Задачи:
- Образовательные:
- развивать навыки анализа прозаического текста, обогащать представление о художественной детали;
- активизировать словарь учащихся: лексику разнообразной тематики;
- заложить основу умения сравнивать художественные произведения одного и того же жанра на разные темы;
- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.
- Воспитательные:
- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;
- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;
- продолжить формирование интереса к предмету.
- Развивающие:
- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;
- формировать умение грамотно работать с книгой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания
– Мы с вами завершили работу с пьесой, вместе с
Митиль и Тильтилем обретали истинное зрение,
открывали для себя души предметов, учились
сочувствовать, понимать. Вместе с Константином
Бальмонтом вдыхали «аромат солнца», смотрели на
мир глазами японского поэта Кобаяси Иссы и
восхищались окружающими предметами.
– Дома вы тоже пытались выразить свои чувства в
собственных хокку. Поработайте в группах и
выберите те из сочинённых хокку, которые
наиболее проникнуты трепетной любовью к природе,
к окружающему миру. (3 минуты)
III. Сообщение темы, задач урока
– Вы хорошо справились с заданием и нам
предстоит начать работу со следующей главой.
Прочитайте её название.
– Как вы думаете, о чём пойдет речь в этой главе?
Почему автора литературного произведения
называют великим актёром и поэтом?
– Помните ли вы своё раннее детство? С какого
возраста ваши воспоминания точные, яркие? Всё ли
вы помните из детства, когда вам было 3 года?
– Сегодня мы попробуем увидеть мир глазами
трёхлетнего ребёнка, героя рассказа Антона
Павловича Чехова «Гриша», попытаемся оценить его
живое, свежее, наивное мировосприятие.
– Знакомы ли вам выражения, когда поведение
взрослых сравнивается с детским
IV. Изучение нового материала
1.– Знаком ли вам автор этого произведения? Какой рассказ мы уже читали? («Ванька»)
– Расширим свои знания о жизни А.П.Чехова. (Сообщение сведений из биографии А.П. Чехова.)
2. Первичное чтение рассказа «Гриша»
Бурнус – плащ с капюшоном; паяц – клоун.
– После прочтения выскажите свои мысли и
чувства.
– Определите жанровую принадлежность
произведения.
На доске таблица с жанрами произведений
Сказка
Былина
Басня
Рассказ
Повесть
Роман
(Рассказ – небольшое прозаическое произведение, описано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц).
– Какой по настроению этот рассказ?
Учитель начинает чтение, продолжают хорошо читающие ученики.
3. Беседа после прочтения
– Найдите описание того, каким был мир Гриши до
выхода на прогулку по бульвару.
– Можно ли по описанию «четырёхугольного мира»
понять, что он увиден глазами совсем маленького
мальчика.
– На какие части делится его домашнее
пространство?
– Как он воспринимает всё окружающее его?
– Как оправдывает существование других людей?
Домашнее пространство – обжитое: детская и столовая, просто знакомое: комната с красными креслами и не обжитое: папин кабинет.
В обжитом пространстве Гриша знает все
предметы. Всё, что окружает Гришу, он
сопоставляет и сравнивает: мама похожа на куклу,
а кошка на папину шубу.
Значение вещей Гриша тоже понимает в силу своего
возраста: часы существуют для того, чтобы «махать
маятником и звонить». Существование других
людей Гриша оправдывает только теми их
действиями, которые связаны с ним. Всё его
восприятие мира замкнуто на нём самом.
– Сделайте вывод о восприятии мира трёхлетним
ребёнком.
– Что же произошло в жизни Гриши? (Он вышел на
прогулку по бульвару).
– Мир вокруг него такой же или Гриша
воспринимает его по-другому?
4. Работа в группах
1 группа
– Как Гриша воспринимает «новый мир»: людей, животных? Можно ли сказать, что главное в его крошечном опыте СРАВНЕНИЕ и ПОДРАЖАНИЕ? (Подтвердите строками из текста)
Всех людей, которые встречаются Грише на улице, он считает папами и мамами, тётями, нянями, сравнивая их с собственными папой, мамой,.. Все реакции на новое носят подражательный характер, он всегда смотрит на няню: если няня не боится, значит и ему не страшно. Шагает в такт солдатам. Собак сравнивает с кошками.
2 группа
– Пытаются ли понять Гришу окружающие его люди: няня, мама? Докажите.
Взрослые игнорируют внутренний мир ребёнка, особенно няня, она не понимает, что Грише жарко, что у него не сформировано понятие своего и чужого, не обращает на него внимания до тех пор, пока Гриша не начинает мешать, разрешает кухарке дать ему водки, хотя это вредно маленькому ребёнку.
3 группа
– Впечатлительный ли мальчик Гриша? Найдите слова, выражающие чувства и переживания героя. Сочувствует ли ему автор? Докажите.
Душа наполняется чувством наслаждения, не
выносит своего возбуждения, начинает плакать.
Вспомните, как Гриша воспринимал лошадей,
солдат, кошек, дом, куда он попал с няней, печку?
Всё поведение Гриши описано с большим
сочувствием. Гриша очень восприимчивый и
впечатлительный мальчик.
4 группа
– Как понимаете смысл последнего предложения?
5 группа
Найдите изобразительные средства языка.
5. Определение темы, основной мысли (идеи) произведения
– Определите широкую и узкую темы данного
рассказа. (Жизнь людей. – Мир трехлетнего
ребенка)
– Как можно было бы по другому озаглавить этот
рассказ?
– Какой эпизод особенно затронул? Что показалось
непонятным? – Определите идею текста?
Автор показывает контраст между свежим детским восприятием, которое жадно впитывает всякое новое впечатление, которое распахнуто навстречу миру, и равнодушными реакциями взрослых людей.
Контраст между значительностью нового опыта, грандиозностью новых впечатлений и прозаическим выводом мамы – ирония жизни.
IV. Подведение итогов урока
– Что можно сказать Грише и его окружающим, чтобы не возникала такая ирония жизни?
V. Домашнее задание
Кратко пересказать текст от лица главного героя. Составить устный рассказ «Современный город глазами Гриши»