Акция "Мы против курения"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Одна из самых важных проблем ранней профилактики – воспитать у ребенка ценностное отношение к здоровью. Большинство подростков не умеют достаточно четко сформулировать свои аргументы «За» и «Против» курения. Это может означать, что информация о влиянии курения на организм человека в их представлении носит неопределенный, аморфный характер.

Кроме того, общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен, ему придется совершить в угоду групповым нормам.

Профилактика курения в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей.

Для детей, обучающихся в школе VIII вида, характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нару­шенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мыш­ления. Нарушенное чувственное познание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноцен­ные представления об окружающих его предметах и яв­лениях.

Детей с нарушением интеллекта отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности и т.д. Большинство детей приходит в школу из социально неблагополучных семей с низким образовательным цензом, где, как пра­вило, никакого развития не получают.

Кроме того, дети приходят в школу со слабым физи­ческим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита мелкая моторика, повышена утомляемость.

Необходимо учитывать и экологические условия нашей местности, такие как слишком переменчивый климат, не­достаточную инсоляцию, дефицит витаминов, которые непосредственно сказываются на состоянии здоровья детей, как соматического, так и психического. Осенне-весенний период, как правило, сопровождается снижен­ным фоном настроения, ослаблением памяти, снижени­ем внимания.

Описание акции

Выбранная форма профилактики курения – акция «Мы против курения», которая проводится в течение учебного года.

Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению, организация совместной детско-родительской деятельности, повышение эмоциональной и мотивационной зрелости учащихся.

Задачи: 

  • формировать у учащихся представление об опасности вредных  веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском для здоровья;
  • учить относиться к людям, употребляющим вредные  вещества, как к слабым, безвольным, попавшим в беду;
  • учить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы (в том числе и свое здоровье);
  • привлекать внимание родителей к проблеме курения среди подростков;
  • повышение социального статуса в школьном коллективе учащихся с заниженной самооценкой

Акция  включает комплекс мероприятий, а именно:  

  • выбор классным руководителем сказки, направленность содержания которой актуальна для данного класса (у 25% учащихся выявлен риск развития никотиновой зависимости);
  • распределение ролей среди учащихся в зависимости от степени причастности к данной вредной привычке (главную роль исполнял ребенок, замеченный в эпизодическом курении);
  • индивидуальные и групповые репетиции (занятость детей после уроков);
  • вовлечение родителей в совместную полезную и интересную деятельность с ребенком (поиск и изготовление костюмов, повторение слов выбранной роли);
  • привлечение оставшихся учащихся, не задействованных в сказке, к оформлению занавеса и рисованию плаката;
  • классный час, проведенный по плану воспитательной работы классного руководителя;
  • демонстрация инсценировки сказки на родительском собрании;
  • показ сказки учащимся других 5-х классов в период проведения в школе акции «Нет вредным привычкам».

Данная работа направлена на профилактику вредных привычек у школьников. У детей необходимо сформировать представление об опасности  курения. Дети должны быть твердо убеждены в том, что вредные привычки  – алкоголь, никотин, наркотики – чрезвычайно опасны для здоровья. Результатом проведения такой акции является формирование группового мнения, что особенно важно.

Форма проведения классного часа в данной акции — это сказкотерапия в ходе, которой  проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с курением и давлением со стороны сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает закурить.

Сказкотерапия, как метод лечебно-педагогического воз­действия на детей, страдающих эмоциональными нару­шениями, выполняет следующие функции: коммуникативную – установление эмоциональ­ного контакта, объединение учащихся в коллектив; релаксационную   – снятие эмоционального на­пряжения,  вызванного на­грузкой на нервную систему; воспитательную –  психокор­рекция проявлений личности через проигрывание сказочных ролей; развивающую – развитие психических про­цессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы; обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Сказки издавна используют как лекарство для души.  В них содержатся средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную душевную пружину. Сказки рождают волнение, печаль, вопросы, стремления и понимание, которые спонтанно поднимают на поверхность нужный архетип.
В сказках есть наставления, помогающие  пробиваться через жизненные тернии. Сказки убеждают нас в том, что таящийся в глубине архетип необходимо вытащить на свет, и дают способ как это сделать. Они приводят в движение внутреннюю жизнь, и это особенно важно для детской души, когда она запугана, стеснена или загнана в угол, а также когда она наивна и нуждается в чутком руководстве и защите. Поэтому метод сказкотерапии наиболее эффективен в 4-6 классах коррекционной школы.

