Цели урока:
- Обучающая: научить работать с электронной почтой.
- Развивающая: развивать алгоритмическое мышление, познавательные и профессиональные интересы, коммуникативные способности.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к оборудованию ПК, ответственное отношение к порученному делу, формировать информационную культуру, объективную самооценку собственной профессиональной деятельности.
Тип урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.
Методы обучения: Информационный, проблемно-поисковый, практически-действенный, словесно-теоретический, репродуктивный, рефлексивный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- система мультимедиа, интерактивная доска, планшет, Интернет;
- персональные компьютеры;
- демонстрационный материал;
- буклет, информационный материал по теме урока;
- сообщение учащейся;
- карточки-задания.
Межпредметные связи: Информатика, программное обеспечение ЭВМ, аппаратное обеспечение ЭВМ, история, литература.
Ход урока
1. Организационный момент - 1 мин.
2. Вводный инструктаж - 45 мин.
2.1. Тема программы
- Тема программы: "Работа в Интернете". А тему урока мы сформулируем с вами вместе.
- Мы с вами вступаем в эпоху, когда уже не вещество и энергия, а информация - поистине неисчерпаемый ресурс - определяет уровень развития государства и благосостояния людей. "Кто владеет информацией, тот владеет миром" - говорил Натан Ротшильд. Широкие возможности информационных технологий, возрастающая популярность электронных средств связи дополняют работу промышленной индустрии, содействуют её дальнейшему развитию и совершенствованию. Президент РФ Медведев Д.А. считает "информационные технологии одним из важнейших направлений развития России:". В Пермском крае уже давно работают в этом направлении. Именно Олег Чиркунов первым из губернаторов стал еще в 2004 году использовать ресурсы интернета для общения с региональными министрами и главами муниципалитетов. Современный мир больших скоростей, глобальных сетей и огромного информационного потока невозможно представить без электронно-вычислительных машин. Их роль и значение возрастают день ото дня, зоны применения компьютерной техники расширяются. Поэтому постоянно растет спрос на специалистов - операторов ЭВМ. Современный рынок труда требует от операторов ЭВМ прочных умений и навыков для работы в специализированных компьютерных фирмах, различных офисах, отделениях почтовой связи.
- Знаете ли вы, что:
75% пользователей прибегают к услугам электронной почты чаще, чем к услугам междугородней телефонной связи.
Свыше 90% пользователей обмениваются электронными почтовыми сообщениями во всемирной сети.
2.2. Тема урока
- Сформулируйте, пожалуйста, какая же тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока)
2.3. Цель урока
- Какая цель урока? (Учащиеся формулируют цель урока)
- Вы должны знать: определения понятий "электронная почта", "электронный адрес", "электронный почтовый ящик", "электронное письмо", правила составления электронного адреса.
Уметь: создавать электронный почтовый ящик, создавать, отправлять и просматривать электронные письма.
2.4. Алгоритм работы на уроке (Мастер п/о проговаривает алгоритм работы на уроке)
- Современный рынок требует от Операторов ЭВМ эрудированности, компетентности, мобильности, нестандартного мышления, что позволяет решать сложные и необычные задачи, которые ставит перед ним руководитель. Он должен быть усидчивым, аккуратным и, конечно, должен уметь работать в коллективе.
Сегодня мы выберем конкурентоспособную учащуюся, применяя Рейтинговую систему Знаний, умений, навыков учащихся.
- Работа учащихся с пакетом документов к уроку.
2.5. Актуализация опорных знаний по теме "Работа в Интернете".
- Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по теме предыдущего урока.
- Для этого вам предлагается ответить на вопросы рисуночного теста. Это Задание № 1 в вашем пакете документов. <Приложение1>
Каждый ответ - это не буква или цифра, как в обычном тексте; это элемент рисунка.
Мастер п/о на примере объясняет учащимся, как работать с рисуночным тестом.
- Ваши ответы будут оцениваться согласно следующим критериям оценивания: за каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. На данную работу вам отводится 3 минуты.
(Учащиеся выполняют рисуночный тест)
- Молодцы! Сейчас проведем взаимопроверку ваших работ. Поменяйтесь листочками с соседом по парте, приготовьте цветную ручку. Если вы правильно ответили на все вопросы, в итоге у вас должен получиться следующий рисунок - цифра 5. Отметьте, пожалуйста, плюсом верные ответы и минусом - ответы неверные. Оцените тест согласно критериям оценивания. Оценку поставьте в лист самоконтроля.
