Новые формы организационной модели работы с семьей в условиях создания консультационного центра для будущих родителей на базе ДОУ

Разделы: Социальная педагогика


Одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета,
как воспитывать ребенка.
«Когда он родился?» - спросил старец.
«Вчера», - ответила мать.
«Ты опоздала на девять месяцев», -
огорчился мудрец.

Притча.

В настоящее время, в век техники и научных открытий, все больше рождается детей с ограниченными возможностями. На протяжении последних лет, проблема рождения здоровых детей остается достаточно острой.

Акушеры всего мира заметили, что ни внедрение новых технологий приема родов, ни новые диагностические приборы не приводят к желаемому оздоровлению рождающего поколения. И поэтому очень важной задачей является проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

С этой целью на базе МДОУ д/с №42 «Берёзка» города Белгорода в 2007 году был создан консультационный пункт для будущих мам «Аист», который успешно продолжает свою работу уже три года.

Главное направление консультационного пункта – внутриутробное воспитание малыша.

Первые занятия мы посвящаем только этой теме. Мы предлагаем специальную литературу (дневник для будущих родителей) «Поговори со мною мама!» с упражнениями, которые нужно выполнять каждый день. Будущая мама составляет режим общения со своим малышом. Это должно проходить в спокойной обстановке, чтобы женщина почувствовала реакцию малыша, а он, через шевеление даст знак, что ему нравится, а что вызывает у него недовольство.

Будущие мамы отмечают на полях дневника реакцию малыша – это помогает выявить его склонности и даже характер. Для родителей – это огромная информация для размышления о том, как в дальнейшем взаимодействовать со своим ребенком.

Самое главное, заложить в этот период духовные связи с малышом. Тогда в дальнейшем, у родителей, не будет проблем по поводу непонимания друг друга.

В основу программы консультационного пункта «Аист» легли материалы Курского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, которые адаптированы в ДОУ. Десять занятий объединены в один курс и несут воспитательно-образовательный характер. Немаловажно, что в составлении плана работы пункта принимают участие и сами слушатели: они высказывают свои пожелания относительно того, какие консультации какого специалиста они хотели бы получить в период проведения занятий.

Педагоги детского сада (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре) активно участвуют в подготовке и проведении занятий данного курса.

Педагог-психолог проводит психологические тренинги для будущих мам. Во время занятий огромное значение уделяется работе по снижению уровня тревожности и преодолению страхов, которым подвержены беременные, что и не удивительно, поскольку эмоциональный фон в этот ответственный период для каждой женщины является крайне неустойчивым. Здесь инструментами выступают краски, карандаши, мелки и бумага. Через рисунок идет работа со страхами, тревогами, сомнениями и негативными эмоциями. Например, можно нарисовать страх и боль. В момент рисования происходит освобождение, трансформация внутреннего психологического состояния в сторону гармонии и спокойствия, радости и уверенности.

Педагог-психолог огромное значение уделяет именно работе с негативными состояниями, и, как следующий этап, – формированию, визуализации положительных образов, работе с целями и намерениями.

На занятиях с музыкальным руководителем, будущие мамы с большим интересом играют на музыкальных инструментах, слушают классическую музыку и поют колыбельные песни. Ведь известно, что нерожденный малыш – слышащее, чувствующее и ощущающее существо. Он плачет, чувствует боль и внимательно прислушивается, находясь в чреве мамы. Исследования подтверждают, что в его развивающейся памяти фиксируются как приятные, так и неприятные события, пережитые им в лоне материнского организма.

Музыка, как установлено, влияет на пищеварение, кровообращение, дыхание и другие функции; например, артериальное давление - снижается при непрерывных звуках или повышается, если человек слышит резкие, повторяющиеся звуки.

Колыбельные и специально сочиненные песни сохраняются в памяти малыша после рождения, успокоят и подбодрят его. Классическая музыка, которую мама слушала для релаксации сохранит успокаивающий эффект после рождения. Пение позволяет обучать младенца, которого мать носит под сердцем, особенно если она поет колыбельные песни, передающие ему любовь и готовность к встрече с ним. Такой контакт способствует развитию общения, уверенности, создает чувство эмоциональной защищенности.

Учитель - логопед проводит семинары, лекции по развитию речи и предупреждения ее дефектов, так как речь – это инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Наряду с этими занятиями учитель-логопед проводит комплексы артикуляционной гимнастики.

