Цель: формирование умения ориентироваться по плану.
Задачи:
- закреплять порядковый счет; состав чисел «4», «5», «6»; навыки составления целого из частей;
- учить составлять математические примеры;
- формировать умение классифицировать предметы по заданным свойствам;
- учить понимать учебную задачу и находить ее решение самостоятельно;
- развивать наглядно-образное мышление, основы логического мышления, память, связанную речь;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность, уважение к себе и окружающим.
Оборудование:
- мультимедийная установка, аудио магнитофон;
- оборудование здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.
- «лошадки» с изображением цифр, математических знаков «+», «=»;
- конверт с планом;
- два обруча;
- набор геометрических фигур (блоки Дьенеша);
- раздаточные карточки по количеству детей с изображением цифр (силуэт самолета);
- демонстрационный набор цифр;
- мозаика – пазл;
- карточки с заданиями
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
Приглашаю детей посмотреть мультфильм «Бобик в гостях у барбоса» (при просмотре отсутствует звук)
Воспитатель: Дети, интересно, почему нет звука?
Дети: Не подключили звук, сломались колонки и т. д.
Воспитатель: Колонки не сломаны, звук подключен, давайте ещё раз попробуем! (снова просматриваем сюжет из мультфильма – звука нет)
II. Сообщение темы и цели занятий
Закадровый голос (на аудиокассете): «Помогите, помогите! В стране Мультляндии – беда! У жителей страны пропали голоса. Нам нужна волшебная палочка, с помощью которой мы могли бы вернуть голоса вашим друзьям из мультфильмов»
Воспитатель: Ну что, ребята, мы сможем помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы отправляемся на помощь. В какой стране живут наши друзья?
Дети: В стране Мультляндия.
Воспитатель: А как мы в эту страну доберёмся?
Дети: На машине, поезде и т.д.
Воспитатель: Чтобы узнать, на каком транспорте нам удобней добраться, предлагаю вам взять листы. Они непростые. На них спрятано изображение транспорта, который нам нужен.
Д/и «Соедини цифры в порядке возрастания»
Детям предлагается соединить точки в порядке возрастания цифр. В результате у них появляется рисунок самолёта.
Воспитатель: Так на чём мы будем добираться?
Дети: На самолёте!
Воспитатель: Да, конечно, самолет – самый быстрый вид транспорта.
Воспитатель: Самолёт – это какой вид транспорта: наземный, водный или воздушный?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: Итак, самолёт к полёту готов! Незамедлительно отправляемся в путь!
Динамическая пауза «Самолет» (использование оборудования здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.)
5, 4, 3, 2, 1 – Вот мы по небу летим! Мы влетаем высоко, |
Дети поднимают руки рывками через стороны |
Мчится самолёт легко | Бегают по кругу, отведя руки назад |
А теперь мы приземлимся И тихонечко садимся |
Дети садятся на корточки |
Воспитатель: Посадка совершена успешно, мы с вами в стране Мультляндии. По-моему, нас здесь ждали. (Обращаю внимание на вертушку с конвертом)
Воспитатель: Что это такое?
Дети: Письмо! Конверт с заданием!
Воспитатель: Откроем конверт… Да это же план поиска волшебной палочки!
Дети по плану находят лазерный лучик и задание на карточке. Читаю задание:
Д/и «Вспомни сказку»
Воспитатель: В названии каких сказок есть такие числа? (Показываю лазерной указкой на квадраты с цифрами 7, 3, 12, 2)
Дети: «Белоснежка и 7 гномов», «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят» , «12 месяцев», «Три орешка для Золушки».
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием!
Дети продолжают движение в соответствии с планом. По коврикам и подходят к обручам. Возле них лежат геометрические фигуры и задание к ним.
Воспитатель: Что это?
Дети: Круги, квадраты, треугольники.
Воспитатель: Какого они цвета, размера?
Дети: Красного, жёлтого, зелёного. По размеру– маленькие, большие.
Воспитатель: А теперь внимательно послушайте задание! Нужно навести порядок. Внутри левого обруча захотели жить все красные фигуры. Внутри правого обруча – все круглые. Расселим фигуры. А какие же фигуры будут жить внутри пересечения обручей?