- Скажите, пожалуйста, где в жизни вы встречаетесь именно с таким написанием цифры 5?
Учащиеся:данное написание цифры 5 используется при заполнении индекса на конверте или почтовой карточке.
- Кто-нибудь знает индекс главного почтового отделения города Пермь?
Учащиеся: 614000
- Кто-нибудь знает индекс главного почтового отделения города Соликамска?
Учащиеся: 618500
2.6. Объяснение нового материала
- Переходим к новой теме "Работа с электронной почтой". Мы знаем, что такое почта. Почта - традиционный вид связи, позволяющий обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам. А что такое электронная почта? Предлагаю найти определение данного понятия в разных источниках, которые находятся у вас на рабочих столах. Это учебник "Информатика и информационные технологии" под редакцией Николая Дмитриевича Угриновича, учебник "Основы информатики", авторы Ляхович Владислав Федорович и Краморов Сергей Олегович и Иллюстрированный энциклопедический словарь. Время выполнения работы - 2 минуты.
Учащиеся работают с литературой.
- Давайте посмотрим, какие определения понятия "электронная почта" вы нашли.
Учащиеся зачитывают найденные определения.
Мастер п/о:
- Как вы думаете, что общего между данными понятиями?
Ответы учащихся.
- Давайте, используя найденный материал, вместе составим новое общее определение понятия "электронная почта".
Учащиеся совместно с мастером п/о формулируют определение понятия.
- Электронная почта - сервис Интернета, позволяющий обмениваться электронными сообщениями через компьютерную сеть.
- Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько преимуществ перед обычной почтой:
Это скорость пересылки сообщений.
Надежность.
Рассылка сообщений сразу нескольким абонентам.
К тому же обойдется электронное сообщение дешевле, чем обычное.
- А что чаще всего персылают по средстам почты?
Учащиеся: Письма.
- Скажите, какие данные надо знать об адресате для того, чтобы отправить ему письмо?
Учащиеся:для отправки письма необходимо указать адрес, на который оно будет отправлено.
- Адрес электронной почты однозначно идентифицирует почтовый ящик, в который следует доставить сообщение электронной почты; образуется при создании почтового ящика на любом из серверов. Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из 2-ух частей, разделенных символом @. Первая часть почтового адреса носит название "имя пользователя". Имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации. В качестве него может быть фамилия пользователя, его имя, псевдоним, написанные латинскими буквами, цифрами, разделенные точкой, тире, символом подчеркивания. Всего не более 31 символов. Вторя часть адреса - имя почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик. Имя почтового сервера имеет крайнюю группа букв, которая обозначает зону ресурсов информационной сети, выделенную владельцу, например, какой-либо стране, международной организации. Например, группа букв ru определяет принадлежность данного сервера России.
- Посмотрим примеры электронных адресов. Как вы думаете, чей это электронный адрес: president@kremlin.ru
Учащиеся: адрес электронной почты президента РФ Медведева Д.А.
- Как вы думаете, чей это электронный адрес: spo-prk@yandex.ru
Учащиеся: адрес электронной почты ГОУ СПО ПРК им. А.С. Попова
- Как вы думаете, чей это электронный адрес: admpu-10@mail.ru
Учащиеся: адрес электронной почты ГОУ НПО ПУ-10
- А вот откуда пришел на компьютерную клавиатуру знак @ и как его называют в других странах расскажет_____ (Ф.И. учащегося, подготовившей доклад).
Сообщение учащегося. <Приложение2>
-Для отправки письма - обычного или электронного - нам необходим почтовый ящик. Почтовые ящики впервые появились в России на улицах Санкт-Петербурга и Москвы в 1848 году. В настоящее время встречаются почтовые ящики различных форм - в виде животных, различных предметов и даже в виде компьютера. Первый электронный ящик появился в 1971 году, разработанный инженером Рэем Томлинсоном, и представлял собой обычный текстовый файл, в конец которого любой из имевших доступ к системе мог дописывать свое сообщение. Сегодня почтовый электронный ящик представляет собой часть дискового пространства на сервере с определенным адресом, где может храниться почтовая информация для пользователя сети Интернет. Для отправки письма через электронную почту необходимо создать свой электронный почтовый ящик, пройдя соответствующую регистрацию. Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета, предоставляющем почтовые услуги. Среди серверов бесплатных почтовых служб наиболее известны: Rambler, Yahoo!, Яндекс, Google, Mail. Для рассмотрения создания электронного почтового ящика используем в качестве примера почтовую службу Mail.ru.
