Развитие у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о противоречиях в окружающем мире средствами ТРИЗ

Разделы: Работа с дошкольниками


С самого рождения дети активно познают окружающий мир, выстраивая свою “картину мира”, пытаясь понять закономерности происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, помочь грамотно мыслить и решать свои пока маленькие проблемы. Ценность инструментария ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению воспитателя как творческой личности человека-педагога. Этому способствует совместное творчество воспитателя с детьми по выявлению и разрешению противоречий.

Жизнь сплошь состоит из противоречий. Когда и где ребенок учится разрешать противоречия? Он ведь сталкивается с ними постоянно. И если не в состоянии преодолеть, инстинктивно уходит от их разрешения, даже не осознав, что за препятствие повстречалось на его пути. Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций).

В педагогике таких инструментов как ТРИЗ пока не было. А ведь воспитание – диалектическая наука, так как постоянно возникают ситуации выбора, проблемные ситуации, житейские. И началом всего является личность воспитателя и наличие у него творческих качеств и владение основами творческой педагогики, то есть основами ТРИЗ.

В детском саду, к сожалению, понятие о противоречивых законах диалектики не рассматриваются упорядоченно и не подаются как система знаний. А ведь умение обнаруживать противоречия и, тем более, разрешать их может стать ключом к тайнам жизни, позволит ребенку не только сформировать грамотное мышление, адекватную реальности “картину мира”, но и активно решать свои проблемы, защищать свои позиции.

И тут проявляется еще два противоречия.

1) Есть много вариантов разработанных программ преподнесения детям элементов ТРИЗ, но они не используются широко практиками, так как в детском саду реализуются комплексные и парциальные сертифицированные программы, в которых рекомендуются другие развивающие технологии, а теория решения изобретательских задач, призванная максимально увеличить эффективность любой программы, уходит на второй план.

2) Есть приемы разрешения противоречий, но не систематизированы варианты задач для решения с детьми в рамках изучения образовательной программы ДОУ.

Целью нашей работы было развитие у детей представлений о противоречиях в окружающем мире и способах их разрешения.

Мы поставили следующие задачи:

  1. Учить детей находить противоречия в окружающем мире (сказках, литературных произведениях, в реальной жизни).
  2. Дать детям представления о приемах разрешения противоречий и возможности их использования для решения проблемных задач.
  3. Развивать у детей интеллектуальные способности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Развивать у детей в процессе поиска решений проблемных ситуаций личностные качества: компетентность, инициативность, самостоятельность, креативность, коммуникативность, а также навыки диалектического мышления, способность грамотно и правильно решать свои проблемы.
  5. Повысить педагогическую компетентность родителей по формированию по формированию талантливого мышления у детей.

Представляем систему игровых заданий и упражнений по развитию у детей среднего и старшего дошкольного возраста представлений о противоречиях окружающего мира.

1. Словесные игры по формированию у детей представлений о противоречивых свойствах предметов и явлений окружающего мира под девизом “Игры – каждый день”.

1.1. Игра “Хорошо – плохо”:

а) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов или явлений, не вызывающих у детей стойких ассоциаций;
б) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений в целом (полная характеристика);
в) выявление положительных и отрицательных свойств, качеств, функций предметов и явлений, вызывающих у детей стойкую ассоциацию.

1.2. Игра “Наоборот”:

а) использование слов – антонимов;
б) использование стихов и пословиц с обратным значением;
в) использование противоположной функции предметов или явлений.

1.3. Игры типа “Полезно – вредно”, “Нравится – не нравится”.

2. Сказочные задачи – разрешение противоречий и проблемных ситуаций в мире сказок.

2.1. Решение проблемных ситуаций по сюжету сказки;
2.2. Решение проблемных ситуаций по типу “если ли бы ты попал в сказку”;
2.3. Придумывание новых проблемных ситуации в известных сказках по типу игры “Теремок сказок”.

