Олимпиадные задания. Русский язык. 3-й класс. I тур
Задания блока А оцениваются одним баллом за задание, в блоке Б ставится один балл за каждый правильный ответ, в блоке В — два балла за каждый правильный ответ.
Блок А.
1. В конце какого предложения необходимо поставить восклицательный знак? Подчеркни предложение, поставь восклицательный знак.
- Мама принесла в клюве капельку дождя.
- Какая это была вкусная капля.
- Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.
2. Подчеркни главные члены предложения.
Весёлая песня жаворонка разбудила поле. Зеркало отражало луч солнца.
3. Подчеркни родственные слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
4. Найди слова с приставками и выпиши, раскрывая скобки.
(За)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.______________________________
5. В третьем классе сельской школы учатся всего пять ребят. Учитель записывает их фамилии в журнал в алфавитном порядке. Подчеркни фамилию, которая окажется в списке последней.
Антонов, Судаков, Сухов, Волков, Савин.
Блок Б.
6. Допиши предложения, вставляя пропущенные слова и обозначая числа словами.
Десять плюс шесть получится____________________.
Из шестнадцати вычесть пять получится _________.
К восемнадцати прибавить ______________ получится двадцать четыре.
7. В каждой группе подчеркни лишние слова.
- Сложение, вычитание, умножение, увеличение, деление.
- Метр, километр, килограмм, сантиметр, миллиметр.
- Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень.
8. Прочитай предложения, найди ошибки. Запиши предложения правильно.
Водитель попросил оплатить за проезд. ___________________
С колокольни хорошо виден вид нашего города.______________
Я хочу рассказать за новую книгу._______________________
9. Соедини слова правого и левого столбика так, чтобы получились новые слова.
Сено | овод |
Банк | ежи |
Зал | марка |
Яр | рот |
Хор | вал |
10. Подчеркни слова, в которых есть звук [й ,].
И вскользь мне бросила змея:
“У каждого судьба своя!”
Но я-то знал. Что так нельзя-
Жить, извиваясь и скользя.
11. Запиши, что обозначают фразы.
Витать в облаках – _____________________.
Зарубить на носу – ______________________.
Бить баклуши – ________________________.
Высасывать из пальца – __________________.
Плясать под чужую дудку – ________________.
12. Соедини части пословиц.
На словах и так и сяк, | покажи делом. |
На словах города берёт, | да скупа на дела. |
Не храбрись словом, | а на деле ни шагу вперёд. |
Щедра на слова, | а на деле никак. |
13. К словам левого столбика подбери объяснение из правого столбика.
Вежливый, учтивый | не только вежливый, но и приветливый. |
Любезный | соблюдающий правила приличия. |
Деликатный | не только вежливый, но и мягкий в обращении. |
Обходительный | очень вежливый, предупредительный. |
14. Запиши, изменив написание предложения так, чтобы изменился смысл вопроса.
Зачем язык во рту? ____________________.
Почему самолёты летают______________.
Зачем прячется солнце? ________________.
Отчего утки плавают? ________________.
15. Угадай слово (реши шарады).
Начало – голос птицы, | Первый слог метут метлой, |
Конец – на дне пруда. | Глазом назову второй, |
А целое в музее | Третий резать хлеб годится, |
Найдёте без труда. | А четвёртый лишь частица. |
Целое – животное. |
Олимпиадные задания. Русский язык. 3-й класс. II тур
Блок А.
1. Подчеркни предложение, в котором отсутствует глагол.
Лесная поляна покрылась снегом. Возле куста торчит старый пень. Много уютных квартир здесь для лесных жителей. Под корой спрятались от холода букашки.
2. В какой строке состав всех слов соответствует схеме ? Подчеркни.
А) подводник, замочек, подоконник, погрузчик.
Б) пригорок, наладчик, накладка, известный.
В) перелёт, завязка, находка, перебегать.
3. Подчеркни слова, в которых не пишется буква “т”.
Вкус. ный, доблес. ный, чес. ный, извес. ный, небес. ный, ус. ный, ярос. ный.
4. Подчеркни слова с приставкой.
