Пояснительная записка
Одна из самых важных проблем ранней профилактики – воспитать у ребенка ценностное отношение к здоровью. Большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер.
Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.
Профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей.
Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающих его предметах и явлениях.
Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей с низким образовательным цензом, где, как правило, никакого развития не получают.
Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость.
Необходимо учитывать и экологические условия нашей местности, такие как слишком переменчивый климат, недостаточную инсоляцию, дефицит витаминов, которые непосредственно сказываются на состоянии здоровья детей, как соматического, так и психического. Осенне-весенний период, как правило, сопровождается сниженным фоном настроения, ослаблением памяти, снижением внимания.
Описание акции
Выбранная форма профилактики курения – акция «Мы против курения», которая проводится в течение учебного года.
Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению, организация совместной детско-родительской деятельности, повышение эмоциональной и мотивационной зрелости учащихся.
Задачи:
- формировать у учащихся представление об опасности вредных веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском для здоровья;
- учить относиться к людям, употребляющим вредные вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;
- учить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье);
- привлекать внимание родителей к проблеме курения среди подростков;
- повышение социального статуса в школьном коллективе учащихся с заниженной самооценкой
Акция включает комплекс мероприятий, а именно:
- выбор классным руководителем сказки, направленность содержания которой актуальна для данного класса (у 25% учащихся выявлен риск развития никотиновой зависимости);
- распределение ролей среди учащихся в зависимости от степени причастности к данной вредной привычке (главную роль исполнял ребенок, замеченный в эпизодическом курении);
- индивидуальные и групповые репетиции (занятость детей после уроков);
- вовлечение родителей в совместную полезную и интересную деятельность с ребенком (поиск и изготовление костюмов, повторение слов выбранной роли);
- привлечение оставшихся учащихся, не задействованных в сказке, к оформлению занавеса и рисованию плаката;
- классный час, проведенный по плану воспитательной работы классного руководителя;
- демонстрация инсценировки сказки на родительском собрании;
- показ сказки учащимся других 5-х классов в период проведения в школе акции «Нет вредным привычкам».
Данная работа направлена на профилактику вредных привычек у школьников. У детей необходимо сформировать представление об опасности курения. Дети должны быть твердо убеждены в том, что вредные привычки – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья. Результатом проведения такой акции является формирование группового мнения, что особенно важно.
Форма проведения классного часа в данной акции — это сказкотерапия в ходе, которой проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением со стороны сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает закурить.
Сказкотерапия, как метод лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих эмоциональными нарушениями, выполняет следующие функции: коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; воспитательную – психокоррекция проявлений личности через проигрывание сказочных ролей; развивающую – развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы; обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Сказки издавна используют как лекарство для
души. В них содержатся средства, позволяющие
исправить или возродить любую утраченную
душевную пружину. Сказки рождают волнение,
печаль, вопросы, стремления и понимание, которые
спонтанно поднимают на поверхность нужный
архетип.
В сказках есть наставления, помогающие
пробиваться через жизненные тернии. Сказки
убеждают нас в том, что таящийся в глубине
архетип необходимо вытащить на свет, и дают
способ как это сделать. Они приводят в движение
внутреннюю жизнь, и это особенно важно для
детской души, когда она запугана, стеснена или
загнана в угол, а также когда она наивна и
нуждается в чутком руководстве и защите. Поэтому
метод сказкотерапии наиболее эффективен в 4-6
классах коррекционной школы.
Сценарий классного часа «Мы против курения»
(для 5 класса коррекционной школы)
Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению средствами сказкотерапии.
Задачи:
- сформировать представление об опасности курения для здоровья;
- вызвать сочувствие к людям, употребляющим вредные вещества, показать их слабость, безволие;
- обучить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свою позицию (в том числе и свое здоровье);
- развивать у учащихся связную речь, память, эмоциональность, координацию движений;
- воспитывать чувство ответственности, сплоченности в классном коллективе;
Оборудование:
- текст сказки «Колобок на новый лад»;
- костюмы героев сказки;
- плакат «Мы против курения»;
- музыкальный центр, аудиозапись «Песня Колобка»;
- альбомные листы, наборы цветных карандашей (по количеству учащихся).
