Упражнение в чтении. Московский Кремль

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать коммуникативную и информационную компетенции на уроках русской грамоты;
  • развивать умение выразительно читать и анализировать художественное произведение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка проблемы.

Выходят дети и читают стихи.

  1. Нет тебе на свете равных,
    Стародавняя Москва!
    Блеском дней, вовеки славных
    Будешь ты всегда жива!
    Град, что строил Долгорукий
    Посреди глухих лесов,
    Вознесли любовно внуки
    Выше прочих городов.
  2. Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын,
    Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
    Люблю священный блеск твоих седин
    И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
  3. Кто видел Кремль в час утра золотой,
    Когда лежит над городом туман,
    Когда меж храмов с гордой простотой,
    Как царь, белеет башня – великан?

– Ребята, как вы думаете какая тема урока? О чём мы будем говорить на уроке?

Презентация. (Слайд 1)

Верны ли наши предположения?

3. Работа с текстом.

Откроем учебник на стр. 152.

Прочитайте название текста.

Учитель: – Ребята, а что такое Кремль. (Слушаем предположения детей.)

Давайте прочитаем. Верны ли ваши предположения.

(Слайд 2)

Чтение текста.

1-е предложение. (Каждый день сотни людей приходят на экскурсию в Московский кремль.)

Учитель: – Как вы думаете, что хотят увидеть в Кремле люди?

2, 3, 4-е предложения. (Кремль – исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля. А сами стены были из толстых дубовых брёвен.)

Учитель: – Сколько лет Москве?
– Из чего были сделаны стены?

(Слайд 3)

Учитель: Давайте послушаем стихотворение, которое подготовил Лёша.

Вот он, первый Кремль сосновый,
За бревенчатой стеной.
Так родился город новый
И назвался он Москвой.
Да не город – деревушка,
На пригорке – церковушка,
Кучка княжьих теремов,
Да десятка два домов.

5-е предложение. (Потом стены построили из белого камня, и стала Москва зваться белокаменной.)

(Слайды 4, 5)

– Как называли Москву? Почему?

Физкультминутка.

6-е предложение. (Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад.)

(Слайд 6)

7-е предложение. (Московский Кремль имеет двадцать башен.)

(Слайд 7)

Учитель: – Каждая башня имеет своё название.

8-е предложение. (Самая старая из них – Тайницкая)

(Слайд 8)

Учитель:

– Как вы думаете от какого слова произошло название Тайницкая? (Тайна.)
– А хотите узнать тайну этой башни?

Рассказывает о Тайницкой башне подготовленный ученик.

“Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста”.

Учитель: О какой тайне башни вы узнали?

(Слайд 9) Читаем предложение. (Самая красивая – Спасская.)

– Почему Спасская башня самая красивая?
– Что на ней находится?

(Слайд 10) Боровицкая башня.

Рассказывает о ней подготовленный ученик.

“Ее название происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то эту часть холма. Она служила въездом на хозяйственную половину государева двора”.

Учитель: Мы не сможем на уроке рассказать о всех башнях, ведь их 20. Но вы сможете о них прочитать в книгах.

9-е предложение. (В Кремле стоят Царь-пушка и Царь-колокол.)

(Слайд 11)

Учитель: Мастер Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими он отлил пушку, какой свет не видывал. Её создали для защиты от крымского хана. Но хан с войском не дошёл до Москвы и из этой пушки так никогда и не стреляли. А пушку оставили как память.

– Как думаете, почему её назвали Царь-пушка?

(Слайд 12)

Учитель: Давайте посмотрим, что ещё находится на территории Кремля.

(Слайд 13) Благовещенский собор. Собор состоит из девятиглавых композиций. Главы и крыша покрыты золоченой медью, поэтому собор стали звать “златоверхим”.

(Слайд 14) Архангельский собор. Величественное здание главного великокняжеского храма – усыпальницы поражало современников необычностью своего внешнего облика.

(Слайд 15) Успенский собор. Успенский собор – огромное шестистолпное здание с пятью куполами. Оно стоит на высоком мощном цоколе, значительная часть которого скрыта сейчас под насыпью Соборной площади. Здание перекрыто системой арок и крестовых сводов.

Учитель: Почему здания названы “соборами”? Чем они отличаются от церкви?

(Слайд 16) Колокольня Ивана Великого. Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Высота колокольни – 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров.

10, 11, 12-е предложения. (Красная площадь – часть Кремля. Название это появилось четыре века назад. Красная означает “красивая”.)

Учитель: – Где находится Красная площадь в Кремле или у стен Кремля?
– Почему у неё такое название?

(Слайд 17, 18)

13, 14, 15-е предложения. (Это был большой торговый центр. Здесь собирался народ, читались царские указы. Сколько людей и событий видела Красная площадь.)

Учитель: Посмотрите на современную Красную площадь.

(Слайды 19, 20, 21)

Учитель: В начале урока Настя прочитала стихотворение. О каком самом высоком здании Кремля она прочитала? (колокольня Ивана Великого 16 -слайд)

16, 17-е предложения. (Московский Кремль, Красная площадь – это наша история. Они дороги каждому жителю России.)

(Слайд 21) Читаем вопрос.

Выслушиваю ответы детей.

Рефлексия:

Мы сегодня побывали с вами на экскурсии в Кремле.
Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие?
Сегодня отсутствует ________?
О чем вы хотели бы ему рассказать?
Что больше всего запомнилось?
Спасибо за урок.

Список литературы:

  1. Методические рекомендации для учителя “Уроки обучения грамоте” Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.
  2. “Букварь” Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина.
  3. “Московский Кремль” http://www.kreml.ru/