Однородные члены предложения – разработка конспекта урока с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Задачи и цели:

  • Углублять знания учащихся об однородных членах предложения;
  • Формировать умения правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений;
  • Создать условия для воспитания любви к Родине, бережного отношения к окружающей природе;
  • Совершенствовать навыки сотрудничества, формировать учебную самостоятельность;

Оборудование: мультимедиа, презентация, карточки, смайлики.

СЛАЙД -1

Эпиграф:

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". К.Г.Паустовский.

Организационная часть.

Прозвенел уже звонок, время начинать урок.

Добрый день! Ребята, сегодня у нас много гостей, но пусть это вас не смущает. Постараемся работать с хорошим настроением, чтобы результат занятия порадовал нас. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

Ребята, обратите внимание на доску и давайте вместе прочитаем эпиграф к уроку - слова замечательного русского писателя К.Паустовского.

Действительно, мы должны хорошо владеть русским языком, т.к. он для нас - родной язык. Поэтому мы и учимся на занятиях грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы на поставленные вопросы, учимся думать, слышать и учителя и своих товарищей.

- Зачитайте слова, которые характеризуют русский язык, какой он по словам К.Паустовского? -Что интересного заметили с точки зрения построения предложения?

Вот вы и определили тему нашего урока.

Сообщение темы и цели урока.

СЛАЙДЫ -2, 3.

- Сегодня продолжим работу над предложениями с однородными членами, ведь именно они делают нашу речь более чёткой, краткой. Будем закреплять умения правильно оформлять их на письме, узнаем по каким законам они живут. - Открыли тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

На доске предложение:

Д: кабрьго: к:нчает, а зиму начинает.

-Как понимаете смысл пословицы?

-Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

-О чём говорится в предложении?

С помощью чего соединяются однородные члены предложения?

Докажите необходимость запятой.

Словарная работа.

Страна, Москва, Красная площадь, Россия, народ, берёза.

-На какую тему записали слова? (Родина, Россия)

-Почему среди этих слов написали слово берёза? (Символ России)

СЛАЙДЫ -4, 5.

- Хотя и берёзку мы считаем символом России, но её название знакомо многим народам. Слово это означает "светлый", "ясный", "блестящий".

СЛАЙД -6. Работа с текстом.

- Ребята. Обратите внимание на текст. Выпишите в тетрадь предложения с однородными членами и объясните расстановку знаков препинания.

(Первое предложение проверяется на доске, осуществляется разбор по членам и частям речи, второе в устной форме с места учеником.)

Берёзка. Выросла стройная и кудрявая берёзка. Белел её стройный ствол. Пришли на опушку дети, подошли к берёзе и вонзили топор в её ствол. Берёзка дрогнула. По дереву побежал прозрачный сок.

- Как вы оцениваете поступок детей?

Воспитательная работа. СЛАЙДЫ -7-8.

Берёзовый сок действительно очень полезный напиток. Но собирать его нужно в определенное время и соблюдая правила. В конце марта начале апреля начинается "берёзовый плач". Выбирали дерево среднего возраста, делалась небольшая насечка в которую вставлялся желобок и собирался сок. Но можно получить сок из веточек. Для этого лучше использовать старые частично высохшие ветки, отпилив высохшую часть. К концу ветки привязывают банку или бутылочку и собирают сок. После того как сок получен "ранку" необходимо замазать воском или закрыть мхом. Берёзовый сок - это природное средство оздоровления организма.

Физ. минутка.

Поднимает руки класс - это раз
Повернулась голова - это два
Руки вниз, вперёд смотри - это три
Руки в стороны пошире развернули - на четыре
С силой их к плечам прижать - это пять
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Работа в парах.

- Сейчас все отдохнули и новая забота Нужно сделать на "отлично" парную работу.

- Помогайте друг другу, советуйтесь. На партах карточки с текстами. Расставить необходимые знаки препинания, составить схемы к предложениям.

Карточки:

1. Зимний лес на солнце и лучится, и сверкает, и светится.

2. Наша страна славится горами, морями, полями.

3. Синицы, поползни и дятлы не боятся холода.

- Птицы не боятся холода, но им страшен голод. Не забывайте подкармливать птиц. А зимой они порадуют вас своим пением.

- О каком времени года идёт речь?

- Какая же зима без снега? Вот и мы сейчас будем ловить снежинки. СЛАЙДЫ -9-18.

Дадим отдых глазам. Не поворачивая головы, водим глазами за снежинками.

Работа по учебнику стр. упр. Самостоятельно выполнить, предварительно повторив правила.

Экспресс-контроль. Тест. СЛАЙД -19

1. Члены предложения называются однородными, если:

а) отвечают на один и тот же вопрос;

б) пишутся с одной и той же орфограммой;

в) отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова;

2. Какие члены предложения могут быть однородными?

а) только главные;

б)только второстепенные;

в) главные и второстепенные члены предложения;

3. Между однородными членами предложения запятая не ставится:

а) не соединёнными союзами;

б) соединёнными одиночным союзом "и";

в)соединёнными союзами "а", "но".

4. Найди предложение с однородными членами:

а) Ёлка ожила и засветилась огнями.

б) Медленно плывут по небу облака.

в) Медведь спит в берлоге.

Проверка выполнения. СЛАЙД -20

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

Подведение итогов урока.

- Чем занимались на уроке? Какие задания понравились? Почему?

У вас на партах лежат смайлики - грустный и веселый. Если вам было легко на уроке - поднимите веселый смайлик, а если были сложности - грустного смайлика. СЛАЙД -21

Приложение.