Золотая осень

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные цели:

  • закрепить знания детей о времени года «осень» через пословицы, загадки, игры.

Коррекционно-развивающие цели:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
  • развивать общую, мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень», чтение художественной литературы об осени.

Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит осень.

Звучит осенняя музыка.

– Ребята, что вам напоминает эта музыка? (Шелест листвы, дробь дождя)
– Сегодня мы с вами будем говорить об осени и чтобы узнать ее поближе, будем разгадывать загадки, рисовать, играть в игры.
– А сейчас скорей, ребятки, отгадайте-ка загадку!

Загадки о явлениях природы

1. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)

2. Летит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

3. С неба пришел, в землю ушел (Дождь)

Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”

Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик.
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим:
Кто художник этот?..

Дети (хором): Осень!

Физминутка"Мы – листики осенние"

Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Игра «Подбери действие»

– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский дом, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать,
И вопросы задавать.

– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью – Урожай осенью убирают.
Птицы осенью – Птицы осенью улетают.
Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Осень – время сбора урожая, когда людям приходиться много трудиться. А теперь мы отправимся в огород туда, где идет уборка урожая, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.

Игра: «Подскажи словечко»

Цель: развитие слухового восприятия, внимания.

Слово называет тот, у кого такая картинка.

Он круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней… (помидора)

Хвост зеленый, красная головка
Это остроносая … (морковка)

От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая… (свекла)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)

Он усатый и ползучий
Спрятал ядрышко в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох
Называется … (горох)

Пальчиковая гимнастика «Огород»

В огороде много гряд, (показывают много гряд)
Тут и репа и салат, (на каждый овощ загибают палец)
Тут и свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.

Рассказ «Осень»

– Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и вам придется самим догадаться, о чем там было написано.
На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). …(Красные, желтые) листья горят на солнышке. … (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Итог занятия (оценка работы детей)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они сегодня говорили на занятии, в какие игры играли, что им понравилось.