Интегрированные уроки физики как условие формирования положительной мотивации учащихся на учебный труд

Разделы: Физика


Отличительной чертой нашего времени следует считать тенденцию к интеграции знаний. Наблюдается взаимопроникновение идей и методов различных наук. Появились новые дисциплины и направления на границах смежных наук. Систематические знания основ естественных наук составляют базу для подготовки учащихся к активному труду, продолжению учебы в высших учебных заведениях. Проведение интегрированных уроков позволяет сформировать у учащихся более полное представление об окружающем их мире, показать межпредметные связи, побуждают к исследовательской деятельности, заставляют школьников самих формулировать вопросы и пытаться найти на них ответы.  Основной целью проведения интегрированных уроков является интеграция предметов естественного цикла с последующей в старших классах дифференциацией обучения и изучению предметов по выбору. Интеграция придает урокам перспективное педагогическое значение. Каждому учителю хорошо известна заповедь, что научить предмету хорошо можно лишь тогда, когда у ребенка пробужден интерес, когда он увлечен предметом и в полной мере формированию положительной мотивации на учение и развитие детской любознательности способствует проведение интегрированных уроков и знакомство школьников с интегрированными спецкурсами.

Велика роль физики, которая открывает большие возможности для формирования у учащихся полноценного представления об окружающих объектах и их взаимодействиях и свойствах, о природе и законах ее развития, вооружает школьников методами познания мира. Наблюдения, проведение физических экспериментов, выявление связей со смежными науками в описании окружающего мира служит развитию творческих способностей учащихся, осуществляющих свою главную потребность – стать полноценной личностью.

Во многих школах создаются профильные классы. В нашей школе уже стали традиционными так называемые интегрированные классы, в которых, уже начиная с пятого класса, вводится пропедевтических курс изучения физики и химии. Я знакомлю ребят с основными явлениями и законами, изучаемыми в этих предметах, так как эти и физика и химия имеют много общего. Проведение интегрированных уроков способствует развитию мышления учащихся, готовит их к изучению систематических курсов этих наук. С помощью занимательных иллюстраций, опытов, используя диски по естествознанию. Наблюдения показывают, что учащиеся с интересом относятся к изучению курса.

Цели урока:

  • Обучающие:
    • обеспечить закрепление материала по пройденной теме, умение применять знания при решении качественных и расчетных задач с применением формул,
    • продолжить формирование умений работать с учебником и таблицей, работать по времени одновременно начиная и заканчивая работу.
  • Развивающие:
    • совершенствовать навыки связной речи, развивать мышление, память, развивать познавательный интерес к предмету через использование разнообразных форм работы.
  • Воспитательные:
    • воспитывать осознание гордости за свои успехи, умение работать в коллективе.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока:  учитель сообщает тему урока, в какой форме будет проводиться занятие (игра-путешествие)

Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок а  урок-путешествие по удивительной стране, а ее название мы расшифруем, выполнив задание:

0,1 · 10 =
0,02 · 100 =
0,002 · 10 =
200 : 100 =
30 : 10 =
5 : 100 =
М Ф З К А И Л У
200 1 0,02 3 0,05 2 10 0,2

(ФИЗИКА)

А во время нашего путешествия по стране ФИЗИКЕ

БУДЕМ ТРЕНИРУЕМ
  • Играть
  • Действовать используя физические приборы
  • Думать:

А) формировать понятия
Б) осмысливать опыт
В)  формулировать   гипотезы

  • Зоркость глаз
  • Остроту слуха
  • Тонкость осязания и ловкость пальцев

В пути  мы совершим несколько остановок.  На каждой станции с нами будут происходить разные удивительные события, а может быть и открытия.

II. Основная часть

Фронтальный опрос

Учитель: Чтобы не скучать в дороге проведем викторину.

  • Что изучает физика?
  • Что называется физическим телом? Привести примеры физических тел.
  • Что такое вещество? Пример.
  • Как определить цену деления прибора?
  • Назвать три состояния вещества.
  • Что характеризует температура?
  • Каким прибором измеряют температуру?
  • Как называется наименьшая частица вещества?
  • Что называется диффузией?
  • Что происходит с объемом и размерами тела при нагревании? Есть ли исключения из этих правил?
  • Какие виды механического движения вы знаете?
  • В каком случае тела издают  звук?
  • Что называется звуковой волной?
  • Что такое эхо?
  • Что такое электрический ток?

