Многообразие культур не случайно – это выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.
Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как целостную художественную личность. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна присутствовать правда художественного образа.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познания богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Учебные занятия предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумагой, акварелью. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными задачами. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе; значительную роль играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре того или иного народа.
Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;
- учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;
- формировать умение выразительного использования в коллективной работе: фактуры материалов, цвета композиции, умение согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль.
- Развивающие:
- развивать эстетический вкус учащихся;
- развивать художественное видение окружающего мира.
- Воспитательные:
- воспитывать чувство толерантности к чужой культуре;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к природе;
- формировать умение работать в группах.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: беседа, практическая работа.
Используемые технологии:
- информационные;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Используемые методы:
- иллюстративно-наглядный;
- словесный;
- самоорганизация;
- рефлексия.
Основные понятия:
1. Многоликость мира художественной жизни на
земле (художественная культура Японии очень
целостна, экзотична и в то же время вписана в
современный мир).
Воспитанное с глубокой древности умение видеть
бесценную красоту каждого маленького момента
жизни, внимание к красоте деталей. Традиции
любований, молитвенного созерцания природной
красотой. Для образа японской культуры
характерна графичность, хрупкость и ритмическая
ассиметрия.
2. Взаимоотношение человека с природой, умение жить в гармонии с природой. Приспосабливаться к явлениям природы, а не бездумно идти против нее. Бережное отношение к природе.
3. Праздник цветения сакуры – традиционный праздник Японии.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран;
- таблицы;
- макет города.
Ресурсы к теме:
1. Энциклопедия для детей и юношества: История
искусств. Изобразительное искусство и
архитектура. Ч.1 – сос. С. Т. Исмаилова – М:
Издат. дом. «Русская энциклопедия»1996 г.
2. Журнал «Всемирный следопыт» №16 2005г. №13, 2007
г.
3. А. Блейз История в костюмах – М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.
4. Интернет ресурсы.
После урока учащиеся смогут:
– применять знания, полученные на уроке на
других предметах (история, литература);
– применять навыки выполнения дерева цветущей
сакуры на других занятиях ИЗО, технологии;
– быть толерантным.
Основные этапы урока
1. Оргмомент (1-2 мин.)
Звучит японская музыка. Входит учитель в японском костюме (кимоно). Приветствует детей «по-японски» и предлагает им занять свои места.
Учитель: Ребята, сегодня я вас
приглашаю в путешествие в удивительную и
загадочную страну. Ее очень часто называют
страной восходящего солнца. Вы, наверное,
догадались, что это за страна?
Ученик: Япония
Учитель: Давайте с вами выясним,
почему ее так называют и что отличает эту страну
от других. Я предлагаю Вам поработать с
карточками – заданиями.
2. Самостоятельная работа учащихся (идет работа в группах, 6 мин.).
Текст карточек (на карточках фото о Японии):
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония.
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
Вопросы:
1. Почему Японию называют страной восходящего
солнца?
2. Что отличает Японию от других стран?
3. Что вы еще знаете об этой стране?
Учитель: Я рада, что вы справились с
заданием.
Существуют определенные признаки, по которым, мы
можем судить и говорить о стране. Например, это
государственные символы: флаг, герб, гимн (в
России они тоже существуют).
Но есть и другие символы: своеобразные архитектурные постройки – пагоды, национальная одежда – кимоно.
Декоративные японские сады, ветка цветущей вишни – это тоже символы страны, они создают художественный образ государства.
В японском характере есть одна черта – это
умение замечать и ценить даже самые малые
проявления прекрасного.
С древних времен все, что окружало японца,
становилось предметом любования – алые листья
клена, журчащий ручеек. Жить в гармонии с
природой для японца – это закон жизни. Они очень
бережно к ней относятся, поэтому в Японии
существует много праздников, посвященных
деревьям и цветам.
И здесь надо назвать знаменитую японскую
вишню – сакуру, воспетую в поэзии, в картинах
художников разных поколений. Каждый японский дом
в период цветения сакуры украшает дом ее
прекрасными цветами, помещенными в
специальные цветочницы или вазы.
