Цель: Способствовать пониманию
учащимися важности подкормки птиц в зимнее
время. Задачи:
Оборудование: презентация "Зимующие птицы”, рисунки в защиту зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц, интерактивная доска. |
Подготовительный этап:
- Принимают участие учащиеся 5-х и 6-х классов.
- Учащиеся заранее рисуют страничку о зимующих птицах района и готовят ее защиту.
- Творческая группа учащихся 8–11-х классов учебного объединения “КРАЕВЕД” готовит викторину и выступление.
Ход мероприятия
Инсценированное выступление "Доживем до
весны".
Появляется взъерошенный воробей:
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробья:
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.
Сорока возмущенно:
Чик – чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно:
Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?
Синичка:
Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!
Ведущий: Мы рады приветствовать всех кто собрался на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего района. Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.
Как мы можем помочь птицам? (Ответы учащихся.)
Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего города, а они подготовили для вас свои задания, ответы на которые оценит наше уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.)
Конкурс 1. "Птичья страничка"
Ведущий: Каждый из Вас подготовил дома страничку о зимующих птицах нашего района. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.
(Ребята представляют свои странички, посвященные зимующим птицам района.)
Ведущий: Спасибо! Предлагаю ребятам разбиться на пары и дать названия своей паре, соответствующие выбранным вами птиц. Названия команд: “Поползни”, “Клесты”, “Воробушки”, “Дятлы”, “Совушки”, “Снегири” и т.д.
А каких еще птиц можно встретить зимой?
(Учащиеся называют птиц.)
Конкурс 2. "Подбери клюв"
С помощью карточек с изображениями клювов разных птиц, нужно определить, чем они питаются. (За правильный ответ – 1 балл, если определяется название птиц – дополнительные баллы.)
Ведущий:
"Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми."
(А. Яшин)
Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!
Конкурс 3. "Птичья столовая"
Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов
Задания:
Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника
Конкурс 4. "Загадки о птицах
"Ведущий: Птицы приготовили загадки о себе, каждая пара по очереди отгадывает загадку.
Загадки
Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка.
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов
выводит.
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Конкурс 5. "Птичья викторина"
Парам учащихся раздаются бланки с вопросами, правильный ответ-1 балл, максимальное количество баллов-20.
Перечень вопросов:
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Температура тела воробья – постоянная.)
- Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой.)
- Какая птица выводит своих птенцов зимой? (Клест.)
- Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (Остатки пищи.)
- Почему поползня называют лесным акробатом? (Перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой.)
- Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (Голубь воробей.)
- Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (Филин сова.)
- Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло.)
- Птица-долгожитель (Ворона 70–120 лет.)
- Какую птицу называют “царем ночи”? (Филина.)
- Какая птица носом деревья сажает? (Кедровка.)
- Какие деревья дятла поят? (Береза, клен.)
- Почему снегирю дано его снежное имя? (Прилетает зимой.)
- Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (Под снегом теплее.)
- Почему основная масса птиц Хабаровского края улетает с наступлением зимы в теплые края? (Нехватка корма.)
- Какие наши лесные птицы зимой одеваются в “перчатки”? (Лесные куры – глухари, рябчики. Тетерева. Бахрома на пальцах помогает им держаться на обледенелых ветках деревьев.)
- Какие птицы поют круглый год? (Снегири.)
- Кто строит квартиры для других птиц? (Дятел.)
- Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову.)
Конкурс 6. "Аудио- викторина"
Команды по очереди прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.
Конкурс 7. "Кто здесь лишний?"
Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?
Конкурс 8. "Узнай птицу"
Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц Тындинского района, вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
- НИЦАСИ:.
- БЕЙРОВО:
- КАРОСО:
- ЛИНФИ:..
- КАЛЯПО:
- ЛУБЬГО:.
- КАРОВКЕД:..
- МОРОДОКЗИ:
- НАВОРО
- ЗЕНЬПОЛПО:.
Конкурс 9. "Музыкальный"
Пары участников по очереди исполняют песни связанные с птицами, побеждает та пара, которая исполнит больше всего песен о птицах.
Просмотр компьютерной презентации “зимующие птицы”
Подведение итогов конкурса, жюри объявляет победителей и награждает грамотами.
Ведущий: Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!
Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и листовки, кормить птиц.
Литература.
- Информационно-методический бюллетень “ХРАМ ПРИРОДЫ” – Амурское отделение социально- экологического союза.
- Информационный бюллетень “Зеленый мир” – Амурской региональной детской общественной организации “Зеленый мир”.
- Кузнецова Г.П. Люби и знай свой край. – Тында, 2001.
- Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989.
- Павлюк Н.Г. География Амурской области. – Благовещенск, 2005.