Конечно же, важным элементом заботы о своем состоянии является гимнастика и другие виды физической активности для беременных. Прямо на занятиях женщинам предлагаются комплексы специальных упражнений. Это – и растяжки мышц промежности, бедер, растяжка позвоночника, и укрепление мышц пресса, рук, спины. Также это комплексы дыхательных упражнений из разных оздоровительных систем, дыхательные гимнастики Стрельниковой, Бутейко. Владеть своим дыханием – необходимый навык для каждой беременной женщины, он пригодится ей в родовой деятельности.

Причем следует отметить, что в начале деятельности консультационного пункта участие представителей учреждений здравоохранения в освещении тем на занятиях в процентном соотношении составляло около 50% (50% – участие педагогов), на сегодняшнем этапе – 20% (соответственно – 80% педагоги). Этот показатель говорит о том, что приоритет сегодня отдан педагогике.

Укрепление и развитие тесных связей с учреждениями здравоохранения позволяет повысить эффективность работы пункта. Наш детский сад активно сотрудничает с женской консультацией поликлиники №2, акушер-гинеколог которой освещает такие важные темы, как: «Роль диагностического обследования беременной женщины», «Изменения в организме женщины, происходящие на протяжении 1-2-3 триместров», «О здоровом питании» и др. Сегодня ни для кого не секрет, что состояние здоровья ребенка напрямую связано с диетой, соблюдаемой матерью во время беременности. Исследования, показали, что 95% женщин, соблюдающих соответствующую диету во время беременности, родили здоровых детей. Питание женщины имеет влияние на развитие органов у ее ребенка, на течение беременности, на эмоциональное состояние, на течение родов и даже на послеродовой период. Здоровое питание дает больше шансов, что малыш родится здоровым, так как пища, которую мы едим, является дня него строительным материалом. Специалист дает краткий перечень продуктов, необходимый беременной женщине.

Традицией стало проводить занятия не только на территории детского сада, но и в Государственных учреждениях культуры, таких как: Белгородский государственный музей народной культуры, Белгородский государственный художественный музей, Художественная школа.

На базе художественного музея, занятие начинается с посещения концертного зала, где будущим мамам под музыкальное сопровождение показывают шедевры мирового искусства на разные темы: времена года, образ женщины и т.д. Для проведения практических занятий задействована техническая база детской художественной школы. Практические занятия со специалистами в оборудованных классах, дают возможность прикоснуться ко всем видам изобразительного искусства (живопись, графика).

Творческая атмосфера художественного музея позволяет создать положительный настрой будущей мамы, расширить диапазон восприятия мира, а смена обстановки помогает ощутить внутреннюю свободу. Занятие завершается экскурсией по разделам постоянно действующей экспозиции и выставочному залу.

На занятиях в консультационном пункте «Аист» уделяется особое значение разъяснению молодым мамам пользы грудного вскармливания. Консультанты из Группы поддержки кормящих матерей «С молоком матери» утверждают, что идеал кормления, необходимый для сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни – это естественное вскармливание. Естественное вскармливание наиболее физиологично, преимущества его несомненны, так как по своей структуре материнское молоко приближается к составу тканей ребенка. Женское молоко богато защитными иммуноглобулинами (антителами), поэтому заболеваемость детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.

Так же консультанты рассказывают о навыках ухода за младенцем, о том, когда вводить прикорм малыша, как пеленать, купать, когда гулять. Сейчас многие мамы носят своих детей в специальных слингах. Их огромное множество, и немалых трудов стоит разобраться в этом изобилии рюкзачков, переносок, слингов-шарфов, май-слингов, слингов с кольцами и многих других. Опытные консультанты, сотрудничающие с нашим пунктом, помогают будущим мамам, собирающих носить своих малышей в подобных приспособлениях, сориентироваться в этом изобилии и сделать свой выбор.

Подводя итоги деятельности консультационного пункта для будущих мам «Аист» хочется отметить: хорошо, что сегодня в рамках работы пункта встретились вместе будущие родители и специалисты, что смогли услышать друг друга и положить начало такой важной работе как подготовка к воспитанию детей еще до их рождения. Самое главное, что эти встречи востребованы и что на занятия будущие мамы приходят вместе со своими членами семьи, а значит, такая форма работы необходима семье и есть уверенность, что в этих семьях будущим детям смогут оказать качественное образование, воспитание уже на ранних стадиях развития. Мы уверены, что наши слушатели будут компетентными, грамотными родителями, а дети, которые вскоре появятся на свет – счастливыми.

Самое большое счастье для каждой женщины – это рождение здорового ребенка! И нашей основной целью является максимально помочь будущим мамам в решении этой жизненно важной задачи!