Цели урока:
- Определить и усвоить основные формы культуры.
- Развитие умений манипулировать знаниями – воспроизведение, интерпретация; решать типовые задачи с применением знаний по дисциплине (типовые умения); применять когнитивные умения при решении задач, развитие навыков устной речи.
- Продолжить формирование толерантного отношения к миру, уважения к своим товарищам.
Оборудование: Учебник Кравченко “Обществознание”, вопросы, карта достижений, средства ТСО.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Место урока в системе уроков: тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. Изучение темы рассчитано на два урока. На данном уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура.
Особенность: на уроке применяются элементы проектной деятельности.
На предыдущем уроке были даны 4 индивидуализированных домашних задания:
- Представить элитарную культуру посредством фотографий и определить роль данной формы в современном мире.
- Представить народную культуру посредством фотографий и определить роль данной формы в современном мире.
- Представить массовую культуру посредством фотографий и определить роль данной формы в современном мире.
- Мини-исследование “Культурные предпочтения аудитории в кабинете истории”. (Приложение 1.)
Ход урока
Проект урока.
№ | Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент. Целеполагание. |
2 мин. | Знакомит с темой урока. | Постановка цели и предполагаемого результата. |
2 | Усвоение нового материала. | 17 мин. | Раздаёт разноуровневые карточки, проверяет ответы. | Читают текст учебника, отвечают на вопросы, заполняют карту достижений. |
3 | Закрепление нового материала. | 8 минут | Организует дискуссию по вопросам. | Отвечают устно на вопросы. |
4. | Проекты учащихся. | 10 мин. | Организует демонстрацию проектов. | Презентация проектов отдельными учащимися. |
4 | Рефлексия. | 2 минуты | Подводит итог, анализирует карту достижений. | Сравнивают свои достижения с предполагаемым результатом. |
5 | Домашняя работа. | 1 минута | Обращает внимание учеников на отдельные задания. | Записывают разноуровневое д/з. |
На первом этапе уроке обучающиеся после знакомства с темой и целями урока, определяют для себя уровень достижения, которого хотят добиться в конце урока. После успешного выполнения заданий каждого уровня обучающиеся вносят отметку о выполнении в карту достижений. Карта достижений представляет собой таблицу с указанием фамилии, имени и уровней. Для получения удовлетворительной оценки достаточно выполнить задания уровня А, для оценки “хорошо” необходимо выполнить задания уровней А и В, “отлично” задания всех уровней.
Все задания могут быть представлены как на карточках, так и на доске с применением медиа-оборудования. (Приложение 2.)
Задание уровня А.
Заполнить таблицу на основе авторского текста учебника с.144–149
Формы | Кем создаётся? | Опознавательные признаки | Круг почитателей |
Задание уровня В.
Найдите общие черты и различия массовой и народной культуры
Народная культура | Массовая культура |
1. 2. |
|
1. 2. |
1. 2. |
Задания уровня С.
Ответьте на вопросы:
- Когда и по каким причинам возникла массовая культура?
- Какое влияние массовая культура оказывает, по вашему мнению, на общество?
- Контактируют ли между собой различные формы культуры? Каким образом?
Закрепление:
К какой из форм культуры относятся:
- Песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы.
- Оперы М.П. Мусоргского.
- Рок-опера А.Л.Рыбникова “Юнона и Авось”.
- Балеты П.И. Чайковского.
- Частушки.
- Телесериал.
- Свадебный ритуал.
- Комиксы.
- Симфония Д.Д. Шостаковича.
- Былины.
Домашнее задание: (Приложение 3.)