Цель: формирование основ экологической культуры, экологического самосознания у детей и взрослых, их воспитывающих.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.
- Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.
- Способствовать у детей познавательной активности.
- Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.
- Формирование трудовых навыков и умений, воспитание ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе родного края.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Целевая аудитория: дети 3-4 лет, педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители, социальные институты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
МАРТ
Работа с педагогами ДОУ:
- Постановка познавательной задачи.
- Планирование по проекту.
- Подбор методического инструментария (картотека дидактических и подвижных игр, конспекты занятий, сценарий праздника).
- Подбор средств массовой информации для пропаганды экологических и природоохранных знаний.
Работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций о цветах (формирование эмоциональной заинтересованности, показать многообразие произрастающих цветов).
- Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
- Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений).
- Конспект занятия «Комнатные растения уголка природы» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями).
- Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
- Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев Аспидистры).
Работа с родителями:
- Создание условий для организации «экологического пространства» в помещении группы.
- Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».
- Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».
- Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми».
Сотрудничество с социальными «институтами детства»:
- Театрализованное представление «Я хочу, чтобы цветочек расцвел» детского композитора И.Ярмак.
АПРЕЛЬ
Работа с детьми:
- Дидактическая игра «Мир цветов» (уточнить знания детей о садовых и дикорастущих цветах).
- Чтение художественных произведений о цветах из книги «С любовью к природе» (обогащение и расширение представлений об окружающем мире, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
- Посадка семян бархатцев и календулы, уход за ними (рассматривание и сравнивание между собой семян бархатцев и календулы, определение семян по внешнему виду, высаживание семян в почву и уход за ними).
- Наблюдение за пересадкой комнатных растений (уточнение строения растений, рассматривание корневой системы; дать детям знания: для чего нужны растению корни).
- Подвижные игры «Ромашка», «Весенние цветочки» (стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств).
- Занятие «К первоцветам в гости» (дать представление о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми; обогащать словарь).
- Беседа «Красота спасет мир», посвященная «Дню Земли» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире).
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике».
- Стенгазета «Вместе с родителями. Весна».
- Слайд-шоу «Юные друзья природы» (работа детей в уголке природы).
- Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми».
Совместная работа детей и родителей:
- Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом лука).
МАЙ
Работа с детьми:
- Беседа «Лекарственные растения – крапива, одуванчик, мать-и-мачеха» (познакомить детей с лекарственными растениями ближайшего окружения).
- Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
- Рисование «Первые цветочки – мать-и-мачеха» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения)
- Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями, рассадой цветов).
- Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
- Разучивание с детьми венгерской народной песенки «Веночек», музыкальной игры «Венок» (подготовка к празднику «Здравствуй, Лето!»).
- Труд в природе (сбор прошлогодних листьев, очистка цветника от мусора, подготовка клумб к высадке рассады).
Работа с родителями:
- Консультации «Что за полезные растения!», «Лекарственные растения».
- Фоторепортаж «Выращиваем Бархатцы».
Совместная работа детей и родителей:
- Проведение экологической акции «Чистый город» (очистка газонов от мусора, веток, подрезка кустов).
Работа с педагогами:
- Оформление газеты к «Всемирному Дню окружающей среды» (осуществление информационной и просветительской деятельности среди детей и родителей).
- Смотр-конкурс «Огород на окне»
ИЮНЬ
Работа с детьми:
- Проведение праздника «Здравствуй, Лето!».
- День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
- Вечер загадок «Загадки Лесной феи».
- Высадка рассады в клумбу, посев семян Дильфиниума под пленку (овладение различными способами решения поставленной задачи)
- Работа в цветнике (уход за посаженными цветами, наблюдение за развитием растений).
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей «Экология и мы».
- Стенгазета «Вместе с родителями. Лето».
Совместная работа детей и родителей:
- Проведение экологической акции «Цветы – для красоты».
- Цикл наблюдений за цветущими растениями.
- Оформление фотогазеты «Цветы рядом с нами».
Работа с педагогами:
- Презентация экологического проекта «Украсим город цветами».
В ходе проекта:
- У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий.
- Проведены экологические акции «Чистый город», «Цветы - для красоты», смотр-конкурс «Огород на окне».
- Благоустроены: малинник, 2 клумбы.
- Выращено 34 шт. цветочной рассады.
- Пересажено 6 комнатных растений.
- Проведены массовые мероприятия: «День поэзии «Красивый цветок», «Вечер загадок «Загадки феи», праздник «Здравствуй, Лето!», театрализованное представление «Я хочу, чтобы цветочек расцвел», выставка «Детская художественная книга».
- Изготовлено и использовано средств наглядной агитации для работы с родителями: газета «Всемирный день окружающей среды, стенгазеты «Вместе с родителями. Весна» и «Вместе с родителями. Лето», консультации («Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)», «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)», «Как разводить сады и огороды на подоконнике», «Ромашка» из серии «Вместе с детьми», «Что за полезные растения!», «Лекарственные растения»), слайд-шоу «Юные друзья природы», фоторепортаж «Выращиваем Бархатцы».
- Организовано мероприятий по совместной работе детей и родителей: экспериментальная деятельность в домашних условиях, акции «Чистый город» и «Цветы – для красоты».