Цели:
- закрепить умения детей по основным приемам работы с бумагой;
- развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления;
- воспитание бережного отношения к природе,
трудолюбия, аккуратности в работе.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, наклейки, блёстки, ватман.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята, вы все чувствуете приближение самого любимого праздника всех детей, праздника, которого все ждут больше. Чем какого-либо другого…
(Приложение 1, слайд 2)
Однажды день и час приходит,
Все ждут с надеждой их приход,
И это чудо происходит,
И это чудо – Новый год!
– Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.
II. Беседа по теме урока
(Приложение 1, слайд 3)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (чтение стихов, подготовленных детьми)
Самуил Маршак
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний,
Над Москвою в этот час
Бьют часы кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз!
С.Маршак
Январь
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.
С.Маршак
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолётов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
(Приложение 1, слайд 4)
– Откуда пошла традиция встречать Новый год? (Рассказ
подготовленных учащихся)
В России Новый год стали отмечать по указу Петра
Первого с 1 января 1700 года. До этого начало нового
года отмечали 1 сентября.
Этот праздник с ёлкой (хотя при Петре Первом ёлку
не украшали, а украшали лапы, веточки),
украшениями, карнавалами очень полюбились
русскому народу. Теперь это один из самых любимых
наших праздников. А знаете ли вы, что раньше,
вместо ёлки украшали другие деревья. Это были
вишни, специально выращенные в кадках. Раньше
люди считали, что все деревья наделены добрыми
силами, что в них живут добрые духи. И развешивая
на деревьях угощения – подарки, старались
задобрить этих духов. Ну а вечнозелёная ель
занимала особое место среди всех деревьев. Она
была священным центром, "мировым древом",
символизирующим саму жизнь и новое возрождение
из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек на
деревья вешали различные плоды, например:
яблоки – символ плодородия
орехи – непостижимость божественного промысла
яйца – символ развивающейся жизни, гармонии и
полного благополучия.
(Приложение 1, слайд 5)
А вы знаете как зовут деда Мороза в других странах?
- Австралия, США — Санта Клаус
- Бельгия, Польша — Святой Николай
- Италия — Бабо Наттале
- Испания — Папа Ноэль
- Камбоджа — Дед Жар
- Финляндия — Йоулупукки
- Франция — Дед Январь, Пер Ноэль
(Приложение 1, слайд 6)
– Но после праздников в наших дворах скапливаются горы из ёлок. Существуют проблемы традиции использования новогодних елок.
(Приложение 1, слайд 7)
а) проблема незаконных рубок и
лесовозобновления;
б) этическая сторона праздника Нового года с
точки охраны природы;
в) проблема утилизации елок (загрязнение воздуха
дымом, нерациональное использование ресурса,
переполнение мусорных контейнеров).
(Приложение 1, слайд 8)
– Что вы как современные люди, заботящиеся об экологии и о сохранении природы можете предложить ?
- Использование искусственных елок.
- Елочные букеты и поделки из веток, шишек и др.
- Композиции и украшения на Новогоднюю тематику, при изготовлении которых хвойные не используются.
- Живые деревья в горшках, кадках.
- Хвойные, растущие в открытом грунте около дома.
- Использование натуральных елок (срубленных).
(Приложение 1, слайд 9)
– Сегодня на уроке мы будем с вами изготавливать искусственную ёлку. Которой украсим наш класс. (Показ образца)
III. Обоснование рационального размещения материалов, инструментов и приспособлений. Повторение правил техники безопасности
– Что нам сегодня потребуется для работы?
– Как разместим материалы и инструменты на
столе? Учитывая небольшое количество материалов
и инструментов, разместим цветную бумагу на
правом и левом углах стола, рядом положим
ножницы, а коробку для отходов поставим
посередине .
(Приложение 1, слайд 10)
Правила техники безопасности:
- Во время работы держи рабочее место в порядке.
- Не бери ножницы без разрешения учителя.
- Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
- При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
- Экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
- Кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно. Помни правило: чистота – залог красоты.
IV. Объяснение порядка выполнения изготовления поделки.
(Приложение 1, слайд 11)
1. Обведите карандашом на изнаночной стороне
бумаги ладошку с растопыренными пальчиками
(примерно до запястья).
2. Затем вырежьте ее.
3. Используйте первую вырезанную ладошку как
образец для изготовления других таких ладошек.
4. Используёте вырезанные детали для поделки.
V. Самостоятельная работа по изготовлению деталей
VI. Физминутка (Приложение 1, слайды 12-22)
VII. Оформление поделки. (Приложение 1, слайд 23)
«Песня о Ёлочке». (Приложение 1, слайд 24)
VIII. Итог урока
Рефлексия деятельности. (Приложение 1, слайд 25)
- Мне на уроке было …
- Я понял (а) …
- Особенно мне понравилось …
- Мне было трудно (легко) …
- Теперь я знаю (умею) …
Х. Выставка поделок (Приложение 1, слайд 26)