Мастер п/о показывает на экране и подробно объясняет каждый пункт.
- В пакете документов находится Задание № 2 <Приложение3>. Установите последовательность действий при создании электронного почтового ящика, проставив соответствующие цифры рядом в прямоугольниках.
(1 учащийся составляет алгоритм на доске. Остальные - в карточках на рабочих местах)
- Проверьте составленный вами алгоритм с полученным на доске. Если вы правильно составили данный алгоритм, поставьте себе дополнительные баллы.
Учащиеся проверяют составленный алгоритм, заполняют лист самоконтроля. <Приложение4>
- Работать с созданным электронным почтовым ящиком мы будем при помощи браузера Internet Explorer, с помощью веб - интерфейса сервера. Давайте посмотрим, как организован интерфейс сервера MAIL.ru, а именно его почтовый бокс для работы с входящими и исходящими сообщениями (просмотр видео "Интерфейс почтового бокса сервера MAIL.ru").
Мастер п/о опрашивает учащихся по назначению папок почтового бокса Mail.ru
Учащиеся отвечают на вопросы мастера п/о.
- Мы узнали, как создавать свой электронный почтовый ящик, и разобрались с веб-интерфейсом сервера. Теперь надо научиться отправлять и получать электронные письма. Но давайте сначала выясним, что такое электронное письмо. Электронное письмо - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекомуникационной сети. Но, как говорил Самуил Яковлевич Маршак:
"Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути".
- Для отправки электронного письма отправителю необходимо подключиться к Интернету и доставить письмо на свой почтовый сервер, который организует отправку письма по сети через систему почтовых серверов интернета на сервер получателя в его почтовый ящик. Адресат для получения письма должен подключиться к интернету и просмотреть почту на почтовом сервере. Как же осуществляется процесс написания и отправки электронного письма? Предлагаю вам просмотреть видео по осуществлению данной операции. Обратите внимание на экран (просмотр видео "Создание и отправление электронного письма").
- В пакете документов лежит Задание № 3 с алгоритмом отправки электронного письма. <Приложение5> Дополните предложения. Время на выполнение задания - 3 мин.
Учащиеся выполняют задание на рабочих местах. Затем совместно с мастером п/о проверяют правильность выполнения задания.
- Как вы думаете, можно ли прикрепить к основному электронному письму дополнительные файлы? Какие файлы могут прикрепляться?
Учащиеся отвечают на вопрос
- Как же прикрепить необходимый файл к основному электронному письму? Обратите внимание на экран (просмотр видео "Прикрепление файлов к электронному письму").
После просмотра видео учащаяся за центральным ПК выполняет тренировочное упражнение по созданию и отправлению электронного письма с прикрепленным файлом. <Приложение6>
- (Каким же образом можно просмотреть полученные электронные письма? Обратите внимание на экран (просмотр видео "Просмотр полученного электронного письма").
После просмотра видео учащаяся за центральным ПК выполняет тренировочное упражнение по просмотру полученного электронного письма. <Приложение7>
- Часто электронные письма, приходящие на электронную почту бывают необоснованными и содержат незатребованную корреспонденцию, рекламу. Такая корреспонденция получила название "спам", а человек, отправляющий такое сообщение - "спамер". Спамеры используют электронную почту для рассылки незапрошенных рекламных сообщений, аналогично тому, как раскидываются рекламные брошюры в обычные постовые ящики. Но в отличие от существенной стоимости бумажной рассылки, отправка большого количества электронных сообщений практически ничего не стоит отправителю. Это привело к большому росту количества и размера рекламных рассылок.По данным лаборатории Касперского, по итогам 2009 г. доля спама составила 85,5% от общей почтовой переписки. По тематике спама на первых местах медикаменты - товары для здоровья, реклама спамерских услуг. По источникам спама первые места заняли такие страны, как Россия, США, Бразилия. Для борьбы со спамом были разработаны различные механизмы - черные списки отправителей, контекстные фильтры и т.д.
- Если на ваш электронный ящик пришло письмо со спамом, на него нельзя отвечать ни в коем случае. Любой ответ - вежливый или негативный отказ дает спамеру подтверждение того, что адрес работает, а его хозяин читает письма. Это вызовет новый поток подобных писем от этого и других спамеров.
