Первый год обучения иностранному языку особенно труден для учащихся. Как один из приемов облегчения усвоения материала на этом этапе становится игра. Для учащегося младшего школьного возраста игра – привычный вид деятельности, основной способ взаимодействия ребенка с миром: она помогает лучше запомнить большее количество пройденного материала и делает его для ребенка более понятным и доступным. Возникающие в игре трудности преодолеваются ребенком легко, в игре включается механизм соревнования, соперничества, учащимся движет желание победить.
О важности игрового элемента в учебном процессе говорит значительное количество публикаций по этому вопросу. В моей статье затронут аспект обучения произношению на начальном этапе изучения иностранного языка. Это сложный и кропотливый процесс. Игровая деятельность позволяет закрепить изученный материал легче и в большем объеме, навыки и умения формируются быстрее. Этот прием – обучение с удовольствием – является краеугольным камнем фундамента прочных знаний ребенка, делая познавательную деятельность доступной и понятной любому ученику.
Положительное влияние на учебный процесс игровых приемов способствует увеличению словарного запаса, закреплению ранее полученных знаний и умений. Этот прием позволяет достаточно легко отработать интонацию, произношение, одновременно развивая фантазию и творческие способности ребенка.
Основываясь на собственном опыте, мне кажется заслуживающим внимания следующие рекомендации:
- При проведении подобных уроков учитель отбирает содержательный компонент с учетом накопленного лексического материала:
- Используются персонажи сказок, понятные для детей образы.
- Готовится наглядный материал (таблицы, рисунки, игрушки, транскрипционные значки и т.д.), что позволяет ребенку включаться в игру с большим удовольствием, это способствует гуманизации педагогического процесса, столь актуального в последнее время.
Следующие приемы работы над произношением на начальном этапе обучения английскому языку мне показались интересными: когда вводится буква или буквосочетание, учащиеся должны уметь произносить букву (буквосочетание ), знать транскрипцию и уметь назвать слова, в которых эта буква или буквосочетание встречается.
Для себя я сделала список слов, в которых встречается тот или иной звук, и при изучении букв я просила учащихся назвать букву и звук (или звуки), которые дает эта буква. Для убыстрения процесса использовалась наглядность.
Например, буква А a.
Я показываю учащимся эту букву и прошу:
Children, name the letter – А а.
Sound the letter [ei], [?], Затем я показываю транскрипционные значки:
сначала [ei], потом [?] What words with this letter do you know?
Можно прикрепить транскрипционный значок к магнитной доске и ниже – картинки со
словами, в которых этот звук встречается:
[ei] | [ᴂ] | ||
baby Kate plate plane table lazy cake Jane name apron May tasty take snake cage |
Попутно можно задать вопросы: “Ребята, а каким бывает пирог?” Учащиеся отвечают: “Tasty”. “ А каким может быть нерадивый ученик?”– “Lazy.” “ Что надевают на кухне, когда готовят, чтобы не испачкаться?”– “Apron.”
|
apple cap sad parrot man rabbit lamp salad hat tram van black |
Попутно можно задать вопросы: “А какой это цвет?”
(показывается карточка ) – “Black .” Показывается картинка печального человека – “Скажите, какое у него настроение?” – “He is sad.” |
Буква Е е.
Name the letter. Sound the letter [e], [i:]. What words with this letter do
you know?
На доску прикрепляются транскрипционные значки и картинки со словами, в которых
эти звуки встречаются.
[e] | [i:] | ||
egg bed kettle neck dress red egg hen pet desk pen pencil wet |
Показывается картинка веселого человека: “Ребята, как
мы называем этого человека?”– “A merry man.” “ Какой бывает погода, когда идет дождь?”– “Wet.” |
tea eat sleep green sweet teeth three tree cream tea-spoon tea-pot bee Pete meet keep pea |
Показывается карточка: “А какой это цвет?” – “Green.” Показывается конфета: “Ребята, а какой обычно бывает конфета?” – “Sweet.” “А если каждый день есть много конфет, что можно испортить?”– “Teeth.” |
Такие занятия носят не только образовательную, но и воспитательную функцию, они заставляют ребенка практически применять имеющиеся знания, задания заставляют ребенка задуматься над тем, что и как он делает.
Буква I i.
Name the letter.
Sound the letter [ai], [i]. What words with this letter do you know?
[ai] | [i] | ||
bike tie fine kite tiger pie Mike Hi! I |
“Что дети любят есть, приходя в гости к бабушке?”– “Pies.” | big Tim Bill little kitten pig slipper ship milk picture fish dish |
“Что надевают, когда приходят домой?” – “Slippers.” |
Буква О о.
Name the letter – O o.
Sound the letter – [ ou ], [ ? ]. What words with this letter do you know?
[ ou ] | [?] | ||
boat coat soap crow goat snow note rose nose sofa soldier |
“Из чего дети любят лепить снежки зимой?” – “Snow.” | cock box sock doll bottle pot clock block frog dog pond forest |
“Какой человек вызывает уважение?” – “Honest.” |
Буква U u.
Name the letter – U u.
Sound the letter – [ju:] , [?] , [?]. What words with this letter do you know?
[ju:] | [?] | [?] | |||
tulip cucumber duty music suit Tuesday |
“Какой цветок очень популярен в Голландии?” – “A tulip.” | put pull push full |
“Как перевести на английский язык “ Тяни – толкай ”? – “Pull and Push.” | bus bun cup butter nut funny sunny sunflower puzzle puppy duck gun drum plum |
(Показывается картинка маленького пушистого щенка). “Как можно назвать этот маленький пушистый комочек?” – “A funny puppy.” |
Буква Yy.
