Пасхальное яйцо

Разделы: Технология


Цель урока: формирование знаний, умений и технологических навыков творческой деятельности
обучающихся через эстетическое воспитание.

Задачи урока:

  • Обучить воспитанников основным технологическим приемам и навыкам работы с различными материалами.
  • Развить образное и экологическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки групповой, практической деятельности.
  • Воспитать у обучающихся аккуратность, терпение, усидчивость, экологическую культуру труда.
  • Воспитать уважительное отношения к культуре своих предков.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, исследовательская деятельность, практическая работа.

Техническое и материальное оснащение:

  • инструмент: ножницы,
  • презентация,
  • материалы: тесьма, бумага, проволока, клей, нитки, краски, кисти, киндер-сюрпризы, пенопласт, веревка, пряжа и др.

Презентация

Ход урока

1. Организация начала урока

  • Приветствие обучающихся.
  • Проверка присутствующих на занятии и готовности обучающихся к работе.

2. Сообщить тему и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим работу над проектом “Пасхальное яйцо”. Вначале мы сделаем обобщение материала собранного на предыдущих уроках по теме “История возникновения традиций и обычаев празднования Пасхи”, затем изучим технику выполнения пасхального яйца. Разработаем эскиз Пасхального яйца и подготовим материал для дальнейшей работы.

3. Объяснение нового материала

Пасхальные традиции

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста – времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет – Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

Народные обычаи

“Христосование” пасхальными яйцами.

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье.

В России и Сербии пасхальными яйцами “христосуются” – разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают “покатушки” – у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.

В некоторых странах Европы и Северной Америки существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают “гнездо” пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру. В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

Пасхальные ручьи

Задолго перед Пасхой на главных площадях европейских городов открываются Пасхальные ярмарки, где можно купить вещи, сделанные своими руками. Мосты и фонтаны украшаются зеленью и разноцветными яйцами, символизируя Пасхальные ручьи— Обновление и Весну Радости. Во многих двориках можно увидеть кусты и деревья, украшенные яйцами и разными персонажами, наподобие Рождественской ёлки.

На Украине в Пасхальный понедельник ребята обливают девчат водой, девчата “мстят” во вторник. Во Франции в понедельник жёны могут побить мужей, а те им во вторник могут ответить.

Показ готовых Пасхальных яиц выполненных в различной технике и из различных материалов с комментариями педагога.

Обобщение и дополнение представленного материала с показом фотографий из личного архива.

4. Сообщение технико-технологических сведений

Сегодня мы с вами приступим к созданию пасхального яйца в техники – аппликация.

Прежде чем приступить к выполнению работы нам необходимо разработать эскиз.

Нам понадобится лист бумаги простой карандаш, ластик и фломастеры.

Подготовка рабочего места.

В первую очередь мы обтягиваем яйцо тесьмой, наклеиваем и оформляем декоративными элементами в соответствии с эскизом.

5. Практическая работа

Технология выполнения пасхального яйца

  1. Зарисовка эскиза.
  2. На пластиковую основу яйца наносим силиконовый клей и приклеиваем тесьму закрывая всю поверхность.
  3. Готовим подставку для яйца.
  4. Соединяем подставку с яйцом.
  5. Далее на основу с эскизом приклеивается декоративные элементы.

6. Заключительная часть урока

Подведение итогов и оценка работы учащимися

Оценка качества работы обучающихся даётся педагогом устно.

Запись домашнего задания и краткий инструктаж

Принести:

  1. Эскиз Пасхального яйца.
  2. Детали аппликации(цветы, бисер, листья, бусы).
  3. Ткань или тесьма.
  4. Пластмассовая основа яйца.
  5. Силиконовый клей.

Уборка рабочего места.

Литература

  1. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи “hand made”. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2006.
  2. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. (Мир вашего ребенка)
  3. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. – г. Армавир, 2000.
  4. Ротемунд Х. Рамочки для фотографий своими руками /пер. с нем. – М.: Мой Мир Гмб и Ко КГ, 2006.
  5. Хазенбанк В., Хенике Э. Сделай сам. Берлин: Фольк унд Виссен, 1998.
  6. Шалда В.В.Цветы из ткани для любимой мамы. – М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003.
  7. Шахова Н.В. Кожаная пластика. М.: ООО “Изд-во АСТ”, Донецк “Сталкер”, 2003.
  8. Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. (Азбука рукоделия).
  9. http://ru.wikipedia.org статья “Пасха”.