Дети: Все красные и круглые.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в одном обруче – все красные фигуры, а в другом – все круглые. Значит, на пересечении обручей будут жить все красные и круглые геометрические фигуры
Воспитатель: Ребята, а сейчас, перед нами три обруча, они пересекаются. Сейчас мы будем находить свое место в этих обручах. Сегодня задание для девочек, в следующий раз для мальчиков. Договорились? Будьте внимательны.
- 2-е внутри желтого и красного, но вне синего обруча
- 6-е внутри красного, но вне синего и желтого обруча
- 3-е внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
- 1-е внутри всех трех обручей.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, что же дальше у нас по плану?
Воспитатель: (шёпотом) Он спит! Интересно, для чего он повесил колокольчик?
Дети: Чтобы никто не смог пройти через ворота.
Воспитатель: Давайте проползем через ворота так, чтобы не задеть колокольчик и не разбудить Змея Горыныча.
Дети, выполнив задание, обращаются к плану. На нём обозначена поляна с цифрами-лошадками. Педагог предлагает детям атрибуты к игре «Живые цифры».
П/и с дидактической направленностью «Живые цифры»
1. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Единица прискакала,
Тройка следом прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (1 + 3 = 4)2. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Двойка быстро прискакала,
Четыре следом прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (2 + 4 = 6)3. Цифры бегают по кругу,
Быстро, ловко друг за другом.
Тройка смело прискакала,
Два в припрыжку прибежала.
Плюсик втёрся между ними –
Что получится за ними? (3 + 2 = 5)
Воспитатель: Пока мы скакали на лошадках, незаметно очутились у болота. Посмотрим на план: какая здесь преграда на пути?
Дети: Пойти надо по кочкам.
Воспитатель: На каждой кочке – задания. Чтобы быстрее справиться с заданиями, предлагаю разделиться на две группы. Одна группа идёт направо, другая – налево.
Каждой группе предлагаются по три задания:
1. «Подбери картинку к цифре» (примеры.)
2. «Найди отличия»
3. «Реши задачку» :
I группа: «У Лены были шары: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Сколько у Лены было шаров?»
II группа: «Пять ворон на крышу сели, две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело: сколько всех их прилетело?»
Группы детей меняются местами и проверяют задания друг у друга, чтобы объединиться вновь в одну команду.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. (Сверяемся с планом) Опять преграда на пути! Страшная пропасть впереди, а мост Кощей разобрал, разломал и обломки разбросал. Но зато остался чертёж, по которому был построен мост!
Дети работают по схеме, собирая мост.
Воспитатель: И здесь вы всё правильно и быстро сделали! Ой, ребята, по нашему плану должен быть ковёр, а вместо него здесь что?
Дети: Лишь кусочки, части мозаики (мозаика – пазлы мягкая, разобранная)
Воспитатель: Вот наше задание: «Ковёр соберёшь – волшебную палочку найдёшь!»
Дети собирают ковёр и находят волшебную палочку.
IV. Итог занятия
Воспитатель: Мы справились с заданиями? Помогли нашим друзьям? С чем вы справились легко? В чём испытывали затруднения? Какие задания вы бы хотели выполнить ещё раз?
Дети: Теперь мы сможем помочь жителям Мультляндии!
Закадровый голос: «Спасибо вам, дети, от всех жителей Мультляндии! Вы очень выручили нас! И мы дарим вам эту замечательную сказку!»
Воспитатель: Возвращаемся в детский сад! Нам нужно посмотреть мультфильм
Динамическая пауза «Самолет» (использование оборудования здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.)
5, 4, 3, 2, 1 – Вот мы по небу летим! Мы влетаем высоко, |
Дети поднимают руки рывками через стороны |
Мчится самолёт легко | Бегают по кругу, отведя руки назад |
А теперь мы приземлимся И тихонечко садимся |
Дети садятся на корточки |
– Ну вот, мы и вернулись обратно. Проверим волшебную силу палочки? (Включаем мультфильм – звук появился)