Цель урока: дать представление о роли семейного воспитания в становлении творческой личность ребенка.
Задачи:
- сообщить об актуальности проблемы формирования творческой личности ребенка в дошкольном возрасте;
- обсудить способы создания творческих образов;
- определить влияние творческой деятельности на развитие познавательных процессов.
Материал: выставка поделок из бросового материала, сделанных руками родителей, воспитанников, педагогов; выставка литературы с содержанием идей и приемов работы с бросовым материалом; листы бумаги А4; маркеры; магнитная доска; магниты; диаграмма “Воображение” (в мультимедийном варианте); проектор; разнообразный бросовый материал; пластилин; клей.
Ход урока
1. Знакомство:
1.1. Игра: “Давайте познакомимся!”
Цель: создать доброжелательную, непринужденную обстановку; представить родителей вновь поступивших воспитанников.
Описание: передавая по кругу палочку, участники поочередно сообщают свое имя и любимый род занятий (хобби).
2. Актуальность темы
Комментарии ведущего с использованием диаграммы “Воображение” (приложение 1)
Условия современной жизни, быстрое развитие технологий, психологическая напряженность диктуют о необходимости формирования творческой личности, способной решать новые жизненные проблемы. Человек свободно мыслящий, умеющий находить выход из сложившихся нестандартных ситуаций, обладает богатым воображением.
Воображение (по определению психологов) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мыслительных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
В психологии существует несколько классификаций видов воображения:
По признаку активности различают пассивное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение, при котором образы формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим, опирающимся на словесное или условное изображение (чертеж, схема, нотная запись и т.д.) и творческим, в основе которого лежит создание новых, ранее несуществующих образов.
По мнению психологов, творческая деятельность воображения ограничена опытом, оно может комбинировать то, что дано опытом и не существует абсолютно нового построения.
3. Доказательство психологической теории:
3.1. Объединение участников в группы с помощью игрового приема “Встанете в круг”
Описание: по музыку участники свободно передвигаются по залу, после того как музыка перестает звучать ведущий хлопает в ладоши. Участники должны объединиться в несколько кругов с определенным количеством человек, которое соответствует числу хлопков ведущего.
Игра повторяется 3-4 раза, после последнего объединения ведущий предлагает создавшимся группам занять места за столами.
3.2 Задание группам:
С помощью маркеров каждой группе участников необходимо нарисовать на листе бумаги А4 одно несуществующее животное.
3.3 Комментарии ведущего:
Итак, нам удалось создать несколько творческих, ранее несуществующих образов. Давайте попробуем “разобрать” наших животных по элементам.
В ходе обсуждения участники приходят к выводу, что новые образы состоят из вполне знакомых элементов (круг, квадрат, кошачья лапа, птичий клюв и т.д.)
Вывод: психологическая теория о том, что “творческая деятельность воображения ограничена опытом, оно может комбинировать то, что дано опытом и не существует абсолютно нового построения” верна.
Л.С. Выгодский писал: “Творческая деятельность воображения находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт предоставляем материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение”.
Развитие творческого воображения является одной из актуальных проблем современной педагогики. Развитость воображения помогает ребенку поверить в свои силы и возможности, он очень любознателен, в его голову приходит много интересных идей. Его восприятие мира постоянно обновляется. Но детская гениальность ограничена. Ребенку не хватает знаний о свойствах предметов и явлений, и без целенаправленного взаимодействия со стороны взрослых идет быстрое снижение творческой активности, что приводит к формированию безынициативной, действующей по шаблону личности.
Одним из главных условий развития творческого воображения является семья ребенка. Поддержка со стороны родителей, создание соответствующих условий, доброжелательное отношение к продуктам его творчества выступает стимулом в его развитии. Способов проявления детской творческой энергии, свободных от образов и родительских мнений не много. Бросовый материал один из них. Множество ненужных вещей: старые ручки, разноцветные крышки от пластиковых бутылок, фруктовые косточки, коробочки от сока, катушки, перо и т.д., сослужат вам и вашему ребенку хорошую службу и продлят свой век существования в виде оригинальных поделок.
Если малыш не проявляет инициативы, не догадывается, как играть с такими вещами, его надо научить. Родителям необходимо вспомнить собственные детские поделки и начать творить самостоятельно. Родительский азарт способен заразить самого пассивного ребенка.
4. Практическая часть.
4.1. Создание творческих образов:
каждой группе участников предлагается смастерить из предложенного бросового материала поделку, сотворивший образ обыграть с помощью песенки, потешки или сказки собственного сочинения.
4.2. Представление поделок.
Заключительные комментарии ведущего:
Анализируя процесс создания поделок с точки зрения психологии, можно утверждать, что в данной деятельности задействованы следующие познавательные процессы:
– память, как способность воспроизводить прежние впечатления и опыт.
– внимание, как процесс сосредоточения мыслей и зрения.
– мышление, в процессе рассуждения и отображения объективной действительности.
– восприятие, при непосредственном чувственном отражении действительности.
– речь, во внутреннем и внешнем своем проявлении.
Вывод:
Процесс создания поделок из бросового материала один из уникальных способов развития и совершенствования познавательных процессов, участвующих в становлении творческой личности.