Пористый, портовый, пожелание, подарок, повесть, поздравление, портрет.
5. Запиши четыре дня подряд так,чтобы ни разу не встретилась буква “и”.
____________________________________________
Блок Б.
6. Как принято называть детёнышей животных?
У коров – __________, овец -_______, быков – ________,
кабанов – _________________.
7. В каждой группе подчеркни “четвёртое” лишнее слово.
- Красный, рубиновый, каралловый, кумачовый.
- Каша, роза, звезда, вьюга.
- Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.
8. Исправь ошибки.
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя слизал.
9. Определи, сколько раз встречается [ т ] в предложении.
Директор предприятия подписал документ.__________________________________________
10. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Свет | глас |
Воз | ода |
Гриб | ёлка |
Бор | очки |
Блок В.
11. Вставь пропущенные слова.
Не всё ________________ масленица.
Взял _________________ за рога.
_________________ лазить по лианам не учат.
Любишь кататься – люби и ____________ возить.
_______________по осени считают.
12. Запиши, что обозначают фразы.
Задать головомойку_________________________
После дождичка в четверг___________________
За пояс заткнуть___________________________
Играть в бирюльки_________________________
13. Подчеркни в пословицах слова с противоположным значением.
Любишь брать, люби отдавать.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Неверный друг – опасный враг.
Щедра на слова, да скупа на дела.
14. Угадай слово, которое образуется при соединении двух других слов.
Какой получится струнный инструмент, если на
участке 100 квадратных метров звучит одна
нота?_______________________________________________________
Какое появляется кусачее насекомое, если
округлый кусок чего-либо покатится по участку в
100 квадратных метров?________________________________________
Что образуется на мачте судна при попадании
сильно нагретого влажного воздуха на предмет для
наматывания советов?______________________________________
15. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог (подчеркни его), образуй и запиши новое слово.
Пластинка, картина, павлин._______________________
Сапоги, парашют,фантазия._______________________
Косари,заморозки, лётчик._______________________
Олимпиадные задания. Русский язык. 4-й класс. I тур
Блок А.
1. В каком предложении глагол употреблён в прямом значении? Подчеркни.
- Спит ёлочка под снежным одеялом.
- Спит малыш в своей кроватке.
- Спят усталые игрушки.
- Спит река под толщей льда.
2. Подчеркни слово, которое отличается по составу от остальных:
Рыбак, простак, казак, чужак.
3. В каком предложении и какая запятая не нужна?
- Сам не сыт, не богат, а гостям рад.
- Всякому нужен завтрак, обед, и ужин.
- Щедр, богат на слова, но скуп на дела.
- Мир, счастье, труд рядом живут.
1) 1предл., 2Я запятая; 3) 2 предл., 2Я запятая;
2) 3 предл., 2Я запятая; 4) 4 предл., 1Я запятая.
4. В каких словах пишется две буквы -р-? Подчеркни.
Во...ота, ко...еспондент, ко...ралл, ко...абль.
5. Укажи номер правильного утверждения:
- в слове может быть один слог, два гласных звука и три согласных звука;
- в слове может быть два слога, один гласный звук и звук [ й, ];
- в слове может быть три слога, два гласных звука и три согласных звука;
4) в слове может быть два слога, два гласных звука и два согласных звука.
Блок Б.
6. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, аквариум, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.
7. Из звуков, входящих в слово палитра, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найди и подчеркни среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
8. Найди “четвёртое лишнее”, подчеркни его.
- Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.
- Подрамник, подрезка, подружка, подрыв.
- Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.
9. Скажи грамотно. (Прочитай предложения, найди ошибки и исправь их.)
Потолок побелили белилами._______________________________________________________
На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.___________________________________
Ворона клюнула клювом наглого кота._______________________________________________
10. Соедини противоположные по значению имена прилагательные.
Горький | покладистый |
Сытый | неприхотливый |
Привередливый | непрочный |
Крепкий | сладкий |
Упрямый | голодный |
Блок В.
11. Чей это инструмент?
Гитара – _______________, рояль – ______________, молоток –
__________________,
молот -___________________, скальпель-_______________________.