Основными подходами к реализации основной цели работы – развития у детей представлений о противоречиях в окружающем мире и способах их разрешения – являлись следующие:

1. Противоречия существуют вокруг нас в любом предмете или явлении. Для лучшего понимания детьми противоречий окружающего мира на всех этапах работы детям предлагались предметы и явления, сказочные задачи из 4-х областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.

2. Все задания детям, способы ознакомления с противоречиями и методами ТРИЗ по их разрешению преподносились детям в игровой форме, с использованием наглядного материала, дети выступали в роли активных участников, принимались все предложения детей.

3. Общение и взаимодействие с детьми строилось на следующих позициях:

– выслушивать каждого, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес детей;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”, “прекрасно”, “замечательно” и т.п.;
– учить детей возражать взрослому, друг другу, доказывая, аргументируя, отстаивая свою точку зрения;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью нового познания, открытия, радостью творчества, удовлетворенностью похвалой, самоутверждением, осознанием собственной значимости;
– поддерживать мотивы детей на участие в занятиях: самоутверждения, лидерства, личной пользы, помощи, общения, познания нового, созидания, игрового.

Каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе. Чтобы достичь максимального эффекта в этом, нужно использовать методы и приёмы, которые предлагает Теория решения изобретательских задач. Приступая к работе в средней группе по использованию в нашей работе ТРИЗ – технологии, мы решили провести диагностическое исследование, целью которого являлось выявить уровень понимания детьми противоположных свойств окружающих предметов и явлений и уровень выполнения игровых заданий двух широко известных тризовских игр. Детям предлагалось ответить на вопросы, поиграть в игру “Хорошо – плохо”

“Дождь – это хорошо, потому что…”, “Дождь – это плохо, потому что…”; “Гулять много–это хорошо, потому что…”, “Гулять много–это плохо, потому что…”

Поощрялся любой ответ, не было никакого давления на личность, любой ответ оценивался как успешный. Ответы детей поражали оригинальностью: “Дождь – это хорошо, потому что у меня новые сапожки и зонтик, всем покажу, что мне мама купила”; “Дождь – это плохо, потому что на улице много дождевых червяков на асфальте, а все торопятся, на них наступают и давят, мне их жалко”; “Гулять много – это хорошо, потому что можно и с друзьями на велосипеде покататься и с дедушкой на речку сходить, хорошо, когда никто домой не зовёт есть …”; “Гулять много – это плохо, потому что вот кончатся у тебя силы и упадёшь прямо на улице, а мне на танцы надо идти …”.

Уровень успешности определялся нами по количеству называния положительных и отрицательных вариантов к предложенному ребенку заданию.

Высокий уровень успешности предполагал не менее 6-ти вариантов ответов. Средний уровень – не менее 3-х, низкий – 1-2 варианта.

Результаты получились следующие: на начало учебного года никто из детей не оказался на высоком уровне (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Затем предложили вариант диагностической игры “Наоборот”, в которой ребёнок давал противоположное значение предложенным словам: много – мало, большой – маленький, день – ночь, тихо – громко, горячий – холодный, чистый – грязный, зима – лето, быстрый – медленный, далеко – близко, длинный – короткий.

Детям игра понравилась, они с удовольствием играли, задания были простые, но некоторые дети испытывали трудности. Уровень успешности по игре “Наоборот” определялся по количеству правильных ответов: от 1 до 3 – низкий уровень, от 4 до 6 – средний, от 7 до 10 – высокий уровень. Получили следующие результаты (диаграмма 2).

Результаты диагностики привели нас к выводу, что часть детей понимает, что в окружающем мире могут быть предметы и явления с противоречивыми свойствами, но многие не видели этих противоречий и не умели назвать противоположных значений слов. Мы начали реализовывать I этап разработанной системы работы через индивидуальные беседы, групповые занятия и организацию самостоятельной деятельности детей.

Детям предлагались словесные игры по формированию у детей представлений о противоречивых свойствах и явлениях окружающего мира. Работа велась под девизом “Игры каждый день”. Задания для детей мы подбирали в соответствии с той темой, по которой работали. Но не все дети были активны и раскрепощены.

