Реформация в Европе

Разделы: История и обществознание


Цель урока – раскрыть главную цель Реформации в Германии.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. описать историческую личность – Мартин Лютер
  2. раскрыть сущность его идей “95 тезисов”
  3. охарактеризовать основные цели князей, горожан и крестьян в период Реформации
  4. раскрыть причины и цели Крестьянской войны в Германии (1524-1526гг.), результаты
  5. охарактеризовать феодальные войны в Германии, результаты
  6. работа над понятиями: протестант, лютеранская церковь, крестьянская война

Развивающиепродолжить развитие умений работать с текстом учебника, документом, анализировать факты и события, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающая – воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.

Учебно-методический комплекс:

  • учебник Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса. – М., ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2005, § 25.
  • презентация “Реформация в Европе” (Приложение)
  • учебное электронное издание истории Нового времени. – ООО “Кордис&Медиа”, 2004.
  • интернет-ресурсы:
    http://krotov.info/spravki/persons/16person/luther.html
    http://krotov.info/library/12_l/lut/er_03.html (95 тезисов М.Лютера)

Средства обучения: ТСО (ПК учителя, проектор, интерактивная доска), учебник

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

содержание знаний деятельность учителя деятельность учащихся
Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

Устный фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

Мартин Лютер

Рассказ учащегося

 

 

 

 

бобщающая беседа

Записи в тетради

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

“95 тезисов” М.Лютер

Сам. чтение документа

Обобщающая беседа

по прочитанному.

 

 

 

 

 

 

Записи в тетради

 

 

Рассказ учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Крестьянская война в Германии

Сам. чтение текста учебника

стр.195

 

Просмотр в/ф

t = 2мин

Обоб.

беседа по фильму.

 

 

 

 

 

IV.

Заключительная беседа

Сегодня мы продолжаем изучение темы “Реформация в Европе”. Цель урока – раскрыть главную цель Реформации в Германии, была ли она достигнута.
Но сначала мы вспомним, что мы изучали на прошлом занятии.

1) Что такое Реформация?

2) Назовите причины Реформации.

 

 

 

Что такое гуманизм?

 

4) Почему распространение идей гуманизма являются одними из причин начала Реформации?

5) Приведите примеры, доказывающие, что церковь противоречила тому, что говорила.

 

 

6) Какие слои населения в итоге были недовольны католической церковью? Почему?

 

 

7) К чему же стремились все слои населения?

 

 

Изучение нового материала.

Родиной Реформации стала раздробленная Германия. Почему именно она? В этой стране церковь имела большие земельные владения, и поэтому она могла распространять свою власть на все земли. К тому же здесь, в раздробленной Германии, не было сильной императорской власти, способной защитить своих подданных, как например во Франции. Поэтому борьба за переустройство церкви переплеталась с борьбой крестьян против феодального угнетения, с одной стороны, и борьбой феодалов-князей против церкви, с другой.

На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

Задание: внимательно выслушать доклад и ответить на вопрос: почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?

 

 

 

Итак, почему Мартин Лютер, будучи духовным лицом, выступил против католической церкви в целом?

 

 

– Как отреагировала католическая церковь на возражения Мартина Лютера?

В 1520г. Мартин Лютер был отлучен от церкви (был исключен из состава членов церкви). Мартин Лютер, чтобы показать насколько мало его беспокоит решение Папы, принародно сжег папскую буллу во дворе университета в Виттенберге.

Булла – так называют самые важные приказы или распоряжения римских пап.

Что же предлагал М.Лютер, что это привело ярости римского папы?

Задание: внимательно прочитать документ и ответить на вопрос.

Итак, что предлагал М.Лютер?

 

 

 

 

 

– Какую цель ставил М.Лютер?

– Как вы думаете, среди каких слоев населения учение М.Лютера нашло поддержку?

– Таким образом, все слои населения поддержали М.Лютера, т.е. выступили против католической церкви. Сторонников Реформации стали именовать протестантами. В итоге христианская вера раскололась на еще одну ветвь.

– Как же закончилась судьба М.Лютера? В 1521г. его вызвали на императорский суд в г.Вормс. император СРИ Карл V потребовал отречься от своего учения. Обращаясь к собранию, М.Лютер сказал свои знаменитые слова: “На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь”.

