Содружество Независимых Государств: история и современность. 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

1) На основе предыдущих знаний, полученных школьниками, расширить представления о СНГ: познакомить учащихся с историей создания Содружества Независимых Государств, с достижениями стран СНГ в различных сферах общественной жизни, об отношениях стран СНГ и России, о взаимодействии государств - участников СНГ.

2) Актуализировать знания о символике каждого государства СНГ, о лидерах стран СНГ.

3) Формировать осмысленное отношение к межкультурным и межнациональным проблемам современного общества.

4) Содействовать воспитанию толерантности, уважения к культурным нормам и ценностям, к законам и символам государств – участников СНГ, стремление к культурному взаимодействию.

Оформление : Презентация “ Содружество Независимых Государств: история и современность”, “Политическая карта мира”, карты “СССР” и “Содружество Независимых Государств”, эмблемы для участников викторин.

Ход урока

Вступительное слово учителя

История каждой страны своеобразна и неповторима. Когда – то Россия являлась частью Киевской Руси, потом Московской Руси, потом основой Российской империи, а в 20 веке – республика РСФСР была равной среди 15 республик СССР . А на современном этапе наша Россия строит отношения с бывшими республиками СССР на основе взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества. В этом году исполняется 20 лет существованию СНГ. Что это за организация., кто в ней участвует, каковы цели СНГ – это цель нашего сегодняшнего урока. Проявите свой кругозор, свои знания по истории России.

История образования СССР

  • 30 декабря 1922 года образовалось государство СССР – Союз Советских социалистических республик. Вначале в него вошли РСФСР, УССР, БССР и ЗСФР, а к 1940 году в СССР было уже 15 республик. Это было большое, сильное государство
  • Распад СССР принял необратимый характер.
  • 8 декабря 1991 года Президент России Б.Н.Ельцин, Президент Украины Л. Кравчук и Президент Белоруссии С.Шушкевич приняли соглашение о роспуске СССР.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 союзных республик подписали соглашение о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. СССР прекратил свое существование. (Слайды 2-7)

Работа с картой “СССР” Показать союзные республики СССР и их столицы

Создание СНГ (слайд 8)

Цели стран – участников СНГ 21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 союзных республик подписали соглашение о создании СНГ – Содружества Независимых Государств. СССР прекратил свое существование.

Карта, флаг, эмблема СНГ (слайд 9-11)

Цели стран – участников СНГ (слайд 12)

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации

Викторина

Работа с картой “Содружество Независимых Государств” (учащиеся называют по гербу государство и показываю его на карте).

Страны – члены СНГ (слайд 13-20)

Необходимо по гербу государства узнать страны – участники СНГ:

  1. Азербайджан.
  2. Белоруссия.
  3. Казахстан.
  4. Армения.
  5. Россия.
  6. Киргизия.
  7. Молдавия.
  8. Таджикистан.
  9. Узбекистан.

Не ратифицировала Устав СНГ – Украина.

Ассоциированный член СНГ – Туркмения.

Вышла из состава СНГ – Грузия.

Органы СНГ (сообщение учащегося) слайд 21-22

  • Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год
  • Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

Совет министров иностранных дел.

Межпарламентская Ассамблея. 

Альтернативные интеграционные формы (слайд 23- 25)

(Cообщение учащегося)

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
  • Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан.
  • Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина.
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Учитель: О каких событиях из жизни стран СНГ вы читали в СМИ, какие события обсуждались по телевидению? (Обсуждение отношений России и Белоруссии, событий в Киргизии в 2010 году, отношения России и Украины.

Викторина (слайд 26)

Учитель: А знаете ли вы лидеров СНГ? (Учитель называет фамилию главы государства, а учащиеся называют государства или наоборот)

Лидеры СНГ

Ильхам Алиев •  Азербайджан

Серж Саргсян • Армения

Александр Лукашенко • Белорусь

Нурсултан Назарбаев • Казахстан

Роза Отунбаева (и.о.) •Киргизия

Мариан Лупу (и.о.) • Молдавия

Дмитрий Медведев • Россия

Эмомали Рахмон • Таджикистан

Гурбангулы Бердымухамедов • Туркменистан

Ислам Каримов Узбекистан

Видеовикторина

1. В какой стране СНГ столица была перенесена в 90-е годы в город Астану? (Казахстан)

2. В каких странах СНГ главной технической культурой является хлопчатник ? (Азербайджан, Туркмения, Узбекистан)

3. Этот святой считается покровителем России, но памятник ему установили в другом государстве СНГ. (Украина, Киев)

4. Столица какого государства СНГ здесь изображена? (Баку, Азербайджан)

5. В какой стране СНГ находится этот исторический памятник? (Киргизия, Башня Бурана)

6. Это озеро второе по величине из высокогорных озер. В него впадают 80 рек, а вытекает одна. Зимой вода в озере не замерзает, поэтому его название так и переводится “Горячее озеро” (Иссык-Куль)

7. Это памятник замечательному советскому режиссеру Леониду Быкову. (Фильм “В бой идут одни старики”). Где установлен этот памятник? (Киев, Украина)

8. В какой стране СНГ находится данный архитектурный ансамбль? (Россия. Москва)

9. Где расположен данный памятник? Назовите космодром, в какой стране СНГ он находится? (Космодром Байконур, Казахстан)

10. Название этого государства переводится как “страна огней”. (Азербайджан)

11. На горе Арарат археологами были найдены, предположительно, детали Ноева ковчега. Где же находится эта гора? (Армения)

12. Как белорусы называют картошку, самый популярный овощ? (Бульба)

13. В каких странах СНГ добывают нефть? (Россия, Азербайджан, Тукмения)

14. Национальное блюдо украинцев? (Борщ)

15. Славянский базар… Ну кто же не слышал название этого музыкального конкурса. А какая страна СНГ каждый год любезно встречает гостей? (Белоруссия)

16. Это не швейцарские Альпы, а горы в одной из стран СНГ. (Карпаты, Молдавия)

17. В какой стране находится этот памятник, который напрямую относится к истории России? (Это памятник основателям Киева на Украине)

За правильные ответы учащиеся получают эмблемы.

Пожелания странам СНГ

  1. Учащиеся пишут пожелания на листочках, озвучивают их и прикрепляют на карту СНГ.
  2. Подведение итогов урока.
  3. Выставление оценок за работу (получают все учащиеся, набравшие более 3 эмблемок).