Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Цель урока: Обобщение знаний о материке Африка.
Задачи:
Образовательные: повторить пройденные темы, выявить качество и уровень овладения знаний и умений, полученных на предыдущих уроках.
Развивающие: содействие развитию пространственного мышления, памяти, внимания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать через работу с физико-географической и контурной картами. Способствовать развитию эмоциональных качеств личности, формирование коммуникативных и рефлексивно-оценочных умений, через активные формы урока.
Воспитательные: содействие формирования интереса к природе материка Африка и осознание единства человек-природа.
Оборудование:
- Физико-географическая карта материка Африка.
- Комплект контурных карт материка Африка (по числу присутствующих)
- Жетоны (цветные карточки (по 15 шт. каждого цвета))
- Иллюстрации из дополнительной литературы.
- Мультимедийная установка, компьютер.
- Электронное приложение №1 “Особенности природы Африки” (9 слайдов).
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: игра (аукцион, видео – викторина), работа малых групп.
Ход урока
1. Организационная часть.
1.1. Орг. Момент. Сообщение темы, цели и плана урока.
1.2. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, почему природа Африки привлекает огромное внимание людей, чем уникален и очарователен этот уголок мира.
1.3. 1-й ведущий (приложение №1,слайд №1).
“Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли ( латерита), услышишь многоголосый бой тамтамов…и трудно возвращаться из этого таинственного мира”.
1.4. 1-й ведущий, какие ассоциации вызывают данные строки, в рассуждениях В. Коротенцева?
“Какая многоликая, ты Африка” (приложение №2)
Приглашаются учащиеся с мини сообщениями:
- Самая большая пустыня – Сахара (приложение №1, слайд №2)
- Самая высокая вершина – Килиманджаро (приложение №1, слайд №3)
- Рай в Танзании – Нюронгоро (приложение №1, слайд №4)
2. Основная часть.
2.1. Индивидуальная работа на контурных картах по номенклатурному блоку темы.
Какие географические названия на карте Африка вы знаете? У каждого на столе контурные карты подпишите по памяти, номенклатурные объекты той группы, к которой вы соотноситесь.
Задание на доске:
1 группа – северная Африка,
2 группа – южная Африка,
3 группа – восточная Африка,
4 группа – западная Африка.
2.1. Самопроверка.
Критерии оценивания:
“5” – 15 объектов;
“4” – 10 – 14 объектов;
“3” – 7 – 13 объектов;
“2” – менее 7 объектов.
2.2. Индивидуально-групповая работа по физико-географической карте материка Африка.
Давайте выясним, какие объекты вы могли подписать. Приглашаю по одному представителю от каждой группы на “дуэль – знаний”, выявляется победитель, он получает “5”, остальные получают жетоны одного цвета (например, синего).
2.3. Игра аукцион знаний “ Материк Африка”.
Главное условие игры – право ответа первая поднятая рука, за правильный ответ-жетон. Побеждает тот, кто наберет наибольшее число жетонов.
- Какое место по площади, занимает Африка среди других материков? (2)
- Назовите саму длинную реку планеты (Нил)
- Назовите самую полноводную реку материка? (Конго, Заир)
- Как в древности назывался материк Африка? (Ливия)
- Назовите самое большое озеро по площади? (Виктория)
- Назовите самые высокие племена Африки. (Тутси, масаи)
- Назовите самую высокую вершину материка Африка. (Килиманджаро)
- Частью, каких древних материков была Африка? (Пангея, Гондвана)
- Как называется самые тектонические активные части материка? (Восточноафриканский тектонический разлом).
- Назовите самое низкорослое племя Африки. (Пигмеи)
Выявляется победитель аукциона, получает “5”, у остальных жетоны (красного цвета) остаются до конца урока, и их количество пополняется за правильные ответы.
2.4. Индивидуальная работа по терминологическому блоку темы. Выполнение в тетрадях для контрольных работ, письменно, в течение 5 минут, работы сдают, результаты на следующем уроке.
Цифровой диктант “Материк Африка”.
Главное условие проведения работы – выбрать цифру, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ (приложение №1, слайд №5)
- Как называется самое мелководное озеро в Африке, его глубина 4 – 7 метров? (Чад)
- Назовите преобладающий народ в Эфиопии. (Амхара)
- Как называется самый разрушительный ветер в Сахаре? (Самум)
- Назовите национальный парк в ЮАР, собравший всю флору и фауну материка Африка. (Крюгера)
- Местные жители это называют “гремящие дым”, о чем идет речь? (Виктория водопад)
- Как называется природная зона, занимающая 40% площади материка? (Савана)
- О ком идет речь: “у берегов водоемов встречаются редчайшие животные – родственники жирафов, обитающие только в Африке”. (Окапи)
- Как называется самая крупная птица Земли, обитающая на материке Африка? (Страус).
2.4. Самопроверка. По желанию, ученики называют правильные ответы, получают жетоны – желтого цвета, за дополнения – зеленые.
2.5. Индивидуально – групповая работа по ассоциациям.
Для групп представлены видео вопросы.
Вернисаж картин.
1. Перед вами африканский пейзаж: экваториальный лес, саванна, пустыня (приложение №1,слайд №6).
– Где можно встретить марабу и кто это? (Саванна, птица, эндемик Африки).
– Чрезвычайно много высоких построек разнообразной формы, выполненные представителями этой природной зоны. Какой, кто строитель? (Саванна, термиты).
– Какая природная зона, является родиной эбенового дерева, древесина которого имеет черный цвет. (Экваториальный лес).
– Где можно встретить вельвичию и кто это? (В пустыне, растение с коротким стволом, поднимающийся над землей на 50 см., на вершине кожистые листья до трех метров в длину).
2. Перед вами острова, расположенные у береговой линии Африканского континента: Мадагаскар, Занзибар, Мадейра.(приложение №1, слайд №7).
– Какой из островов, является островом пряностей и знаменит на весь мир гвоздикой? (Занзибар).
– Какой из островов, является родиной огромного разнообразия лемуров? (Мадагаскар).
3. Перед вами жилища коренных жителей Африки, какие народы в них проживают? (Туареги, пигмеи, масаи) (приложение №1, слайд №8).
3. Заключительная часть.
- Итоги урока: подведение жетонной работы;
- – Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Что вам понравилось сегодня на уроке?
Закончить путешествие по материку Африка хочу словами М. Горького “Всем хорошим в себе я обязан книгам”, сегодняшние свои замечательные и достойные ответы вы показали то же благодаря книгам, книгам по географии. Призываю вас знакомство с книгами продолжать. И поэтому, домашнее задание будет творческим.
4. Домашнее задание (приложение №1, слайд №9).
Выбери себе домашнее задание по желанию:
- Составить визитную карточку материка Африка.
- Составить визитную карточку стран Африки.
- Мини сообщение по самым известным местам Африки.