Авторская программа по профориентации в 5-м классе "Мастер своего дела" (модуль "В мире прекрасного")

Разделы: Внеклассная работа


Введение

В настоящее время в связи с реформой системы образования профориентационная работа в школах приобретает особую актуальность. Для того, чтобы представление учащихся о мире профессий было наиболее полным, знакомство с ними должно начаться уже с 1-го класса.

На базе нашей школы в рамках опытно-экспериментальной педагогической площадки “Создание условий самоопределения школьников через использование технологии проектирования и дистанционного обучения” в результате четырехлетней внеклассной деятельности был разработан пакет программно-методических материалов по профориентации школьников с 1-го по 9-го класс, который разбит на модули (по параллелям классов).

В данной работе представлена авторская программа по профориентации в 5-х классах “Мастер своего дела” (модуль “В мире прекрасного”). Целью данной программы является знакомство учащихся с профессиями типа “человек – художественный образ” и обеспечение условий самоопределения школьников через технологии проектирования и дистанционного обучения.

Сегодня процесс образования есть передача знаний, опыта, умений и навыков от поколения к поколению, но не раскрытие в каждом человеке его природных задатков и такого родового качества человека как бесконечное, неуемное и никогда не насыщаемое стремление к красоте. Это способно дать только искусство. Искусство призвано также обеспечить преемственность лучших, самых жизнеспособных традиций общества, его культуры. Вот почему в полноценно развивающемся обществе все большую роль играют творческие профессии, относящиеся к области “человек – художественный образ”: писатель, художник, актер, музыкант, скульптор и др.

Важной задачей настоящей школы является создание условий для профессионального самоопределения школьников. Современный образовательный процесс, отвечающий достижениям человечества, — это процесс, оснащенный самыми современными техническими, информационными средствами, учебно-методическими материалами и пособиями, современными возможностями любому гражданину Земли в любой момент оказаться реальным свидетелем и созерцателем любой культурной ценности человечества. Ныне школа не может не стать самым передовым краем науки, культуры, любых исторически значимых деяний современного человечества. Система “Интернет” уже становится обычным явлением для школ. А как еще можно погрузить современных ребят во все достижения мировой художественной и эстетической культуры, научить их пользоваться теми материалами художественно-эстетической деятельности, без посредства которых невозможно пробудить имеющиеся в каждом ребенке чувства гармонизированного звука, цвета, пластики, ритма, движения, а, следовательно, и открыть пути к формированию творческих способностей. Поэтому на сегодня важным направлением образовательного процесса является выработка у молодого поколения жажды знаний и обучение самостоятельности в нахождении новой информации. Учитель лишь помогает, направляет и корректирует деятельность ученика.

Важной составляющей профориентационной программы “Мастер своего дела” является сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями города, например, с Центром образования, Школой искусств, а также с культурными организациями и предприятиями, такими как Художественная галерея, Дом быта (авторская разработка программы модуля “Дом быта приглашает” Черепановой Е.В. была представлена в рамках Фестиваля “Открытый урок” в 2009 – 2010 учебном году).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения данного курса

Ядром современной реформы системы образования является предпрофильное и профильное обучение. В России дети сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии или профиля обучения лишь в старших классах.

Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения школьника в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения профессий искусства в жизни общества, их роли в формировании ценностно-нравственных ориентаций человека.

Цель программы — знакомство учащихся с профессиями типа “человек – художественный образ” и создание условий самоопределения школьников через технологии проектирования и дистанционного обучения.

Содержание программы дает возможность реализовать основные задачи в области предпрофильной подготовки учащихся:

– диагностика и развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

– воспитание культуры восприятия произведений искусства;

– освоение образного языка различных видов искусства на основе творческого опыта школьников;

– формирование устойчивого интереса к профессиям “человек – художественный образ”, способности воспринимать их исторические и национальные особенности;

– организация внеклассных мероприятий (внеклассных часов, экскурсий, конкурсов, профессиональных проб и др.) для приобретения знаний о профессиях искусства, о качествах и способностях, необходимых для их освоения;

– овладение первичными умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения;

– развитие познавательных интересов и творческих способностей школьников;

– приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

– овладение технологией проектирования и дистанционного обучения;

– формирование умений и навыков самообразования;

  • формирование правовой и информационной культуры учащихся.

Для решения данных задач задействованы как внутренние, так и внешние ресурсы:

  1. библиотечный материал школы и города,
  2. внеклассные занятия,
  3. выездные экскурсии,
  4. беседы с представителями профессий,
  5. посещение рабочих мест родителей (например, музыкального работника в детсаду, парикмахера в доме быта, мастерской художника),
  6. Интернет-ресурсы.