2.7. Закрепление нового материала
-А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили тему урока. Вам предлагается ответить на вопросы Проверочного теста по теме "Работа с электронной почтой" (Задание № 4). <Приложение8> Приготовьте его. Время на выполнение задания - 3 мин. (учащиеся выполняют тест на рабочих местах)
Мастер п/о опрашивает учащихся по вопросам Задания № 4.
2.8. Инструктаж по выполнению практической работы
2.9. Допуск учащихся по безопасным условиям труда
Мастер п/о:
- Прежде чем приступить к работе на ПК, необходимо проверить ваши знания по правилам охраны труда при работе на ПК. Внимательно просмотрите кадры на слайде и сформулируйте правила.
Учащиеся формулирую основные правила по ТБ при работе на ПК.
- Молодцы! Приступаем к выполнению практических заданий. Время на самостоятельную работу 30 минут. Всем удачи! Время пошло.
3.Текущий инструктаж - 30 мин.
3.1 Практическая работа учащихся по работе с электронной почтой. <Приложение9>
(Учащиеся выполняют практическую работу).
3.2 Целевые обходы
Мастером п/о производятся обходы с целью проверки организации учащимися рабочего места, соблюдения ими правил охраны труда и правильной последовательности выполнения практической работы, наблюдение за рациональным использованием учащимися рабочего времени.
3.3. Прием выполненных работ
Мастер п/о принимает выполненные работы.
4. Заключительный инструктаж - 15 мин.
4.1 Анализ мастером п/о выполненных работ учащихся
Мастер п/о анализирует пункты Рейтинговой системы знаний, умений и навыков учащихся: Результаты самоконтроля, Организация рабочего места, Практические задания (при анализе практического задания № 2 мастер п/о демонстрирует электронные письма с открытками учащихся, которые были доставлены в почтовый ящик первыми), Безопасные условия труда.
4.2 Подведение итогов урока, выявление лучших учащихся
- Итак, общее количество баллов, которые вы заработали на уроке: (Мастер п/о называет количество баллов учащихся)
-У кого же на сегодняшний день самый высокий рейтинг?
Учащиеся называют имя учащегося, у которого больше всех баллов.
-Из итоговой таблицы видно, что наибольшее количество баллов набрал ________. Он будет востребован на рынке труда.
-Оценки за урок: (Мастер называет полученные учащимися оценки за урок)
-Те, кто получили оценку "5". Молодцы! Вы награждаетесь лазерными дисками.
-Учащиеся, получившие за работу на уроке "4", так же награждаются гибкими магнитными дисками (дискетами).
4.3. Домашнее задание
- Запишем домашнее задание:<Приложение10>
- Сегодня каждый из вас заканчивает урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Обычно общаясь с кем - то лично, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу и т.д. Но для того чтобы передать эмоциональное настроение при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley - улыбаться). Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. В повсеместный оборот их ввел в 1979 году Кевин Маккензи, журналист.
Большинство из смайликов - это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок
:-) - улыбающийся
:-I - задумчивый
: - 0 - удивленный
: -D - радостно смеющийся.
- Я предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке, используя смайлики.
- Поднимите смайлики в зависимости от того, как вы оцениваете свой успех на уроке:
: - ) - те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: - ? - те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: - ( - те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Учащиеся поднимают картинки с изображением смайликов.
Урок цели достиг. Благодарю вас за урок! Спасибо!
Список литературы
- Иллюстрированный энциклопедический словарь.- Пред.ред. коллегии А.М. Прохоров.-М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2000. -1038с.
- Киселёв С. В. Оператор ЭВМ: учебник для нач. проф. образования. - М.:Издательский центр "Академия", 2006. - 352 с.
- Колесниченко О.В., Аппаратные средства PC. - 5 изд., перераб. и доп. -СПб.: - БХВ Петербург, 2004. - 1159 с.:ил.
- Ляхович В.Ф. Основы информатики.-Ростов - н/Д:Феникс, 2004.-704с.
- Михеева Е.В.Практикум по информатике: Учеб. Пособие для сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 204. - 192 с.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 511с.:ил.
- Информатика. Задачник - практикум в 2 т. Учебное пособие для средней школы / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.
- Видеоинструктаж. Профессиональная работа на ПК. (С)ЭКОНАВТ. Москва.
Интернет-ресурсы