После суда многие думали, что его сожгут на костре как еретика. Но саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих замков, где Лютер жил и переводил на немецкий язык Библию и др.религиозные книги.

Однако, начало Реформации было заложено, и в Германии ширилось движение за переустройство церкви. Она вылилась в две формы:

  1. крестьянская или радикальная Реформация
  2. княжеская/феодальная или умеренная

Итак, давайте рассмотрим 1-ую форму Реформации, которую пытались совершить крестьяне, которая вылилась в Крестьянскую войну.

Задание: внимательно прочитать пункт параграфа и ответить на вопросы:

  1. Какие цели ставили крестьяне в войне?
  2. Удалось ли их достичь?

 

Итак, можно сделать вывод, что крестьяне преследовали наряду с целями Реформации и свои цели. Однако они потерпели поражение.

Итак, давайте рассмотрим 2-ую форму Реформации, которую пытались совершить князья/феодалы.

Задание: внимательно прослушать фрагмент и ответить на вопросы:

  1. Какие цели ставили феодалы.
  2. Удалось ли их достичь?

 

 

 

Закрепление.

Домашнее задание на дом.

Этап оценивания участия учащихся на уроке.

 

 

 

– это борьба за переустройство церкви

Слайд 1

  1. распространение идей гуманизма
  2. обмирщение сознания
  3. противоречия между тем, что говорила церковь и реальностью
  4. невежество и безграмотность духовенства

Слайд 2

– идеи, основанные не на церковных взглядах на жизнь, а на светских, основанные на знаниях.

Т.к. именно гуманизм побуждал людей к знаниям, образованию, что привело к распространению грамотности среди населения. В результате чего люди увидели противоречивость учений церкви.

– продажа индульгенций
– продажа духовных должностей
– церковь являлась крупным феодалом, имела зависимых крестьян
– устраивала пышные и богатые празднества
– взимала поборы, повинности с населения

Слайд 3, 4, 5.

Все слои населения:

1. князья – были против вмешательства церкви во внутренние дела, а также стремились захватить церковные земли.

2. горожане и крестьяне были против поборов и повинностей, крестьяне к тому же был обременены феодальными повинностями.

Слайд 6

Католическую церковь сделать более простой, дешевой, вернуть ее к истокам, т.е. должна была соответствовать писаниям в Библии.

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

Слайд 8, 9

Мартин Лютер (1483–1546) выходец из крестьянской семьи. Воспитание его было строгим, побои – главное “педагогическое средство”. Будучи мальчиком, решил уйти в монастырь, т.к. именно там можно было спастись от нищеты. В 18 лет Лютер поступил в Эрфуртский университет. Римский папа был для него примером подражания, авторитетным лицом. После окончания учебы становится одним из самых ученых богословов в Германии. Стал преподавателем в университете в Виттенберге (Саксония). Однако, будучи грамотным человеком, он увидел противоречия между тем, что учила церковь и реальностью.
В октябре 1517г. он написал свои возражения против деятельности католической церкви прикрепил их к дверям церкви. Эти возражения вошли в историю под названием “95 тезисов” М.Лютера.
Будучи грамотным человеком, он увидел противоречия между тем, что учила церковь и реальностью.

Слайд 8

Мартин Лютер –
“95 тезисов” –

Начала против него гонения, объявила еретиком, …

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

http://krotov.info/library/12_l/lut/er_03.html

 

Против:
– индульгенции
– священнослужителей как посредников между человеком и Богом
– монашества
– владения церковью землями и большими имуществами
– пышного убранства
– подчинения церкви римскому папе (должна подчиняться светскому правителю)

Богослужение должно вестись на родном языке.

– перестроить церковь, сделать ее простой, дешевой, открытой, т.е. церковь должна была отказаться от материальных богатств.

Среди всех слоев.

Слайд 12

Протестанты – это…

Слайд 12

 

Слайд 13

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

 

Цель – борьба с феодальным гнетом, освобождение от феодальных повинностей

Цели не были достигнуты, т.к. были дезорганизованы, не было плана действия, против выступили феодалы.

Слайд 15,16.

 

 

 

 

Цели – независимость от императора и папы римского

Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан Аугсбургский мирный договор между Карлом V и феодалами, по которому признавалось равноправие католичества и протестантизма, но право определять религию подданных предоставлялась только князьям. Это положение было выражено словами: “Чья страна, того и вера”.

Слайд 17