Информация о количестве учебных часов

Данная программа предусматривает выделение 1 классного часа или внеклассного мероприятия в месяц, всего 9 часов за учебный год.

Особенности методики преподавания курса “Мастер своего дела”

Обучение учащихся по курсу “Мастер своего дела” носит деятельностный характер, делается акцент на практическую, продуктивную работу учащихся, как индивидуальную, так и групповую форму работы, использование межсетевого взаимодействия. Обучение строится на современных методах и педагогических технологиях:

  • технология проектного обучения,
  • информационно-компьютернная технология обучения,
  • технология дистанционного обучения,
  • метод педагогической драматургии (постановка сказок, сценок, спектаклей),
  • игровой метод (в форме соревнований, викторин, деловых игр),
  • наглядно-иллюстративный (видеофильмы, презентации, буклеты),
  • сравнительный (сравнение различных профессий);
  • метод поэтапных открытий (постепенное ознакомление с новыми профессиями),
  • метод единства восприятия и созидания (самостоятельное представление профессии после ознакомления с ней),
  • частично поисковый, эвристический (самостоятельный поиск информации, интервью),
  • метод предварительных работ (подготовка к отчетному мероприятию),
  • метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей (“проба профессии” во время экскурсий),
  • продуктивный (подготовка рефератов, рисунков, участие в конкурсах),
  • метод анализа (анализ требований к профессиональным качествам и сравнение их с личными качествами),
  • метод обобщающих мероприятий (школьный праздник “Город мастеров”),
  • метод диалога (учитель-ученик, ученик-ученик, представитель профессии-ученик),
  • метод коллективных и групповых работ,
  • метод дифференцированной работы,
  • метод проектов.

В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

– планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;

– решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;

– осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;

– эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;

– поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.

Педагогические средства обучения определяются типом занятия, характером содержания познавательного материала, уровнем знаний, умений и навыков учащихся. На занятиях используются такие формы обучения как беседа, рассказ, демонстрация наглядных материалов, пробные упражнения, компьютерные презентации, работа с дополнительными источниками информации, деловые игры, практические занятия и др.

Программа отображает механизмы формирования ключевых компетенций школьников, которые включают основные понятия:

– целью данного курса становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата – знаний о профессиях “человек – художественный образ”;

– в процедуру оценивания включается рефлексия, наблюдение за деятельностью учащихся;

– возможность для каждого ученика проявить в процессе обучения свои способности;

– обращение к жизненному опыту учащихся.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к миру творческих профессий и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Формы, способы и средства диагностики и оценивання знаний учащихся.

В начале и конце учебного года контроль за уровнем изучения данного курса проводится в форме тестирования (входное и итоговое).

Способы оценивания творческой деятельности учащихся разные: это и одобрение, и словесные поощрения, и привлечение лучших учеников к сотрудничеству (например, к организации конкурсов, оформлению выставок творческих работ). Также используются и нетрадиционные формы проверки: выставка рисунков, индивидуальные и коллективные номера художественной самодеятельности, игры-викторины, конкурсы, защита рефератов. Для этого имеются различные средства проверки: тесты, вопросы викторины, раздаточный иллюстративный материал, видеопрезентации. За год учащиеся должны выполнить итоговую проектную работу – воплощение собственного творческого замысла в какой-либо художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.), которую они представляют на итоговом общешкольном мероприятии “Город мастеров”.

Содержание программы

Программой модуля “В мире прекрасного” предусмотрено знакомство пятиклассников в течение года с профессиями типа “человек – художественный образ” на классных часах и дополнительных беседах на уроках ИЗО и музыки, посещение внеклассных мероприятий, организованных работниками городской Художественной галереи, проведение экскурсий в городскую Школу искусств.

В начале учебного года каждый ученик разрабатывает собственный проект по изучению профессий. В своем проекте учащийся ставит цели и задачи: найти информацию о профессиях через посещение библиотеки и изучение литературных источников, интернетсайтов, просмотр видео-материалов, посещение Школы Искусств, мастерской художника (проба профессии), городской художественной галереи, а также в рамках модуля “Дом быта приглашает” – Центра образования и Дома быта. В итоге, ученик должен выполнить кластер о профессиях “человек – художественный образ”, написать реферат о какой-либо профессии, нарисовать рисунок и принять участие в номере художественной самодеятельности на школьном празднике “Город мастеров”.

Для того, чтобы понять и учителю, и самим пятиклассникам, насколько они продвинулись в познании профессий “человек – художественный образ” в начале и конце года проводится тестирование учащихся.

I четверть. Подготовительный этап. Введение в проблему.

1. Тестирование учащихся, анализ входного тестирования <Приложение 1>.

2. Ознакомление учащихся со списком профессий типа “Человек – художественный образ” на классном часе “В мире прекрасных профессий”, выполнение кластера профессий.

