Коррекционно-образовательные цели:
- закрепить знания детей о времени года «осень» через пословицы, загадки, игры.
Коррекционно-развивающие цели:
- активизировать речевую деятельность детей;
- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание;
- развивать общую, мелкую моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные цели:
- формировать положительную установку на участие в занятии;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: демонстрационный материал: картинки на магнитах, с изображением осенних признаков, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание репродукции И.Левитана «Золотая осень», чтение художественной литературы об осени.
Словарная работа: золотая осень, осенний ковер, листопад, краски осени.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Уже горят огнем рябины кисти,
И пожелтели на березах листья,
И пенья птиц уже не слышно вовсе,
И тихо – тихо к нам приходит осень.
Звучит осенняя музыка.
– Ребята, что вам напоминает эта музыка? (Шелест
листвы, дробь дождя)
– Сегодня мы с вами будем говорить об осени и
чтобы узнать ее поближе, будем разгадывать
загадки, рисовать, играть в игры.
– А сейчас скорей, ребятки, отгадайте-ка загадку!
Загадки о явлениях природы
1. Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина (Туман)2. Летит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)3. С неба пришел, в землю ушел (Дождь)
Упражнение на развитие мелкой моторики “Раскраска”
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик.
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку, просим:
Кто художник этот?..
Дети (хором): Осень!
Физминутка"Мы – листики осенние"
Цель: развивать общую координацию движений, выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Игра «Подбери действие»
– Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский дом, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать,
И вопросы задавать.
– Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.
Листья осенью (что делают?) – Листья осенью
желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью – Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью – Урожай осенью убирают.
Птицы осенью – Птицы осенью улетают.
Деревья осенью – Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью – Звери осенью готовятся к зиме,
меняют шубки.
Осень – время сбора урожая, когда людям
приходиться много трудиться. А теперь мы
отправимся в огород туда, где идет уборка урожая,
и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.
Игра: «Подскажи словечко»
Цель: развитие слухового восприятия, внимания.
Слово называет тот, у кого такая картинка.
Он круглый и красный
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней… (помидора)Хвост зеленый, красная головка
Это остроносая … (морковка)От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно-лиловая… (свекла)На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)Он усатый и ползучий
Спрятал ядрышко в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох
Называется … (горох)
Пальчиковая гимнастика «Огород»
В огороде много гряд, (показывают много гряд)
Тут и репа и салат, (на каждый овощ загибают палец)
Тут и свекла и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Рассказ «Осень»
– Это послание осени. Но осенний дождик размыл
некоторые строчки и вам придется самим
догадаться, о чем там было написано.
На смену лету пришла … (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за
туч). Деревья надели … (разноцветный
наряд). …(Красные, желтые) листья горят на
солнышке. … (опадают, кружатся, укрывают)
землю золотым ковром. Дождик … (моросит)
и заставляет прятаться … (по домам).
Птицы собираются в стаи … (и улетают в
теплые края). Зверям некогда резвиться, они
делают … (запасы на зиму). Скоро
белокрылая зима вступит в свои права.
Итог занятия (оценка работы детей)
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о чем они сегодня говорили на занятии, в какие игры играли, что им понравилось.