Учебная задача: раскрыть смысл действия умножения.
Цели.
Обучающие:
- познакомить учащихся с действием умножением;
- формировать умение заменять сумму одинаковых слагаемых умножением;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивающие: развивать логическое мышление (мыслительные операции: классификацию, анализ, конкретизацию); память, внимание, математическую речь; навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитывающие: воспитывать требовательное отношение к себе, интерес к предмету и процессу познания.
Оборудование:
1) учебник “Математика” для 2 кл. М.И.Моро; Москва “Просвещение” 2009 г.;
2) макет портфеля;
3) средства обратной связи – сигнальные карточки;
4) карточки с заданиями для индивидуальной работы;
5) карточки с заданиями по уровням для работы в группах;
6) таблицы для устного счета;
7) оценочные листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Ум и сердце в работу вложи
Каждой минутой сейчас дорожи!
Психологическая рефлексия
- Ребята, с каким настроением вы начинаете урок?
(Ученики показывают сигнальные карточки)
II. Проверка домашнего задания
С. 41 № 5.
Х – 8 =20
14 – у = 6
- Что значит решить уравнение? /Найти неизвестное число/
- Что неизвестно в первом уравнении? /Уменьшаемое/
- Как нашли уменьшаемое?
(Ученики показывают сигнальную карточку +)
- Что неизвестно во втором уравнении? /Вычитаемое/
- Как нашли вычитаемое?
(Ученики показывают сигнальную карточку -)
III. Минутка каллиграфии
5 8 7 1 27
- Какое число лишнее? /27/
- Почему? /Оно двузначное/
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. /20 + 7 = 27/
(Ученики прописывают число 27)
- Оцените свою работу в оценочных листах.
IV. Актуализация знаний
- Ребята, отгадайте загадку.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. /Портфель/
(Учитель демонстрирует макет портфеля)
- А в портфеле том секрет.
Ну чего в нем только нет.
Тайны неизвестные, задачки интересные,
Примеры здесь чудесные.
Что ж, ребята, не зеваем
И портфель наш открываем.
(Учитель достает из портфеля задания для устного счета)
1) Задачи
- Просигнальте, каким действием надо решать задачи.
(Ученики показывают сигнальные карточки)
Мальвина написала 25 слов, а Буратино на 5 слов меньше. Сколько слов написал Буратино?
Кот Матроскин сказал Шарику:
- Утром корова дала 8 литров молока, а вечером на 3 литра больше. Сколько литров молока дала корова вечером?
У Чебурашки 10 шариков, а у Гены 13. На сколько больше шариков у Гены, чем у Чебурашки?
2) Геометрический материал
- Что изображено? /Геометрические фигуры/
- Назовите номер прямоугольника. /5/
- Что такое прямоугольник? /Это четырехугольник, у которого все углы прямые/
- Покажите противоположные стороны прямоугольника.
- Что мы знаем о противоположных сторонах? /Противоположные стороны равны/
- Что такое периметр? /Сумма длин всех сторон/
- Найдите периметр прямоугольника. /12 см/
3) Замени числа суммой одинаковых слагаемых
4) Вычисли
16 + 16 + 8
10 + 10 + 10 + 10 + 10
8 + 8 + 8 – 8
5 + 5 + 5 + 5 + 5
24 + 6 + 8 + 2
4 + 4 + 4
Индивидуальная работа
Двое учащихся работают на карточках.
- Запиши примеры столбиком и реши их.
42 + 34 | 29 + 17 |
50 + 24 | 43 + 27 |
86 – 15 | 77 – 26 |
- Оцените свою работу.
V. Физкультминутка
VI. Объяснение нового материала
- Ребята, обратите еще раз внимание на выражения:
16 + 16 + 8 | 5 + 5 + 5 + 5 |
10 + 10 + 10 + 10 + 10 | 24 + 6 + 8 + 2 |
8 + 8 + 8 – 8 | 4 + 4 + 4 |
- На какие две группы их можно разделить?
