Зимующие птицы

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Способствовать пониманию учащимися важности подкормки птиц в зимнее время.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся по орнитофауне Тындинского района Амурской области;
  • Способствовать привитию любви к животному миру района;
  • Развивать познавательный интерес.

Оборудование: презентация "Зимующие птицы”, рисунки в защиту зимующих птиц, карточки задания, запись голосов птиц, интерактивная доска.

Подготовительный этап:

  1. Принимают участие учащиеся 5-х и 6-х классов.
  2. Учащиеся заранее рисуют страничку о зимующих птицах района и готовят ее защиту.
  3. Творческая группа учащихся 8–11-х классов учебного объединения “КРАЕВЕД” готовит викторину и выступление.

Приложение 1

Ход мероприятия

Инсценированное выступление "Доживем до весны".
Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?

Замечает воробья:

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик – чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть:
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!

Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни легкой,
Да еще о добрых детях.
Сказки нет глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждет еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны:.

Сорока возмущенно:

Чик – чирикин, Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!

Воробей недовольно:

Нет, не верю все равно!

Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я еще два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?

Воробей:

Так и быть, я полечу-
Я всю зиму есть хочу.

Все улетают. Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей.

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!

Воробей:

Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж наяву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам, люди, песни,
Защищать от злой беды
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке:
Ты со мной согласна?

Синичка:

Да!
Я, сосед, с тобой согласна!
Как на свете жить прекрасно!

Ведущий: Мы рады приветствовать всех кто собрался на наш праздник, посвященный зимующим птицам нашего района. Пришла зима – спасайся, кто может. А кто не может? Вот синицы, воробьи, снегири, что делать им они не улетают как перелетные птицы в жаркие страны. Зимой наступают тяжелые времена для них. Тысячами гибнут они в суровые месяцы зимы, но не от холода, а от голода. Ученые подсчитали, что из 10 синиц весну встречают 1-2. Для того чтобы слушать песни птиц весной, нужно быть неравнодушными и помочь им в тяжелую зимнюю пору.

Как мы можем помочь птицам? (Ответы учащихся.)

Сегодня вы побываете в гостях у зимующих птиц нашего города, а они подготовили для вас свои задания, ответы на которые оценит наше уважаемое жюри. (Представляются члены жюри.)

Конкурс 1. "Птичья страничка"

Ведущий: Каждый из Вас подготовил дома страничку о зимующих птицах нашего района. Оцениваться будет: научная достоверность информации, оформление странички.

(Ребята представляют свои странички, посвященные зимующим птицам района.)

Ведущий: Спасибо! Предлагаю ребятам разбиться на пары и дать названия своей паре, соответствующие выбранным вами птиц. Названия команд: “Поползни”, “Клесты”, “Воробушки”, “Дятлы”, “Совушки”, “Снегири” и т.д.

А каких еще птиц можно встретить зимой?

(Учащиеся называют птиц.)

Конкурс 2. "Подбери клюв"

С помощью карточек с изображениями клювов разных птиц, нужно определить, чем они питаются. (За правильный ответ – 1 балл, если определяется название птиц – дополнительные баллы.)

Ведущий:

"Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Столько гибнет их,
Не счесть,
Видать тяжело!
А ведь в вашем сердце
Есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми."
                    (А. Яшин)

Строчки из стихотворения А. Яшина призывают нас покормить птиц зимой, а какой корм предпочитают разные виды птиц?!

Конкурс 3. "Птичья столовая"

Необходимо разложить корм, соответствующий птицам. За правильно подобранный корм- 1 балл, максимальное количество баллов-6 баллов

Задания:

Синицы----------кусочек сала
Клесты----------кедровые орехи
Снегири--------ягоды рябины
Воробьи----------пшено
Голуби---------семена подсолнечника

Конкурс 4. "Загадки о птицах"

Ведущий: Птицы приготовили загадки о себе, каждая пара по очереди отгадывает загадку.

Загадки

Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут.

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.

Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Он бесстрашней всех в природе, ведь зимой птенцов выводит.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.

Конкурс 5. "Птичья викторина"

Парам учащихся раздаются бланки с вопросами, правильный ответ-1 балл, максимальное количество баллов-20.

Перечень вопросов:

  1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Температура тела воробья – постоянная.)
  2. Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой.)
  3. Какая птица выводит своих птенцов зимой? (Клест.)
  4. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (Остатки пищи.)
  5. Почему поползня называют лесным акробатом? (Перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой.)
  6. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (Голубь воробей.)
  7. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (Филин сова.)
  8. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло.)
  9. Птица-долгожитель (Ворона 70–120 лет.)
  10. Какую птицу называют “царем ночи”? (Филина.)
  11. Какая птица носом деревья сажает? (Кедровка.)
  12. Какие деревья дятла поят? (Береза, клен.)
  13. Почему снегирю дано его снежное имя? (Прилетает зимой.)
  14. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (Под снегом теплее.)
  15. Почему основная масса птиц Хабаровского края улетает с наступлением зимы в теплые края? (Нехватка корма.)
  16. Какие наши лесные птицы зимой одеваются в “перчатки”? (Лесные куры – глухари, рябчики. Тетерева. Бахрома на пальцах помогает им держаться на обледенелых ветках деревьев.)
  17. Какие птицы поют круглый год? (Снегири.)
  18. Кто строит квартиры для других птиц? (Дятел.)
  19. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову.)

Конкурс 6. "Аудио- викторина"

Команды по очереди прослушивают аудио запись и угадывают голоса птиц: синица, снегирь, дятел, поползень, голубь, воробей.

Конкурс 7. "Кто здесь лишний?"

Ребята угадывают, названия каких птиц зашифрованы, какая птица не является зимующей?

Конкурс 8. "Узнай птицу"

Ведущий: Здесь зашифрованы названия зимующих птиц Тындинского района, вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.

  1. НИЦАСИ:.
  2. БЕЙРОВО:
  3. КАРОСО:
  4. ЛИНФИ:..
  5. КАЛЯПО:
  6. ЛУБЬГО:.
  7. КАРОВКЕД:..
  8. МОРОДОКЗИ:
  9. НАВОРО
  10. ЗЕНЬПОЛПО:.

Конкурс 9. "Музыкальный"

Пары участников по очереди исполняют песни связанные с птицами, побеждает та пара, которая исполнит больше всего песен о птицах.

Просмотр компьютерной презентации “зимующие птицы”

Подведение итогов конкурса, жюри объявляет победителей и награждает грамотами.

Ведущий: Я надеюсь, этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

Все участники праздника дружно отправляются развешивать кормушки и листовки, кормить птиц.

Литература.

  1. Информационно-методический бюллетень “ХРАМ ПРИРОДЫ” – Амурское отделение социально- экологического союза.
  2. Информационный бюллетень “Зеленый мир” – Амурской региональной детской общественной организации “Зеленый мир”.
  3. Кузнецова Г.П. Люби и знай свой край. – Тында, 2001.
  4. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989.
  5. Павлюк Н.Г. География Амурской области. – Благовещенск, 2005.