Для детей младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Детям данного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы. Работа по мнемотаблице проводится 2–3 раза в неделю по 10 минут, по 7–10 человек. Игру проводим в утренние и в вечерние часы.
Игра состоит из нескольких этапов.
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.
Дидактическая игра “Гуси-лебеди”
(с элементами мнемотехники)
Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.
Задачи.
- Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц.
- Развивать активную связную речь у детей в игре.
- Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
- Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.
- Воспитывать любовь к сказке.
Материал. 3 мнемотаблицы.
Правила. Участвуют 7–10 детей.
Рассказывание сказки воспитателем. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Пересказ сказки совместно воспитателя с детьми с опорой на образы (мнемотаблицы).
Игровые действия. Ответы детей на вопросы:
Из какой сказки? (Гуси-лебеди)
Чего не хватает на картинках? (Яблони)
Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась “печка”?
Вариант 1. Рассматривание всех картинок по таблице.
Задание. В соответствии с опорой на образы в мнемотаблице (воспитатель рассказывает, что она означает) в первом квадратике изображены Алёнушка и братец Иванушка, во втором – Гуси-лебеди унесли Иванушку, в третьем – встретилась печка; т. е. пересказ сказки.
Вариант 2. Показ мнемотаблицы без картинки – яблоня.
Задание. Какого героя не хватает из сказки?
Вариант 3. Рассматривание мнемотаблицы с вопросительным знаком.
Задание. Что было бы с Алёнушкой и Иванушкой, если на пути бы им не встретилась “печка”?