10 + 10 + 10 + 10 + 10 | 16 + 16 + 8 |
5 + 5 + 5 + 5 | 8 + 8 + 8 – 8 |
4 + 4 + 4 | 24 + 6 + 8 + 2 |
- Докажите, почему? /Одинаковые слагаемые/
- Обратите внимание, как много в каждом выражении одинаковых слагаемых.
- Как вы думаете, можно ли записать эти выражения по-другому, короче? /Нет/
- Оказывается можно! И поможет нам в этом умножение (слово записано на доске) Это тема урока, над которой мы будем сегодня работать.
- Для того чтобы удобнее было вести запись, быстрее считать, математики придумали, что сложение одинаковых слагаемых можно записать новым действием – умножением.
- Знак умножения – точка (·), (х) (запись на доске)
10 + 10 + 10 + 10 + 10
- Какое число повторяется? /10/
(Выставляется карточка с числом 10)
- Сколько раз? /5/
(Выставляется карточка с числом 5)
10 · 5 = 50
- Читается так: по 10 взяли 5 раз (повторение хором), 10 умножить на 5 (повторение хором)
Аналогично проводится работа с выражениями:
5 + 5 + 5 +5
4 + 4 + 4
VII. Первичное закрепление нового материала
Работа в парах.
- У вас на партах лежат квадраты.
- Разложите и посчитайте квадраты разными способами, запишите с помощью выражений.
2 + 2 + 2 = 6 | 3 + 3 = 6 |
2 · 3 = 6 | 3 · 2 = 6 |
по 2 взяли 3 раза | по 3 взяли 2 раза |
2 умножить на 3 | 3 умножить на 2 |
VIII. Закрепление нового материала
Работа с учебником.
С. 42, № 4 (1, 2 ст.), 3 ст. – самостоятельно.
- Вычисли, заменяя, где возможно, умножение сложением.
15 + 15 + 15 | 1 + 1 + 1 + 1 | 7 + 8 + 6 |
22 + 22 + 28 | 0 + 0 + 0 + 0 | 9 + 9 |
52 + 25 | 3 + 3 + 3 +3 | 7 + 7 + 7 |
С. 42, № 2.
- Вычисли, заменяя умножение сложением.
2 · 5 | 4 · 3 | 1 · 4 | (у доски 1 ученик) |
0 · 3 | 0 · 2 | 5 · 4 | самостоятельно) |
- Оцените, как вы поняли тему “Умножение”.
IX. Самостоятельная работа
(Дифференциация по степени сложности)
Группа № 3 решает задачу на карточках.
Сестре 15 лет, а брату 9. На сколько лет сестра старше брата?
Группа № 2 решает задачу, которая написана на доске.
В одном куске 14 метров ткани, а в другом на 8 метров меньше. Сколько метров ткани в двух кусках?
Группа № 1 решает задачу из учебника. С. 43, № 3.
Таня сделала покупку на 15 рублей. У нее было 10 рублей и 50 рублей. Сколько рублей у нее осталось?
Проверка задач осуществляется с помощью сигнальных карточек
- Оцените самостоятельную работу.
X. Инструктаж по выполнению домашнего задания
Группа № 3. С. 41, № 1.
Рассмотри рисунки и закончи запись.
Группа № 2. С. 41, № 2.
Сделай к задаче рисунок и реши ее.
На каждом конверте по 2 марки.. Сколько марок на 5 таких конвертах?
Группа № 1. C. 42, № 3.
8 + 8 + 8 * 8 · 2
4 · 5 * 4 + 4 + 4 + 4
7 · 3 * 7 + 7 + 7 + 7
6 + 6 + 6 + 6 + 6 *6 · 5
XI. Итог урока
1) Игра “Крестики-нолики”
У каждого ученика свое игровое поле.
Ответы: да – х, нет – о.
- Сложение разных слагаемых можно заменить умножением.
- Выражение 6 + 6 + 6 можно заменить умножением.
- 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 4
- Знак умножения - !
- Проверка по ключу.
- Сигнальные карточки.
- Оцените свою работу.
2) Подведение итогов
Кто набрал
24–25 баллов – молодцы!
20–23 балла – хорошо!
15–19 баллов – подтянись!
3) Отметки за урок.
4) Рефлексия.
- Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок?