Отличительной чертой нашего времени следует считать тенденцию к интеграции знаний. Наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук. Появились новые дисциплины и направления на границах смежных наук. Систематические знания основ естественных наук составляют базу для подготовки учащихся к активному труду, продолжению учебы в высших учебных заведениях. Проведение интегрированных уроков позволяет сформировать у учащихся более полное представление об окружающем их мире, показать межпредметные связи, побуждают к исследовательской деятельности, заставляют школьников самих формулировать вопросы и пытаться найти на них ответы. Основной целью проведения интегрированных уроков является интеграция предметов естественного цикла с последующей в старших классах дифференциацией обучения и изучению предметов по выбору. Интеграция придает урокам перспективное педагогическое значение. Каждому учителю хорошо известна заповедь, что научить предмету хорошо можно лишь тогда, когда у ребенка пробужден интерес, когда он увлечен предметом и в полной мере формированию положительной мотивации на учение и развитие детской любознательности способствует проведение интегрированных уроков и знакомство школьников с интегрированными спецкурсами.
Велика роль физики, которая открывает большие возможности для формирования у учащихся полноценного представления об окружающих объектах и их взаимодействиях и свойствах, о природе и законах ее развития, вооружает школьников методами познания мира. Наблюдения, проведение физических экспериментов, выявление связей со смежными науками в описании окружающего мира служит развитию творческих способностей учащихся, осуществляющих свою главную потребность – стать полноценной личностью.
Во многих школах создаются профильные классы. В нашей школе уже стали традиционными так называемые интегрированные классы, в которых, уже начиная с пятого класса, вводится пропедевтических курс изучения физики и химии. Я знакомлю ребят с основными явлениями и законами, изучаемыми в этих предметах, так как эти и физика и химия имеют много общего. Проведение интегрированных уроков способствует развитию мышления учащихся, готовит их к изучению систематических курсов этих наук. С помощью занимательных иллюстраций, опытов, используя диски по естествознанию. Наблюдения показывают, что учащиеся с интересом относятся к изучению курса.
Цели урока:
- Обучающие:
- обеспечить закрепление материала по пройденной теме, умение применять знания при решении качественных и расчетных задач с применением формул,
- продолжить формирование умений работать с учебником и таблицей, работать по времени одновременно начиная и заканчивая работу.
- Развивающие:
- совершенствовать навыки связной речи, развивать мышление, память, развивать познавательный интерес к предмету через использование разнообразных форм работы.
- Воспитательные:
- воспитывать осознание гордости за свои успехи, умение работать в коллективе.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока: учитель сообщает тему урока, в какой форме будет проводиться занятие (игра-путешествие)
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок а урок-путешествие по удивительной стране, а ее название мы расшифруем, выполнив задание:
0,1 · 10 = 0,02 · 100 = 0,002 · 10 = |
200 : 100 = 30 : 10 = 5 : 100 = |
М | Ф | З | К | А | И | Л | У |
200 | 1 | 0,02 | 3 | 0,05 | 2 | 10 | 0,2 |
(ФИЗИКА)
А во время нашего путешествия по стране ФИЗИКЕ
БУДЕМ | ТРЕНИРУЕМ |
|
|
В пути мы совершим несколько остановок. На каждой станции с нами будут происходить разные удивительные события, а может быть и открытия.
II. Основная часть
Фронтальный опрос
Учитель: Чтобы не скучать в дороге проведем викторину.
- Что изучает физика?
- Что называется физическим телом? Привести примеры физических тел.
- Что такое вещество? Пример.
- Как определить цену деления прибора?
- Назвать три состояния вещества.
- Что характеризует температура?
- Каким прибором измеряют температуру?
- Как называется наименьшая частица вещества?
- Что называется диффузией?
- Что происходит с объемом и размерами тела при нагревании? Есть ли исключения из этих правил?
- Какие виды механического движения вы знаете?
- В каком случае тела издают звук?
- Что называется звуковой волной?
- Что такое эхо?
- Что такое электрический ток?
Станция 1: «Тела и вещества»
Игра «Светофор»
Зеленый – да Красный – нет
Задание №1.
Из предложенного списка выберите вещества:
Стекло, стакан. Чернила, древесина, капля воды,
вода, цветок, сахар, кусок сахара.
Задание №2.
Определить цену деления прибора
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание № 3.
В окружающем вас пространстве найдите и запишите в тетрадях как можно больше физических тел и обоснуйте свой выбор.
Задание № 4.
Закончите ряд
Вещества: вода, углекислый газ, крахмал, __________________________________________________________________
Задание № 5.
В данном списке подчеркните только искусственные материалы: бумага, алюминий, кислород, капрон, пластмасса, золото, пластилин
Задание № 6.
Закончите фразу:
Чистые вещества состоят из одного вещества, а смеси состоят из ______________________________________________________________
Вспомните способы разделения смесей. Предложите способ разделения смеси веществ:
А) речного песка и поваренной соли
Б) угля и стружек железа (Дома сделайте рисунок и
подпишите их).
Учитель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. А в пути нас ждет следующее
Станция 2: «Механические явления»
Задание № 1.
В пути нам встретились два странных дорожных знака, которые требуют доработки. Давайте поможем их исправить
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание учащиеся выполняют в тетрадях
Задание № 2.
Работа с карточками-формулами (У учащихся на карточках записаны формулы физических величин. По заданию учителя они поднимают нужную карточку)
- Формула скорости.
- Формула пути.
- Формула времени.
- Формула плотности.
- Формула объема.
- Формула массы
Задание № 3.
Фронтальная лабораторная работа «Определение скорости механической игрушки»
Оборудование: секундомер, линейка, механические игрушки (автомобиль, цыпленок, крокодил, заяц)
Ход работы:
1. Определить скорость каждой механической игрушки, результаты занести в таблицу (Учитель с учащимися обсуждает ход работы, дети выполняют по вариантам свои задания)
S | t | V | |
Автомобиль | |||
Цыпленок | |||
Крокодил | |||
Заяц |
2. Сравнить скорости движения механических игрушек.
Станция 3: «Электромагнитные явления»
Задание № 1.
Работа с карточками-формулами (У учащихся на карточках на которых изображены условные обозначения элементов электрической цепи. По заданию учителя они поднимают нужную карточку)
- Вольтметр. Как он включается в электрическую цепь.
- Амперметр. Как он включается в электрическую цепь.
- Ключ.
- Электрическая лампочка и т.д.
Задание № 2.
Фронтальная лабораторная работа по вариантам
Оборудование: Лампочка, резистор, источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
Задание № 1.
А) По данной схеме собрать электрическую цепь.
Вариант 1 | Вариант 2 |
Б) Измерить силу тока и напряжение.
В) На схеме показать направление силы тока.
Станция 4: «Химия вокруг нас»
Задание № 1.
Повторим знаки химических элементов и некоторые химические формулы: О, Р, O2, H2O, S, O3, CO2, Fe, N2, Ca, Na.
Химические элементы | Химические формулы |
|
Задание № 2.
В сахарозе на каждые 12 атомов углерода приходится 22 атома водорода и 11 атомов кислорода. Напишите и прочитайте формулу сахарозы.
Задание № 3.
H2O
III. Подведение итогов
Учитель: Дорогие Ребята, наше путешествие по стране физике подошло к концу. Вы посетили разные станции, выполняли разнообразные задания. Сейчас я бы хотела, чтобы вы подвели итог нашему занятию, а для этого надо продолжить следующие предложения
- На уроке мне понравилось________________________________________
- Сегодня я узнал _________________________________________________
- Для себя я сделал вывод, что ______________________________________