  1. Ознакомление с методом проектов на классном часе (разработка кл. часа имеется):

– выбор темы и определение идейного содержания собственного проекта каждым учащимся,

– знакомство с содержанием Пояснительной записки (обоснование проекта, анализ исходной ситуации, ресурсов, определение целей и задач проекта, прогнозирование результатов), оформление Пояснительной записки каждым учащимся.

– оформление индивидуальной папки проекта каждым участником (I этап – Титульный лист, Пояснительная записка).

II четверть. Содержательный этап. Теоретическое знакомство с профессиями.

  1. Ознакомление с методом проектов (продолжение):
  2. – определение этапов реализации собственного проекта и конечного результата, продолжение оформления индивидуальной папки проекта – оформление страницы “Этапы реализации проекта” <Приложение 2>;
    – корректировка Пояснительной записки, кластера.

  3. Теоретическое знакомство с профессиями “Человек – художественный образ”:

1) на классных часах и самостоятельно во внеурочное время через

ресурсы школьной и городской библиотек (книги, видеофильмы)
– рефераты, подготовленные учащимися,

2) на уроках ИЗО, музыки, литературы,

3) через Интернет.

Для реализации первых двух этапов проекта разработан педагогический инструментарий:

  • Тесты для предварительной диагностики < Приложение 1>
  • Индивидуальный маршрутный лист
  • Конспекты классных часов:
  1. “Знакомство с миром профессий” (о типах профессий),
  2. “Как разработать проект?” (об оформлении папки проекта: титульного листа, пояснительной записки, этапов реализации проекта, реферата),
  3. “В мире прекрасных профессий” (перечень профессий, характеристика профессиональных качеств данных профессий, понятие “кластер”).
  • Разработка внеклассного мероприятия – выездной экскурсии “Норильский вернисаж” (о художниках города Норильска).
  • Разработаны шаблоны-образцы:
  1. титульный лист проекта,
  2. титульный лист реферата,
  3. пояснительная записка,
  4. этапы реализации проекта,
  5. список профессий “Человек – художественный образ”,
  6. профессиограммы,
  7. индивидуальная карта “Кодирование профессий”.

III четверть. Содержательный этап. Практическое ознакомление с профессиями.

  1. Практические занятия
  2. – Экскурсии в Норильскую художественную галерею (посещение выставки художников, внеклассного мероприятия “Люди разные нужны, люди разные важны”).

    – Экскурсия в Талнахскую школу искусств, в том числе посещение выставки декоративно-прикладного искусства, мастерской художника, скульптора, мастера ДПИ, музыкального и театрального отделений.

  3. Защита рефератов о профессиях на классных часах.

IV четверть. Заключительный этап.

  1. Защита рефератов о профессиях на классных часах.
  2. Итоговое мероприятие “Город мастеров”.
  3. Итоговое тестирование.

За год каждый пятиклассник выполняет:

  • проект на тему “Мастер своего дела”;
  • рефераты о профессиях типа “Человек – художественный образ”;
  • кластер профессий;
  • рисунок о профессии;
  • посещает ряд тематических экскурсий;
  • участвует в итоговом общешкольном мероприятии “Город мастеров”;
  • защищает свою проектную работу на классном часе по профориентации.

Выводы

Благодаря включению во внеклассную работу программы по профориентации “Мастер своего дела” (модуль “В мире прекрасного”) учащиеся 5-х классов знакомятся с профессиями “человек – художественный образ”.

Изучение профессий происходит на классных часах и дополнительных беседах на уроках ИЗО и музыки, на внеклассных мероприятиях в городской художественной галерее, на экскурсиях в Школу искусств и др. Все эти формы внеклассной работы разнообразят школьную жизнь ребят и способствуют их профессиональному самоопределению.

Очень важно, что благодаря данной программе школьники знакомятся с технологией проектирования и дистанционного обучения: разрабатывают свой проект ознакомления с профессиями, самостоятельно ищут информацию для реферата в литературных и Интернет-источниках.

Для решения задач по профориентации задействованы как внутренние, так и внешние ресурсы:

  • библиотечный материал школы и города,
  • внеклассные занятия,
  • выездные экскурсии,
  • беседы с представителями профессий,
  • посещение рабочих мест родителей (например, музыкального работника в детсаду, парикмахера в доме быта, мастерской художника),
  • Интернет-ресурсы.

В результате данной профориентационной работы осведомленность учащихся в области профессий “человек – художественный образ” возросла в среднем за год на 86 % (с 11% до 97%), а знания о качествах и способностях, необходимых для данных профессий улучшились в среднем на 84 % (с 10 % до 94%).

Таким образом, данная программа проверена временем и максимально подходит для учащихся 5-х классов.