12. Ответь на вопрос сложным словом.
Задача, загадка, которая заставляет подумать,
поломать голову.___________
Учреждение, которое посещают
дошкольники.________________________
Судно, способное проходить во
льдах.______________________________
Выполненное руками шитьё, вязание,
вышивка.______________________
Тот, кто двигается медленно.______________________________
13. Объясни значение фразеологизма.
Брать себя в руки. ___________________________________
Ломать голову._____________________________________
Тут как тут.______________________________________
На седьмом небе.___________________________________
14. Замени подчёркнутые словосочетания близкими по значению, запиши ответ в скобках.
Золотые нивы (_______________________________), гладь и блеск
озёр,
Светлые заливы,без конца простор.
Золотой работник (_________________________), наш мастер
Иванов!
Пролетела золотая пора (_________________________) каникул.
Бабушка, золотая (_______________________________) моя!
15. Угадай слово (реши шарады).
Какая сладость получится из полезного, но слезоточивого овоща, если приложить
к нему то, чего не хватает безумцам?_________________
Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?___________________________________________
Какая вылетает мифическая птица, если в прибор для сушки волос попадает что-то неизвестное?______________________________________
Олимпиадные задания. Русский язык. 4-й класс. I I тур
Блок А.
1. Найди предложение с речевой ошибкой и запиши его правильно.
А) Девочку зовут Леной.
Б) Растение зовут алоэ.
В) Собаку зовут Рекс.
2. Выпиши слова, в которых есть только мягкие согласные.
Билет, берег, семя, около, теперь, беседа, соль, газета, пять.
_________________________________________________
3. Выпиши имена существительные, которые бывают только во множественном числе.
Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожары, кудри, трусость, варежки, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенки, капуста.
_________________________________________________
4. Данные существительные запишите в родительном падеже.
Сон, шов, щегол, день, отец, лев, дочь._______________
5. Найди ошибки в написании слов, исправь их, запиши слова правильно.
Потрет, сюприз, центер, конфорт, анплуа, синпатичный, компроментировать.
_______________________________________________
Блок Б.
6. Найди в каждом ряду лишнее слово, зачеркни его.
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.________________________
Подлежащее, глагол, дополнение,
определение__________________
Приходить, прибегать, приплывать,
прилететь.______________
Я, мы, друг, он._________________________________________
7. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи.
Съезд________________________________
Лесть_____________________________
Пядь______________________________
8. Замени слова фразеологизмами.
(Работать) плохо -__________________
Важничать – ______________________
Обманывать – __________________
Усиленно думать – _______________________
Обидеться – ____________________
9. По данному началу допиши пословицы.
Правой рукой строит___________________
Ученье – свет_________________________
Кто хочет много знать________________
Корень ученья горек___________________
10. Подбери синонимы к словам.
Страж, кладезь, грядущее, вопиять, врата, зерцало, алкать.
_____________________________________
Блок В.
11.Найди среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Раздели слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни*:
кольцо, вотчина, здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий, отчизна, крыло, колесо, полотняный.
________________________________
12. Составь с каждым из данных слов по два словосочетания так, чтобы в одном из них слово было употреблено в прямом значении, а в другом – в переносном.
тепло_______________________
металл_____________________
чёрный____________________
хлебнуть___________________
13. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным курсивным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[ пашолй,авл,эснай,олкувл,эсс,ижунай,эл,иштобволк , ин,исй,эл,и]
______________________________
14. Переставь буквы в каждом из следующих слов таким образом, чтобы получились названия представителей растительного мира.
Куб. Лье. Пила. Пони. Ритм. Атлас. Насос. Мошкара.
______________________________
15. Придумай и запиши не менее пяти имен существительных, каждое из которых начинается четырьмя согласными буквами.
______________________________
Литература.
- Я иду на урок в начальную школу: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. Под ред. М.В. Соловейчик. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002.
- Дружинина М. В. Поиграем в слова! – М.: Новая школа, 1997.
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Книга для учащихся 5-7 классов средних школ. – М.: Просвещение, 1989.