. Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах. Методическое пособие + CD. http://whoyougle.ru/measure/information
- Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. – М.: Новая школа, 1997. – 16 с. http://www.onas.info/Novikova.interesno.html