Цель урока: Изучение строения атома углерода и элементов подгруппы углерода, его физических и химических свойств, а так же свойств его соединений и их биологического значения.
Задачи:
1. Образовательные:
– учащиеся должны на основе имеющихся знаний о строении атома и взаимосвязи
его со свойствами сделать предположение о физических и 0 – химических свойствах
углерода и его соединений.
2. Воспитательные:
– совершенствование коммуникативных умений;
– развитие умения самостоятельной работы по добыванию знаний.
3. Развивающие:
– развитие умения прогнозировать свойства элементов и их соединений;
– развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
– развитие положительной мотивации обучения.
Оборудование урока: Периодическая система Д.И.Менделеева, комплект с заданиями и приложениями для каждого учащегося.
УЭ – 1 Входной контроль.
Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах подгруппы углерода.
Задание. Ответьте на вопросы. Работайте с классом, выставляйте баллы в лист контроля (см. Приложение 1).
1. Перечислите элементы подгруппы углерода 1балл.
2. Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов элементов IV группы главной подгруппы. 1балл.
3. Как изменяются свойства элементов в подгруппе (окислительные, восстановительные, металлические, неметаллические). Почему? 1балл.
4. Какие степени окисления характерны для элементов IV группы гл. подгруппы? Какие степени окисления характерны для углерода. 2балла.
УЭ -2
Цель. Углубление знаний о строении атома углерода.
Задание. Прочитайте в учебнике (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия-9 М.: Вентана-Граф, 2007) с.160–162
1. Как изменяется радиус атомов элементов подгруппы углерода с увеличением заряда ядра? 1балл.
2. Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают углерод и кремний? 2балла.
3. Приведите примеры соединений углерода с характерными степенями окисления. 3 балла.
4. Составьте формулы соединений:
а) карбонат аммония
б) карбид кальция
в) карбонат магния
г) сероуглерод
4 балла.
5. Определите степени окисления элементов в соединениях:
1-й вариант:
SiC, CO, Na2CO3, SiO2, SnCl2,
PbCl2, H2SiO3
2-й вариант:
CO2, PbSO4, CH4, SnS, PbO2, CaCO3,
SiO2
4 балла.
УЭ – 3
Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать сведения о физических и химических свойствах углерода как простого вещества.
Задание. Прочитайте в учебнике с.162-166. Изучите в опорном конспекте (см. Приложение 2) блок “Углерод”. Ответьте на вопросы.
1. Расскажите об аллотропных видоизменениях углерода. 2 балла.
2. В чем причина отличий в свойствах аллотропных видоизменений? 2 балла.
3. Где применяются различные аллотропные видоизменения углерода? 1 балл.
4. Что такое адсорбция? Где она применяется? 2 балла.
5. Дайте характеристику окислительных и восстановительных свойств углерода. Напишите уравнения соответствующих реакций. 3 балла.
УЭ – 4
Цель. Самостоятельно изучить свойства соединений углерода, углубить знания о свойствах углерода.
Задание. Прочитайте в учебнике с.167-172. Изучите в опорном конспекте (см. Приложение 2) блок “Соединения углерода”. Ответьте на вопросы.
1. Дайте краткую сравнительную характеристику оксидов углерода. 2 балла.
2. Качественная реакция на оксид углерода (VI). 1 балл.
3. Запишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа с
а) основным оксидом
б) основанием
2 балла.
4. Какая кислота соответствует оксиду углерода (VI), охарактеризуйте ее свойства. 3 балла.
5. Почему угольная кислота образует два ряда солей. Приведите примеры, назовите вещества. 2 балла.
6. Как определить угольную кислоту и ее соли. Напишите качественную реакцию на карбонат-ион. 2 балла.
7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
1-й вариант:
Уголь – карбид алюминия – метан – оксид углерода (VI) – карбонат натрия –
карбонат кальция – оксид углерода (VI). 8 баллов.
2-й вариант:
Уголь – оксид углерода(VI) – карбонат кальция – гидрокарбонат кальция –
карбонат кальция – оксид углерода(VI) – уголь(сажа).
8 баллов.
УЭ – 5
Цель. Самостоятельно изучить биологическое значение, применение углерода и его соединений.
Задание. Прочитайте в учебнике с.173–174. Обсудите в группе следующие вопросы:
1. Биологическое значение углерода. 1 балл.
2. Как углекислый газ влияет на климат Земли. 1 балл.
3. Как осуществляется круговорот углерода в природе. 1 балл.
4. Напишите формулы и названия соединений углерода, применяемых в промышленности и в повседневной жизни. 4 балла.
УЭ – 6
1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Подумайте, достигли ли вы их и в какой степени?
3. Подсчитайте сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок.
- Если все задания выполнены, сдайте тетрадь на проверку, дома повторите материал учебника с.160–172.
- Если вы выполнили не все задания, дома повторите материал учебника с.160-172 и продолжите выполнение заданий на следующем уроке.