Станция 1:  «Тела и вещества»

Игра «Светофор»

Зеленый – да        Красный – нет

Задание №1.

Из предложенного списка выберите вещества:
Стекло, стакан. Чернила, древесина, капля воды, вода, цветок, сахар, кусок сахара.

Задание №2.

Определить цену деления прибора

Вариант 1

Вариант 2

Задание № 3.

В окружающем вас пространстве найдите и запишите в тетрадях  как можно больше физических тел и обоснуйте свой выбор.

Задание № 4.

Закончите ряд

Вещества:   вода, углекислый газ, крахмал, __________________________________________________________________

Задание № 5.

В данном списке подчеркните только искусственные материалы: бумага, алюминий, кислород, капрон, пластмасса, золото, пластилин

Задание № 6.

Закончите фразу:

Чистые вещества состоят из одного вещества, а смеси состоят из ______________________________________________________________

Вспомните способы разделения смесей. Предложите способ разделения смеси веществ:

А) речного песка и поваренной соли
Б) угля и стружек железа (Дома сделайте рисунок и подпишите их).

Учитель: Молодцы! Продолжаем наше путешествие. А в пути нас ждет следующее

Станция 2: «Механические явления»

Задание № 1.

В пути нам встретились два странных дорожных знака, которые требуют доработки. Давайте поможем их исправить

Вариант 1 

Вариант 2

Задание учащиеся выполняют в тетрадях

Задание № 2.

Работа с карточками-формулами (У учащихся на карточках записаны формулы физических величин. По заданию учителя они поднимают нужную карточку)

  • Формула скорости.
  • Формула пути.
  • Формула времени.
  • Формула плотности.
  • Формула объема.
  • Формула массы

Задание № 3.

Фронтальная лабораторная работа «Определение скорости механической игрушки»

Оборудование: секундомер, линейка, механические игрушки (автомобиль, цыпленок, крокодил, заяц)

Ход работы:

1. Определить скорость каждой механической игрушки, результаты занести в таблицу (Учитель с учащимися обсуждает ход работы, дети выполняют по вариантам свои задания)

  S t V
Автомобиль      
Цыпленок                 
Крокодил                 
Заяц                 

2. Сравнить скорости движения механических игрушек.

Станция 3: «Электромагнитные явления»

Задание № 1.

Работа с карточками-формулами (У учащихся на карточках на которых изображены условные обозначения элементов электрической цепи. По заданию учителя они поднимают нужную карточку)

  • Вольтметр. Как он включается в электрическую цепь.
  • Амперметр. Как он включается в электрическую цепь.
  • Ключ.
  • Электрическая лампочка и т.д.

Задание № 2.

Фронтальная лабораторная работа по вариантам

Оборудование: Лампочка, резистор, источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Задание № 1.  

А) По данной схеме собрать электрическую цепь.

Вариант 1

Вариант 2

Б) Измерить силу тока и напряжение.
В) На схеме показать направление силы тока.

Станция 4: «Химия вокруг нас»

Задание № 1.

Повторим знаки химических элементов и некоторые химические формулы: О, Р, O2, H2O, S, O3, CO2, Fe, N2, Ca, Na.

Химические элементы Химические формулы
 

 

 

Задание № 2.

В сахарозе на каждые 12 атомов углерода приходится 22 атома водорода и 11 атомов кислорода. Напишите и прочитайте формулу сахарозы.

Задание № 3.

H2O

III. Подведение итогов

Учитель: Дорогие Ребята, наше путешествие по стране физике подошло к концу. Вы посетили разные станции, выполняли разнообразные задания. Сейчас я бы хотела, чтобы вы подвели итог нашему занятию, а для этого надо продолжить следующие предложения

  • На уроке мне понравилось________________________________________
  • Сегодня я узнал _________________________________________________
  • Для себя я сделал вывод, что ______________________________________

Приложение