«Сакура видна по цветам» и японцы часами любуются прелестью весеннего дня, когда на ветвях сакуры распускаются белые, желто-розовые и кремовые лепестки «Слива цветет – запах хорош, вишня цветет – глаз не оторвешь» – гласит японская пословица.
Нигде, вероятно, не существует столь своеобразного и едва ли, не всенародного культа, как культ цветения сакуры в Японии. Живая ветка сакуры, которая как бы служит символом богатого и своеобразного растительного мира этой островной страны, полнее, всего, пожалуй, отображает эстетический вкус японского народа.
Известный японский ученый и поэт 18 столетия Мотоори Норинага не без гордости провозгласил в одном из своих стихов:
Коль спросят у тебя о духе,
Что в истинных сынах Японии живет,
То укажи на цвет дерев вишневых,
Что блещут белизной, благоухая,
В лучах веселых утреннего солнца!
3. Слайды о Японии (2-3 мин.)
Идет показ слайдов о Японии, комментарии учителя и обобщение данного этапа урока (Приложение 1)
4. Слово учителя «Праздник цветения сакуры» (4 мин.)
Учитель: Ребята, а давайте перенесемся в японский город. Но чтобы попасть в Японию надо произнести по-японски слово «Япония». Как японцы называют свою страну? («Ниппон»). Закройте глаза, возьмитесь за руки и все вместе произнесем слово «Ниппон» три раза. (Пока дети произносят слово, учитель открывает макет города, который был заранее установлен, но закрыт от взора ребят).
Учитель: Весна. Апрель. Город
готовится к празднику цветения сакуры. Но…
Посмотрите внимательно на улицы города. Здесь
чего-то не хватает, не правда ли. Что бы вы
добавили в композицию данного города? (Ответ
уч-ся). Да, я согласна, в этом городе не хватает
деревьев. Не хватает того, что так любят и чтят
японцы – живой природы. Давайте поможем создать
в этом городе праздник. Но прежде чем приступить
к работе я предлагаю немного отдохнуть.
5. Физкультминутка «Японское приветствие» (2 мин.)
6. Самостоятельная работа учащихся (10-12 мин.)
Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.
Учитель: Приступим к выполнению творческой работы. Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию, вымысел и умение работать. Каждая группа будет создавать свою сакуру, свой образ этого цветущего дерева. По завершении работы мы поместим их в город. (На группы класс делит учитель до урока; на столах заранее приготовлены ветки вишни, цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев»).
Учитель: Ребята вы поместили свои
деревья в город, что с ним произошло? (Ответ
уч-ся)
– Как вы думаете, а у нас в России есть сакура? (Ответ
уч-ся)
– Какие чувства вызывает у вас момент
цветения вишни?
– В России есть праздники, связанные с деревьями?
(«Русская березка»)
– Два разных государства – Япония и Россия.
Казалось, ничего не может связывать их вместе. У
нас разные языки, одежда, архитектура, религия –
ничего общего! Но нет. Оказывается, маленькая
ветка цветущего дерева может объединить людей.
Как и японцы, мы радуемся приходу весны, мы
радуемся цветению цветов и деревьев. Мы внутри
такие же, как они, как все люди на планете.
Природа делает чудеса. Она нас учит добру и
справедливости, любви и уважению, учит нас жить в
согласии друг с другом.
Ныне Япония – одна из ведущих
промышленно-развитых стран мира. Этот
невероятный успех объясняется во многом
трудолюбием и упорством народа, его прилежанием,
надежностью, терпением, настойчивостью, никогда
неослабевающей энергией, а так же тем, что былые
традиции – пусть и в измененном виде –
продолжают почитаться всеми японцами.
(Каждая группа получает задание сочинить красивую строчку на тему урока)
7. Подведение итогов и рефлексия (4 мин.).
Учитель: Ребята, что нового вы
узнали на сегодняшнем уроке?
– С каким материалом было труднее работать? (Ответы
уч-ся).
8. Домашнее задание (1 мин.)
Учитель: В знак благодарности вашему учителю и близким людям – маме, папе, сестре, бабушке – приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно в зимний морозный день ощутить легкое приятное дуновение весны.