Name the letter.
Sound the letter [i], [ai], [j]. What words with this letter do you know?
[i] | [ai] | [j] | |||
merry berry teddy baby Granny pony Betty |
“Кто лучше всех в семье печет пирожки?” – “Granny.” | my butterfly dry bye |
“Какое насекомое носит название “Адмирал”, “Павлиний глаз”? – “A butterfly.” | yard yes yellow young |
“Какого цвета солнце?” – “Yellow.” |
Учитель показывает буквосочетание sh.
Name it.
Sound it [ʃ].
What words with this combination of letters do you know?
Dish, fish, radish, ship, shoe , mushroom, brush, eyelashes.
Учитель показывает буквосочетание ch .
Name it.
Sound it [ʧ].
What words with this combination of letters do you know?
Chicken, chess, China, chips, cheese, cheek.
Учитель показывает буквосочетание th.
Name it.
Sound it [ð] , [ϴ].
What words with this combination of letters do you know?
[ ð ] | [ ϴ ] | |||
they then their the |
Определенный артикль в английском языке. The. | thin thick three Thursday thorn think |
“У писателя Чехова есть рассказ “Толстый и тонкий”. Переведите его на английский язык.”– “Thick and Thin” |
Учитель показывает буквосочетание сk.
Name it.
Sound it [k].
What words with this combination of letters do you know?
Nick, Jack, clock, block , brick, duck, lock, pick, lick, cricket, sick, и т. д.
Учитель показывает буквосочетание ar [a:].
What words with this combination of letters do you know?
(а + r) [а:] | |
March mark farm car star park |
“Назовите первый месяц весны”. – “March.” |
Учитель показывает буквосочетание ir [з:].
What words with this combination of letters do you know?
(i + r) [з:] | |
girl bird circus dirty shirt skirt |
“Где выступают клоуны?” – “A circus.” |
Учитель показывает буквосочетание or [o:].
What words with this combination of letters do you know?
o + r) [o:]( | |
horse shore short corn bore more |
“Без чего нельзя себе представить ковбоя?” – “A horse.” |
Таким образом можно отработать любые буквы и буквосочетания.
Знание слов расширяет словарный запас учащихся, помогает им построить четкую систему взаимосвязи букв и звуков и проассоциировать слова с транскрипционными значками.
Чтобы разнообразить и оживить урок, можно воспользоваться таким заданием:
из цветного картона, размером А4, вырезаются облака. На каждое облако наклеиваются буквы, например, на синее B – L L, на красное – P – N Y , на желтое – K – T E, на черное – – G G, на зеленое – B – B Y, и т.д. Вместо одной из букв – отверстие, куда учащиеся должны вставить нужную одну или две буквы. Учащимся дается на парту 4 таких облака и 4 или более букв (в редком случае –по две, для слова B – – , например), которые нужно вставить по одной в отверстие в каждом облаке, чтобы получилось задуманное слово.
Белый лист в наборе цветной бумаги используется для того, чтобы вырезать из него буквы E, A, O, I, U на ножке и затем вставить одну или две буквы в нужное отверстие.
Слова берутся такие: <Рисунок1>
1 парта –
P – N Y , K – T E , – G G , B – B Y | Буквы O I E A на ножке |
2 парта -
B – X , – P P L E , N – M E , T – B L E | Буквы O A A A на ножке |
<Рисунок2> 3 парта –
M – LK , C – K E , C – T , F – S H | Буквы I A A I на ножке |
4 парта –
F – N E , P – P P Y , B – – , L – M P | Буквы I U E E A на ножке |
<Рисунок3> 5 парта –
D – L L , B – L L , W – L L , N – T | Буквы O A A E на ножке |
6 парта –
T – D D Y , L – M O N , K – T T E N , B – S | Буквы E E I U на ножке |
Так как в группе 10–12 учащихся, такого количества слов достаточно для
эффективной работы.
Учащимся дается 5–7 минут, чтобы вставить в отверстие нужную букву. Побеждают те
учащиеся, кто правильно и быстрее всех сделает задание.
Этот вид работы можно предварить шуточным объявлением:
Ребята, посмотрите!
Розыск!
W A N T E D!
Разыскивается нужная буква.
Или:
Do you like puzzles, children? I think you do.
Let’s solve these puzzles.
LOOK! CLOUDS!
Work in pairs.
Fill in the letters into the clouds to create words. Read the words.
И в качестве завершения: безусловно, игровой момент вызывает большой интерес у учащихся, они с удовольствием включаются в игру, у учителя есть замечательная возможность задействовать в работе т.н. “фактор успеха”, который позволит поощрить лидеров и воодушевить ребят со слабым вниманием, памятью или непосед, которым трудно и 5 минут усидеть на месте. Поощрение минимальных успехов поможет учителю поддержать интерес к предмету, его доброжелательность, терпение, помощь ученику в трудных ситуациях, ориентация на успех – очень мощный психологический фактор, позволяющий в итоге достичь важного для каждого учителя результата – его предмет становится любимым и нужным ученикам.
Используемая литература:
- Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке//Иностр. языки в школе. – 2008. – № 4, стр. 52– 57.
- Архангельская Е.С. Изучаем английский язык. 0 М.:Эксмо, 2003.
- Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Газета “Первое сентября”.№ 21.01–15 ноября. 2009, стр. 22–28.