Сценарий занятия
I. Домашнее задание (подготовительный этап): Подготовка к инсценировке сказки включала в себя: выучить слова, вжиться в роль одного из героев. Родители вместе с детьми были привлечены к изготовлению костюмов для героев сказки. Остальные дети рисовали плакат и оформляли занавес.
II. Вступительное слово учителя. А сейчас мы с вами отправимся в сказку « Колобок на новый лад» и посмотрим, как же сказочные герои относятся к курению. Ваша задача, запомнить, о чем говорили звери, потом мы с вами об этом поговорим.
III. Инсценировка сказки (Приложение 1).
В конце все дети выходят, поднимают и озвучивают плакат «Мы против курения» (Приложение 2).
IV. Вопросы для обсуждения сказки
- Почему Колобок начал курить?
- Как дед с бабкой хотели отучить Колобка курить?
- Какой метод более эффективный: ремнем или словами?
- Почему Колобок убежал из дома?
- Кто из зверей отговаривал Колобка курить?
- Зачем они это делали?
- Какое решение принял Колобок в конце сказки?
- О чем предупреждает Минздрав?
V. Мини-лекция
Сейчас во всем мире, и в России в том числе,
остро стоит проблема сохранения здоровья.
Некоторые болезни настигают человека независимо
от его образа жизни. Однако зачастую он сам
наносит вред своему здоровью. Одна из причин –
курение. Сегодня на уроке мы узнаем о вреде,
который наносит человеку курение.
«Дурные привычки» и склонности – курение,
алкоголь и наркотики, делают людей больными,
немощными. Сегодня человечество переживает
кризис: очень много детей, подростков,
школьников, юношей, девушек курит, употребляют
алкоголь, а иногда и наркотики.
Минздрав свидетельствует, что наша нация
постепенно вымирает: растёт детская смертность,
число детей, имеющих психологические отклонения,
увеличивается.
Многие считают, что курение – это не болезнь и
ничего страшного для курильщика и окружающих его
людей в курении нет. А вы как думаете?
Никотин, который содержится в сигаретах,
относится к нервным ядам. От него сильнее бьется
сердце, становится частым дыхание, бывает
тошнота и рвота, т.к. организм отравляется.
У курильщиков становится сухая кожа, появляется
запах изо рта и от одежды, память становится хуже,
со временем начинают дрожать руки.
Если курильщик не может найти сигарету, чтобы
закурить, у него начинается ломка, начинает
болеть голова, желудок, возникает слабость,
вялость, нервозность, его мысли заняты лишь тем,
где достать сигарету.
VI. Вопросы классу по прослушанному материалу
– Давайте с вами проследим, какие проблемы возникают у ребят, которые курят. Предлагайте свои варианты.
Примерные ответы:
- где достать деньги на покупку сигарет?
- плохо пахнет от волос и одежды;
- приходится говорить неправду родителям и др.
– Что же произойдет во взрослой жизни?
Примерные ответы:
- много денег уходит на сигареты, следовательно, семья чего-то лишается.
- плохой пример для детей
- раньше времени болеют, стареют, умирают.
– Почему подростки начинают курить?
Примерные ответы:
- хотят казаться взрослыми;
- нечем заняться в свободное время;
- хотят, чтобы родители обратили внимание на своих детей.
– Что поможет отказаться от курения или не начинать курить вообще?
Примерные ответы:
- посещение спортивных секций;
- хорошие друзья;
- любящие родители;
- полезные привычки;
Вывод: когда у человека есть полезные привычки, то про него говорят, что он ведет здоровый образ жизни.
VII. Рефлексия в рисунках
– А сейчас нарисуйте то, что относится к здоровому образу жизни. Какие полезные привычки есть у вас и в вашей семье.
VIII. Защита своих рисунков: расскажи, что помогает человеку сохранять свое здоровье.
– Молодцы! Спасибо за урок.