Модульный урок "Углерод и его соединения". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: Изучение строения атома углерода и элементов подгруппы углерода, его физических и химических свойств, а так же свойств его соединений и их биологического значения.

Задачи:

1. Образовательные:
учащиеся должны на основе имеющихся знаний о строении атома и взаимосвязи его со свойствами сделать предположение о физических и 0 – химических свойствах углерода и его соединений.

2. Воспитательные:
– совершенствование коммуникативных умений;
– развитие умения самостоятельной работы по добыванию знаний.

3. Развивающие:
– развитие умения прогнозировать свойства элементов и их соединений;
– развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
– развитие положительной мотивации обучения.

Оборудование урока: Периодическая система Д.И.Менделеева, комплект с заданиями и приложениями для каждого учащегося.

УЭ – 1 Входной контроль.

Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах подгруппы углерода.

Задание. Ответьте на вопросы. Работайте с классом, выставляйте баллы в лист контроля (см. Приложение 1).

1. Перечислите элементы подгруппы углерода 1балл.

2. Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов элементов IV группы главной подгруппы. 1балл.

3. Как изменяются свойства элементов в подгруппе (окислительные, восстановительные, металлические, неметаллические). Почему? 1балл.

4. Какие степени окисления характерны для элементов IV группы гл. подгруппы? Какие степени окисления характерны для углерода. 2балла.

УЭ -2

Цель. Углубление знаний о строении атома углерода.

Задание. Прочитайте в учебнике (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия-9 М.: Вентана-Граф, 2007) с.160–162

1. Как изменяется радиус атомов элементов подгруппы углерода с увеличением заряда ядра? 1балл.

2. Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают углерод и кремний? 2балла.

3. Приведите примеры соединений углерода с характерными степенями окисления. 3 балла.

4. Составьте формулы соединений:
а) карбонат аммония
б) карбид кальция
в) карбонат магния
г) сероуглерод

4 балла.

5. Определите степени окисления элементов в соединениях:

1-й вариант:
SiC, CO, Na2CO3, SiO2, SnCl2, PbCl2, H2SiO3

2-й вариант:
CO2, PbSO4, CH4, SnS, PbO2, CaCO3, SiO2

4 балла.

УЭ – 3

Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать сведения о физических и химических свойствах углерода как простого вещества.

Задание. Прочитайте в учебнике с.162-166. Изучите в опорном конспекте (см. Приложение 2) блок “Углерод”. Ответьте на вопросы.

1. Расскажите об аллотропных видоизменениях углерода. 2 балла.

2. В чем причина отличий в свойствах аллотропных видоизменений? 2 балла.

3. Где применяются различные аллотропные видоизменения углерода? 1 балл.

4. Что такое адсорбция? Где она применяется? 2 балла.

5. Дайте характеристику окислительных и восстановительных свойств углерода. Напишите уравнения соответствующих реакций. 3 балла.

УЭ – 4

Цель. Самостоятельно изучить свойства соединений углерода, углубить знания о свойствах углерода.

Задание. Прочитайте в учебнике с.167-172. Изучите в опорном конспекте (см. Приложение 2) блок “Соединения углерода”. Ответьте на вопросы.

1. Дайте краткую сравнительную характеристику оксидов углерода. 2 балла.

2. Качественная реакция на оксид углерода (VI). 1 балл.

3. Запишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа с
а) основным оксидом
б) основанием

2 балла.

4. Какая кислота соответствует оксиду углерода (VI), охарактеризуйте ее свойства. 3 балла.

5. Почему угольная кислота образует два ряда солей. Приведите примеры, назовите вещества. 2 балла.

6. Как определить угольную кислоту и ее соли. Напишите качественную реакцию на карбонат-ион. 2 балла.

7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

1-й вариант:
Уголь – карбид алюминия – метан – оксид углерода (VI) – карбонат натрия – карбонат кальция – оксид углерода (VI). 8 баллов.

2-й вариант:
Уголь – оксид углерода(VI) – карбонат кальция – гидрокарбонат кальция – карбонат кальция – оксид углерода(VI) – уголь(сажа).

8 баллов.

УЭ – 5

Цель. Самостоятельно изучить биологическое значение, применение углерода и его соединений.

Задание. Прочитайте в учебнике с.173–174. Обсудите в группе следующие вопросы:

1. Биологическое значение углерода. 1 балл.

2. Как углекислый газ влияет на климат Земли. 1 балл.

3. Как осуществляется круговорот углерода в природе. 1 балл.

4. Напишите формулы и названия соединений углерода, применяемых в промышленности и в повседневной жизни. 4 балла.

УЭ – 6

1. Прочитайте еще раз цели урока.

2. Подумайте, достигли ли вы их и в какой степени?

3. Подсчитайте сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок.

  • Если все задания выполнены, сдайте тетрадь на проверку, дома повторите материал учебника с.160–172.
  • Если вы выполнили не все задания, дома повторите материал учебника с.160-172 и продолжите выполнение заданий на следующем уроке.