"Дружба дороже богатства"

Разделы: Классное руководство


Цель классного часа: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.

Задачи:

  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

Оборудование: карточки со словами, картинки сказочных героев, мягкая игрушка “собачка”, макет солнышка, грамзапись “Улыбка”, “Если с другом вышел в путь”.

Ход занятия

Организационный момент.

– Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем классном часе. Дети входят в класс под песню “Если с другом вышел в путь” и садятся в круг. (Заранее дети были распределены с помощью жеребьёвки на 3 команды: красные, зеленые, желтые.) За каждый правильный ответ получали жетоны.

Чтец:

Кто верит в дружбу горячо.
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

Вступительное слово учителя

– Ребята, о чем это стихотворение?

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, – это дружба. (Ларошфуко)

– Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия "Дружба дороже богатства".

– Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?

– Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.

– Что же такое дружба? Дружба отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

В словаре В.Даля дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.

– Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей.

ПРИТЧА

Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню,

чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.

С тех пор его стадо стало е несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

– Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? (ответы детей). Чему учит эта притча? (ответы детей)

– Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.

– Домашним заданием вам к классному часу было найти и запомнить как можно больше пословиц о дружбе. Поднимите, пожалуйста, руки кто нашёл такие пословицы. Сейчас вы будите работать в группах. Из подобранных вами пословиц, нужно выбрать те, которые, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи.

– Дети работают в группах. Затем каждая команда называет поочерёдно пословицы.

Возможные варианты:

– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Дружба дороже золота.
– Друзья познаются в беде.
– Верному другу цены нет.
– Для дружбы нет расстояний.
– Без беды друга не узнаешь.
– Человек без друзей, что дерево без корней.
– Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

– Вы хорошо поработали, и все пословицы действительно соответствуют этой притче.

Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети – С улыбки.

– Верно, ребята, с улыбки. Об этом в песенке поётся. (Песня “Улыбка”– 1 куплет) Дети выполняют танцевальные движения. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь на свои места.

Групповая работа.

Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг.

Дети работают в группах.

На карточках записаны слова:

скромность, отзывчивость,
доброжелательность, зависть
настойчивость, эгоизм,
общительность, равнодушие,
жадность, хвастовство
злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту

Какие качества вы выбрали? Почему?

– Почему оставили качества со словами “злоба, хвастовство, равнодушие жадность, лень, зависть, эгоизм”?

– Почему распадается дружба?

– Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?

(Дети сами выводят правила, которые вывешиваются на доске.)

Правила дружбы

– Уступать.

– Не бояться просить прощения, если обидел друга.

– Не грубить. Не злиться.

– Не жадничать.

– Быть честным.

– Помогать другу.

– С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

– Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.

– Не ябедничай, лучше сам поправь.

– Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.

– Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

– В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

Практическое упражнение “Мостик дружбы”

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.

Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту. Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно”

Да, произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Давайте послушаем стихотворение о дружбе, которое приготовили наши мальчики и девочки.

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает.
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Игра “Кто с кем дружит?”

У вас на партах лежат сказочные герои, назовите их друзей.

Буратино – ( Мальвина ). Семь гномов – (Белоснежка.) Крокодил Гена – (Чебурашка).

Винни Пух – ( Пяточок), Малыш – (Карлсон), Дюймовочка – (Ласточка).

– Да, даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

На уроке изобразительного искусства вы тоже рисовали своих друзей, друга, подругу. Эти рисунки сейчас у вас на партах. Кто хочет показать свой рисунок и рассказать про своего друга.

Дети выходят в центр класса показывают свой рисунок и несколько слов говорят, кто изображен на рисунке. Рисунки можно будет сразу прикреплять к доске.

Обсуждение проблемных ситуаций в командах.

1.Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе крайне необходима. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?

2. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

  • Как вам не стыдно!
  • А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
  • Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.
  • В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!" вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги". Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась.Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!" И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

– Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Игра “ Круговая беседа”

А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Ваша задача – передать по кругу игрушку и сказать добрые пожелания.

Итог классного часа

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную

минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь дружба дороже

богатства. Предлагаю вам посмотреть мультфильм “ Просто так”. Теперь посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда. Победила дружба.

Предлагаю завязать ленточки дружбы на солнечных лучах, чтобы мы были дружны и едины. Солнышко-это я, а вы мои лучики. На этом наш классный час подошел к концу.