Тема: Быть внимательным – это войти в положение другого человека и проявить заботу.
Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения, воспитание чувства доброты и отзывчивости.
Оборудование: плакаты: «Делая добро - себе помогаешь», «Бытьвнимательным - это проявлять добротуи милосердие, сострадание, помочь в чем - либо, проявитьвеликодушие к другому человеку»;журнальный столик с журналами, газетами, магнитофон.
Ход занятия
В русском языке есть слова внимание и внимательность. Внимание это значит, обратить на кого-то, на его внешний вид или лицо, внимание то есть посмотреть. Внимательность-это уже знать потребности, желания человека и заботиться об этом, о его здоровье.
Например, в воскресенье утром ваши родители ушли в магазин. В это время приезжают к вам родные из Тамбова. Вы встретили его вежливо, помогли снять одежду, предложили присесть. Скажите, что еще вы должны предложить гостю, чтобы обратить внимание и оказать внимательность?
Ученик. Я должен ему предложить пить чай, а потом показать место, где можно было отдохнуть.
Учитель. А до чаепития, что можно было предложить? Ведь человек приехал издалека.
Ученик. Предложить ему помыться.
Учитель. Правильно. А как бы вы это сделали?
Ученик. Может вы помоетесь? Вот,пожалуйста, мыло и полотенце.
Учитель. Очень хорошо! А откуда мы знаем, что ему надо помыться, почему мы не предложили послушать музыку, когда гость разделся?
Ученик. С дороги дальней - он проголодался и устал. Разве в такой момент охота слушать музыку?
Учитель. Да, если что-то ему понадобиться, может и сам спросить, зачем нам зря ломать голову.
Ученик. Он может постесняться, не захочет беспокоить нас. Мы сами должны знать, в чем нуждается человек, приезжий из дальней дороги.
Учитель. Правильно. А для этого нужно уметь войти в положение другого человека. Бытьвнимательным – это значит, умение войти в положение другого человека, знать его потребности и нужды, и, оказав свою услугу, умение помочь ему. Быть внимательным – это умение предложить свою помощь человеку вовремя, не ожидая просьбу.
Например, учитель на уроке сломал карандаш, и он попросил у ученика кортик. Ученик подает кортик со словом «пожалуйста». Если бы ученик раскрыл и отдал кортик, тогда бы ученик оказал маленькую внимательность. Если бы ученик сказал: «Разрешите, я сам почищу вам карандаш»- здесь проявилась большая внимательность. Но на данном этапе не проявляется внимание. Дляэтого, что нужно было делать?
Ученик. Когда у учителя поломался карандаш, надо было свой отдать, а его карандаш очистить.
Учитель. Правильно. Просьбу надо знать заранее, для этого увидев, что человек в трудном положении, нужно подать помощь, прежде чем он попросит вас.
Иногда мы не задумываемся о своих словах и поступках, которые в некоторых случаях приводят к уныниям и переживаниям.
Например, одна девочка всегда переживала из-за своего косоглазия. Она очень переживала, когда ее обзывали косой, а некоторые ребята часто повторяли это слово и, не задумываясь, как влияет оно на девочку. Поэтому, ребята, нужно подумать хорошенько,прежде чем сказать какое-то слово или совершить какой- то поступок.Обдуманность своего поведения просто необходима, чтобы не попасть в очень неприятные ситуации или позже долго об этом переживать и жалеть, что так поступил. Всегда надо свой поступок обдумать.
Вот другой пример.Целая гурьба ребят пошли в лес.Двое из них вечером не возвратились.Побеспокоившиеся матери всех людей поднимают на ноги.Их целую ночь искали.А «потерявшиеся» утром сами появились.Они после леса пошли к знакомому мальчику,чтобы рано утром половили рыбок. Эти ребята думали только о себе, о своих прихотях.Такое их отношение к окружающим никуда не годится.Они не задумались, каким переживаниям подвергли взрослых.
А вы,ребята,когда уходите надолго из дома предупреждаете своих родителей?И как вы это делаете?
Ученик. Сначала надо спросить разрешение у родителей, можно ли сходить к другу или еще куда-то, если задержишься,то обязательно нужно предупредить их.
Учитель. Правильно. Уходя из дома нужно спросить разрешение у родителей,если задержитесь или останетесь ночевать,то обязательно надо их предупредить,чтобы они не волновались,не беспокоились за вас.
А вы своих воспитателей всегда предупреждаете или отпрашиваетесь у них?А ведь ваши воспитатели-они как бы ваши вторые родители,они тоже тревожатся за вас,заботятся о вашем здоровье.Будьте внимательны к своим воспитателям.Они желают вам только добра и стараются,чтобы не было ошибок в вашем поведении.
Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.
1. В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег видел среди них классного руководителя и вежливо сказал: « Здравствуйте,Игорь Семенович» (Надо здороваться со всеми учителями).
2. Родители ушли в кино. Они скоро придут.Наташа дома одна.Звонок.В дверях Николай Иванович.Он работает вместе с отцом.
- Здравствуй, Наташа. Папа дома?
- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя.Ее рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания. (Нужно пригласить в дом,сказать,что отец скоро придет,дать посмотреть журнал).
3. В дверь постучали. Сергей, продолжая, есть, крикнул: «Входите, открыто! Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; помочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).
4. Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело.С утра к нему пришли два брата соседа и все не уходят.Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).
5. Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомься». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. Как же тогда знакомиться? (Надо было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).
Молодцы, ребята. С заданиями справились,на вопросы ответили правильно. Вы умеете правильно вести себя.
А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите+ или – при ответе на вопрос.
Вопросы теста:
- Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным запиской или по телефону?
- Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами?»
- Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру.Нет ли в комнате вещей,которые лежат не на месте?
- Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая,назвать дни рождения родителей,братьев,бабушки?
- Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?
- Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок.)
- Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
- У родителей свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
- У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
- Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
А теперь подсчитайте свой результат. С большим количеством «+» и «–» написали 8 учеников,получается,что они правильно ведут себя, «–» больше у 2 учеников, вам следует подумать над своим поведением.
Учитель. Предлагаю разыграть несколько ситуаций. Как вы себя будете вести в такой ситуации?
- Взрослый и ребенок. Пока родителей нет дома,приходит коллега с маминой работы,а ты в это время делаешь уроки.
- Два друга. Друг уговаривает пойти гулять, а тебе мама дала задание по дому.
Ученик. В первой ситуации ребенок правильно поступил, он встретил коллегу мамы,помог раздеться, показал место,где можно было отдохнуть.
Ученица. Во втором случае друг вежливо попросил прийти его чуть позже; можно было помочь своему другу ивместе выйти погулять.
Учитель. Молодцы, ребята, в обеих ситуациях сумели оказать внимание и внимательность.
- Как вы понимаете значение пословицы: «Делая добро, помогаешь себе».
Ученик. Если ты сделал кому-то добро, то о тебе скажут,что ты хороший.
Учитель. Правильно. Совершая добрые дела, вы меняетесь в лучшую сторону,становитесь воспитанными,внимательными к окружающим людям.
Ребята всегда будьте внимательными, чуткими ко всем людям, особенно старикам и детям, инвалидам и больным, и всегда им подавайте руку помощи.