Цели урока:
- систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по теме;
- совершенствовать умения доказывать свое мнение и опровергать ошибочные мнения оппонентов;
- решать проблемы; формировать у учащихся понимание взаимной ответственности; воспитывать правовую культуру.
Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся.
Оборудование: Конституция РФ, игровое поле для команд, сводная ведомость для жюри, тексты заданий.
План урока:
- Сообщение цели урока, объявление правил игры.
- Представление команд, жюри, ведущего.
- Командные конкурсы:
А) Знаешь ли о Конституции РФ?
Б) Права и свободы человека и гражданина.
В) Обязанности граждан РФ.
Г) Решение задач. - Подведение итогов.
Правила урока-игры:
В игре участвуют 2 команды.
Каждая команда получает игровое поле, на котором указаны:
А) тур | Б) номер вопроса | В) правильный ответ |
Название тура и время выполнения.
- «Знаешь ли ты о Конституции РФ?» – 10 мин.
- «Права человека и гражданина» – 15 мин.
- Перечислить обязанности – 5 мин.
- Решение задач – 10 мин.
- Жюри подводит итоги
Ответы оцениваются по балльной системе:
- 1 балл
- 15 б.
- 5 б.
- 2 б.
Ход урока-игры
I тур – «Знаешь ли о Конституции РФ?»
- Что является источником права?
- Текст законов.
- Учебник по правоведению.
- Популярная брошюра о праве.
- Среди законов высшей юридической силой обладает:
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Конституция.
- Когда была принята Конституция?
- Как была принята Конституция?
- Из скольких разделов состоит Конституция?
- Какое количество глав в I разделе?
- Какая глава по объему статей наибольшая?
- Их скольких статей состоит вторая глава?
- Какое заглавие имеет вторая глава?
II тур – «Права и свободы человека и гражданина».
- Виды прав. Работа с текстом Конституции.
- Разделить лист бумаги следующим образом:
гражданское | экономическое | социальное | культурное |
Записывать только номер статьи по группам прав.
III тур – Назовите обязанности личности.
Обязанности неотделимы от прав и в совокупности они составляют основу правового статуса гражданина.
IV тур – Решение задач.
- Уволенный без объяснения причин гражданин обратился в суд и был восстановлен на работе. Обладание какими правами обеспечило восстановление гражданина на работе:
- Право на труд;
- Право на восстановление в правах;
- Право на защиту со стороны закона;
- Всеми перечисленными правами.
- К какому виду прав относят права на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, на социальное обеспечение:
- к гражданским правам;
- к социальным правам;
- к культурным правам.
- Дети имеют право свободно выражать свое мнение:
- только в семье;
- только в среде своих друзей;
- во всех сферах жизни и деятельности.