Цели урока:
- Ознакомить учащихся с устройством компьютера.
- Ознакомить с назначением основных и дополнительных устройств компьютера.
- Ознакомить с различными видами компьютеров.
Задачи урока:
- помочь учащимся усвоить устройство компьютера, классификацию устройств компьютера;
- воспитание информационной культуры учащихся, дисциплинированности, усидчивости;
- развивать внимание и кругозор учащихся;
- воспитывать у учащихся информационную культуру.
Тип урока: Объяснение нового материала. Для сопровождения урока используется компьютерная презентация (Презентация).
Оборудование: Компьютер, проектор.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент. Формулировка темы и целей урока.
2. Объяснение нового материала.
Что такое компьютер? Этот вопрос интересует всех, кто начинает изучать информатику.
Компьютер - это универсальное устройство, предназначенное для накопления, обработки, хранения, систематизации и передачи информации. Данное определение очень сложно для понимания пятиклассника, поэтому рассмотрим только внешнюю архитектуру компьютера, все его составляющие, устройства, подключаемые к компьютеру и их разделение по группам. А также рассмотрим классификацию компьютеров.
Компьютер состоит из основных четырех компонентов: системный блок, монитор, клавиатура и мышь.
Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и др.
Процессор предназначен для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера.
Память компьютера служит для хранения данных. Есть два вида памяти: оперативная и постоянная. Устройства, их реализующие, называются ОЗУ - оперативное запоминающее устройство и ПЗУ - постоянное запоминающее устройство.
В ПЗУ хранятся инструкции и правила, которые определяют порядок работы при включении компьютера. Эти инструкции не удаляются даже при выключении компьютера.
Вся информация, необходимая для работы компьютера, помещается в ОЗУ (оперативную память). Процессор может мгновенно обращаться к содержимому оперативной памяти. Электрические импульсы, в форме которых информация хранится в оперативной памяти, существуют только тогда, когда компьютер включен. После отключения источника питания вся информация, содержащаяся в оперативной памяти, теряется.
Для длительного хранения информации используется долговременная память: магнитные диски, компакт-диски, флеш-накопители. Различают гибкие и жесткие магнитные диски. Гибкий магнитный диск - дискета - имеет небольшую емкость и в наше время используется очень редко, чаще всего для того, чтобы перенести информацию с одного компьютера на другой. Жесткий диск встроен внутрь системного блока. Он имеет большую емкость, на нем храниться почти вся основная информация, к которой требуется постоянный доступ. Для хранения не часто используемой информации используют компакт-диски (их называют лазерными или оптическими). Это емкие и надежные носители данных. В последнее время очень часто используют такие носители информации как флеш-накопители (микросхемы памяти). Их емкость в несколько раз больше, чем у компакт-дисков.
Рассмотрим все устройства компьютера
Устройства компьютера можно разделить условно на две части: основные и дополнительные.
К основным можно отнести: системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
К дополнительным: джойстик, акустические колонки, веб-камера, микрофон, гарнитура, принтер, сканер, графический планшет и т.д.
(Во время просмотра презентации можно кратко рассказать о каждом устройстве, его функция и целях.)
Все устройства, которые мы рассмотрели называют аппаратным обеспечением компьютера. В аппаратном обеспечении различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации.
Устройства ввода информации - это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др.
Устройство обработки информации - процессор.
Устройства хранения информации - это оперативная память, жесткие диски, компакт-диски, флеш-накопители.
Устройства вывода информации - монитор, принтер, акустические колонки.
В конце урока рассмотреть виды компьютеров: персональный, наколенный, записная книжка. Обсудит с учащимися вопрос: Для каких целей и где можно использовать все перечисленные виды компьютеров.
3. Подведение итогов урока.
Вопросы для самопроверки:
- Из каких основных устройств состоит компьютер?
- Как называется устройство обработки информации?
- Какие вы знаете устройства хранения информации?
- Что входит в состав аппаратного обеспечения компьютера?
Литература.
- Л.Босова, Информатика и ИКТ - 5 класс, издательство БИНОМ 2009 г.
- Н.Л.Югова, Р.Р.Камалов Поурочные разработки по информатике - 5 класс, Москва "ВАКО" 2009 г.
- Картинки с поисковика Yandex.