Цели урока:
- Закрепить основные свойства прямоугольных треугольников.
- Совершенствовать навыки применения основных свойств прямоугольных треугольников при решении задач.
- Развивающая – развивать самостоятельность и мышление ребенка средствами своего предмета.
- Воспитательная – воспитывать стремление к познанию окружающего мира, настойчивость в достижении конечных результатов своей деятельности.
Задачи, решаемые на уроке:
- научить учащихся самостоятельно работать;
- высказывать предположения и догадки;
- уметь делать обобщение изучаемых факторов.
Оборудование: доска, мел, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Хронометраж урока.
- Определение темы урока совместно с учащимися – 2 мин.
- Определение целей и задач урока совместно с учащимися – 1 мин.
- Актуализация знаний (фронтальный опрос) – 4 мин.
- Пауза – релаксация.
- Устная работа «Решение задач по готовым чертежам» – 5 мин.
- Работа с учебником, решение задачи вместе с классом с оформлением решения (с учеником у доски) – 7 мин.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа (дифференцированная) с взаимопроверкой и самопроверкой – 7 мин.
- Защита мини – проектов – 10 мин.
- Подведение итогов урока, установление обратной связи – 3 мин.
- Задание на дом – 1 мин.
Итого: 40 минут.
Ход урока
I. Определение темы урока совместно с учащимися (3 мин.)
Тема урока определяется учащимися при помощи проведения буквенного диктанта (вопросы подобраны из курса математики и из любых предметов школьного курса)
Т – утверждение, требующее доказательства (теорема)
Р – говорят «Нем, как…» (рыба)
Е – детский юмористический журнал (Ералаш)
У – знак действия, результатом которого является произведение (умножение)
Г – наука в переводе с греческого, означающая «землемерие» (геометрия)
О – суша посреди моря (остров)
Л – царствующая особа из земноводных (лягушка)
Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо (угол-уголь)
Н – зеро (ноль)
И – А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Что осталось на трубе? (и)
К – есть у растения и у уравнения (корень)
II. Определение целей и задач урока совместно с учащимися (1 мин.)
Учитель при помощи учащихся формулирует и проговаривает цели и задачи данного урока.
III. Актуализация знаний (фронтальный опрос – 5 мин.)
IV. Устная работа «Решение задач по готовым чертежам» (5 мин.)
Учащиеся, увидев задачу, решают её самостоятельно. Ответ фиксируют в оценочном листе. Затем решение разбирается всем классом, и ученик проверяет правильность своего решения.
1. Определите вид треугольника
Ответы:
- равнобедренный прямоугольный
- равносторонний
- прямоугольный
2. Найдите длину стороны ВС
3. Найдите угол D
Физминутка
В стране Геометрия очень важно уметь смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает!
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает!
V. Решение задачи вместе с классом с оформлением решения (с учеником у доски – 7 мин.)
Задача. Для изготовления праздничного колпака в форме перевернутого конуса нужно узнать площадь поверхности колпака по формуле S = Пrl (П ≈3). ВАС = 60°, l = 34 см. Найдите площадь поверхности колпака.
Решение: 1) Так как ВАС = 60°, то по свойству прямоугольного треугольника АВО = 30°. 2) Значит, r = ½ ∙ l, r = ½ ∙ 34 = 17 (см). 3) S = Пrl, S = 3∙17∙34 =2034 (см2) Ответ: 2034 см2. |
VI. Самостоятельная работа (дифференцированная) с взаимопроверкой и самопроверкой (5 мин.)
Учащиеся работают по своей карточке, затем меняются и проверяют друг друга. После на доске показывается верное решение и ответы и учащиеся оценивают свою работу, фиксируя результаты в оценочном листе.
(Легкий уровень сложности – «3») | ||
Найти: В, ВС – ? Решение: 1) В = 90° – 30° = 60° 2) ВС = 0,5АВ, т.к. лежит напротив угла в 30° ВС = 0,5 ∙ 48 = 24 (см) Ответ: 60°, 24 см. |
||
(Средний уровень сложности – «4») | ||
Найти: D, РD – ? Решение: 1) РКD = SКM = 60° – вертикальные 2) D = 90° – 60° = 30° 3) КD = 2РК, т.к. РК лежит напротив угла в 30° КD = 2 ∙ 11 = 22 (см) Ответ: 30°, 22 см. |
||
(Высокий уровень сложности – «5») | ||
Дано: СВ = 36 см, СК – высота, АСК = 30° Найти: В, СК – ? Решение: 1) А = 90° – 30° = 60° 2) В = 90° – 60° = 30° 3) СК = 0,5ВС, т.к. лежит напротив угла в 30° СК = 0,5 ∙ 36 = 18 (см) Ответ: 30°, 18 см. |
VII. Защита мини-проектов (10 мин.)
Учащиеся дома подготовили мини – проекты по применению знаний свойств прямоугольных треугольников в жизни. Класс делится на 4 группы и по очереди защищают свои проекты.
VIII. Подведение итогов урока, установление обратной связи,задание на дом (3 мин.)
СЛАЙДЫ – вставить пропущенные слова
- Сумма … (острых) углов … (прямоугольного) треугольника равна …(90°)
- В … (прямоугольном) треугольнике … (напротив) угла в … (30°) лежит катет равный … (половине) гипотенузы.
- Если в прямоугольном … (треугольнике) катет равен половине … (гипотенузы), то он лежит … (напротив) угла в 30°.
IX. Задание на дом (с комментариями – 1 мин.)
Устно: повторить свойства по учебнику п. 34.
Письменно: №265.