Цель классного часа: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
- формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование: карточки со словами, картинки сказочных героев, мягкая игрушка “собачка”, макет солнышка, грамзапись “Улыбка”, “Если с другом вышел в путь”.
Ход занятия
Организационный момент.
– Уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем классном часе. Дети входят в класс под песню “Если с другом вышел в путь” и садятся в круг. (Заранее дети были распределены с помощью жеребьёвки на 3 команды: красные, зеленые, желтые.) За каждый правильный ответ получали жетоны.
Чтец:
Кто верит в дружбу горячо.
Кто рядом чувствует плечо.
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Вступительное слово учителя
– Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, – это дружба. (Ларошфуко)
– Посмотрите на доску и прочитайте тему нашего занятия "Дружба дороже богатства".
– Представьте себе весы. На одной чаше дружба, а на другой богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
– Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
– Что же такое дружба? Дружба отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
В словаре В.Даля дружба – это “бескорыстная стойкая приязнь”.
– Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей.
ПРИТЧА
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню,
чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало е несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
– Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? (ответы детей). Чему учит эта притча? (ответы детей)
– Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.
– Домашним заданием вам к классному часу было найти и запомнить как можно больше пословиц о дружбе. Поднимите, пожалуйста, руки кто нашёл такие пословицы. Сейчас вы будите работать в группах. Из подобранных вами пословиц, нужно выбрать те, которые, на ваш взгляд, очень точно выражают смысл притчи.
– Дети работают в группах. Затем каждая команда называет поочерёдно пословицы.
Возможные варианты:
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Дружба дороже золота.
– Друзья познаются в беде.
– Верному другу цены нет.
– Для дружбы нет расстояний.
– Без беды друга не узнаешь.
– Человек без друзей, что дерево без корней.
– Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
– Вы хорошо поработали, и все пословицы действительно соответствуют этой притче.
Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети – С улыбки.
– Верно, ребята, с улыбки. Об этом в песенке поётся. (Песня “Улыбка”– 1 куплет) Дети выполняют танцевальные движения. Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь на свои места.
Групповая работа.
– Каким же должен быть друг? Вам предлагаю карточки со словами. Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать друг.
Дети работают в группах.
На карточках записаны слова:
скромность, | отзывчивость, |
доброжелательность, | зависть |
настойчивость, | эгоизм, |
общительность, | равнодушие, |
жадность, | хвастовство |
злоба, | готовность прийти на помощь в любую минуту |
– Какие качества вы выбрали? Почему?
– Почему оставили качества со словами “злоба, хвастовство, равнодушие жадность, лень, зависть, эгоизм”?
– Почему распадается дружба?
– Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась?
(Дети сами выводят правила, которые вывешиваются на доске.)
Правила дружбы
– Уступать.
– Не бояться просить прощения, если обидел друга.
– Не грубить. Не злиться.
– Не жадничать.
– Быть честным.
– Помогать другу.
– С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
– Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
– Не ябедничай, лучше сам поправь.
– Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось.
– Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
– В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Практическое упражнение “Мостик дружбы”
Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроём, вчетвером и т.д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.
Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту. Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно”
– Да, произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Давайте послушаем стихотворение о дружбе, которое приготовили наши мальчики и девочки.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает.
Это слово? Значит что оно?
Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить,
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
– Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Игра “Кто с кем дружит?”
У вас на партах лежат сказочные герои, назовите их друзей.
Буратино – ( Мальвина ). Семь гномов – (Белоснежка.) Крокодил Гена – (Чебурашка).
Винни Пух – ( Пяточок), Малыш – (Карлсон), Дюймовочка – (Ласточка).
– Да, даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
На уроке изобразительного искусства вы тоже рисовали своих друзей, друга, подругу. Эти рисунки сейчас у вас на партах. Кто хочет показать свой рисунок и рассказать про своего друга.
Дети выходят в центр класса показывают свой рисунок и несколько слов говорят, кто изображен на рисунке. Рисунки можно будет сразу прикреплять к доске.
Обсуждение проблемных ситуаций в командах.
1.Друг взял книгу у тебя на один день, а не отдаёт её уже давно. Книга тебе крайне необходима. Ты звонишь и говоришь: “Если ты не принесёшь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу”. Как бы поступил ты?
2. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.
- В чём вина мальчиков?
3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: "Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!" вслед за Ирой Петя громко сказал: "Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги". Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась.Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: "Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!" И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
– Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
Игра “ Круговая беседа”
А сейчас я предлагаю вам встать в круг. Ваша задача – передать по кругу игрушку и сказать добрые пожелания.
Итог классного часа
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную
минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь дружба дороже
богатства. Предлагаю вам посмотреть мультфильм “ Просто так”. Теперь посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда. Победила дружба.
Предлагаю завязать ленточки дружбы на солнечных лучах, чтобы мы были дружны и едины. Солнышко-это я, а вы мои лучики. На этом наш классный час подошел к концу.