Сценарий классного часа «Мы против курения»

(для 5 класса коррекционной школы)

Цель: формирование у учащихся негативного отношения к курению средствами сказкотерапии.

Задачи: 

  • сформировать представление об опасности курения для здоровья;
  • вызвать сочувствие к людям, употребляющим вредные  вещества, показать их слабость, безволие;
  • обучить умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свою позицию (в том числе и свое здоровье);
  • развивать у учащихся связную речь, память, эмоциональность, координацию движений;
  • воспитывать чувство ответственности,  сплоченности в классном коллективе;

Оборудование:

  • текст сказки «Колобок на новый лад»;
  • костюмы героев сказки;
  • плакат «Мы против курения»;
  • музыкальный центр, аудиозапись «Песня Колобка»;
  • альбомные листы, наборы цветных карандашей (по количеству учащихся).

Сценарий занятия

I. Домашнее задание (подготовительный этап): Подготовка к инсценировке сказки  включала в себя: выучить слова, вжиться в роль одного из героев. Родители вместе с детьми были привлечены к изготовлению костюмов для героев сказки. Остальные дети рисовали плакат и оформляли занавес.

II. Вступительное слово учителя. А сейчас мы с вами отправимся в сказку « Колобок на новый лад» и посмотрим, как же сказочные герои относятся к курению. Ваша задача, запомнить, о чем говорили звери, потом мы с вами об этом поговорим.

III. Инсценировка сказки (Приложение 1).

В конце все дети выходят, поднимают и озвучивают плакат «Мы против курения» (Приложение 2).

IV. Вопросы для обсуждения сказки

  • Почему Колобок начал курить?
  • Как дед с бабкой хотели отучить Колобка курить?
  • Какой метод более эффективный: ремнем или словами?
  • Почему Колобок убежал из дома?
  • Кто из зверей отговаривал Колобка курить?
  • Зачем они это делали?
  • Какое решение принял Колобок в конце сказки?
  • О чем предупреждает Минздрав?

V. Мини-лекция

Сейчас во всем мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин – курение. Сегодня на уроке мы узнаем о вреде, который наносит человеку курение.
«Дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики, делают людей больными, немощными. Сегодня человечество переживает кризис: очень много детей, подростков, школьников, юношей, девушек курит, употребляют алкоголь, а иногда и наркотики.
Минздрав свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается.
Многие считают, что курение – это не болезнь и ничего страшного для курильщика и окружающих его людей в курении нет.  А вы как думаете?
Никотин, который содержится в сигаретах, относится к нервным ядам. От него сильнее бьется сердце, становится частым дыхание, бывает тошнота и рвота, т.к. организм отравляется.
У курильщиков становится сухая кожа, появляется запах изо рта и от одежды, память становится хуже, со временем начинают дрожать руки.
Если курильщик не может найти сигарету, чтобы закурить, у него начинается ломка, начинает болеть голова, желудок,  возникает слабость, вялость, нервозность, его мысли заняты лишь тем, где достать сигарету.

VI. Вопросы классу по прослушанному материалу

– Давайте с вами проследим, какие проблемы возникают у ребят, которые курят. Предлагайте свои варианты.

Примерные ответы:

  • где достать деньги на покупку сигарет?
  • плохо пахнет от волос и одежды;
  • приходится говорить неправду родителям и др.

– Что же произойдет во взрослой жизни?

Примерные ответы:

  • много денег уходит на сигареты, следовательно, семья чего-то лишается.
  • плохой пример для детей
  • раньше времени болеют, стареют, умирают.

– Почему подростки начинают курить?

Примерные ответы:

  • хотят казаться взрослыми;
  • нечем заняться в свободное время;
  • хотят, чтобы родители обратили внимание на своих детей.

– Что поможет отказаться от курения или не начинать курить вообще?

Примерные ответы:

  • посещение спортивных секций;
  • хорошие друзья;
  • любящие родители;
  • полезные привычки;

Вывод:  когда у человека есть полезные привычки, то про него говорят, что он ведет  здоровый образ жизни.

VII. Рефлексия в рисунках

– А сейчас нарисуйте  то, что относится к здоровому  образу  жизни. Какие полезные привычки есть у вас и в вашей семье.

VIII. Защита своих рисунков: расскажи, что помогает человеку сохранять свое здоровье.

– Молодцы! Спасибо за урок.