По мере того, как дети понимали, что от них требуется, что взрослые с ними наравне и тоже играют, творят, пробуют, придумывают, у них появилась смелость в высказываниях, искорка в глазах оттого, что он придумал своё – новое и эта идея поддержана, одобрена, принята. Дети полюбили словесные игры “Хорошо-плохо”, “Наоборот”, которые вызывали частый смех, радостное настроение от неожиданных находок.

Лишь после этого перешли к следующему виду игр, где определяли положительные и отрицательные свойства уже в целом, где можно было дать любые характеристики выбранного предмета или явления. Вот примеры наших заданий.

Я и природа Тема “Лето”

Лето это плохо, потому что жарко, всегда пить хочется, а от холодного может горло заболеть.

Лето это хорошо, потому что можно купаться, загорать и т.п.

Я и предметы Тема “Транспорт”

Машина это хорошо, потому что на ней можно путешествовать даже в другую страну ехать.

Нет, машина это плохо она сломается в пути, и никуда ты не попадешь

Я и другие люди Тема “Мы все разные”

Много людей это хорошо, потому что не надо все самому уметь делать.

Много людей это плохо, потому что легко потеряться

Я и Я Тема “Мои чувства”

Мне подарили маленьких черепашек, поэтому у меня радость – и мне хорошо, я давно их хотел.

Мне подарили маленьких черепашек, но мне грустно – им наверное плохо без мамы и они хотят домой.

Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим. Эта игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает речь ребёнка, фантазию, умение принимать позицию другого человека, отличную от своей, уважать мнение другого. Мы затрагивали и такие понятия, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно, такие социальные понятия как “дружба”, “драка”, “жадина”. Это давало повод для решения конфликтных ситуаций, которые постоянно возникают у детей среднего дошкольного возраста.

Иногда использовали деление на команды: одна команда “Хорошо”, другая – “Плохо”. Тут уже шло соревнование: кто больше назовёт свойств. Таким образом, игра “Хорошо – плохо” учит находить и формулировать противоречивые свойства рассматриваемых предметов и действий. И нам удавалось использовать эту игру при изучении практически всех тем. Дети стали понимать, что в любом хорошем есть плохое, а в любом плохом – хорошее.

Большие возможности по развитию представлений о противоречивости окружающего мира предоставляет игра “Наоборот”. “Наоборот” позволяет понять, что каждый предмет или явление окружающего мира обладает противоположными свойствами, что позволяет ребёнку открыть “тайну двойного”.

Я и предметы Стол – стул; открывать – закрывать; сдвигать – раздвигать; ломать – строить.
Я и природа Жарко – холодно; сильный – слабый; пушистый – гладкий; опасный – неопасный.
Я и люди Взрослый – ребёнок; мальчик – девочка; старик – старушка; много – мало.
Я и Я Радостно – грустно, чистый – грязный; злость – доброта;

ссориться – мириться.

В своей работе мы использовали и варианты этих тризовских игр: “Полезно – вредно”, “Нравится – не нравиться”, “Удобно – не удобно”, “Опасно – не опасно”. Например: Нравится, что лиса рыжая, не нравится, что её далеко видно. Нравится что олень высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься. Собака не опасна, когда с ней играешь, она опасна, когда её дразнишь. Исходя из интересов детей мы, соблюдали наш девиз “Играем каждый день”. В конце средней группы мы провели заключительную диагностику.

Диаграмма 3

Диаграмма 4

В начале старшей группы мы перешли на II этап разработанной нами системы работы по развитию представлений о противоречивости окружающего мира – знакомство со сказочными задачами. Основными задачами были.

  1. Разрешение противоречий и проблемных ситуаций в мире сказки.
  2. Решение проблемных ситуаций по сюжету сказки.
  3. Решение проблемных ситуаций по типу “если бы ты попал в сказку”.
  4. Придумывание новых проблемных ситуаций в известных сказках по типу игры “Теремок сказок”.

Знакомясь с новой сказкой, перед детьми мы ставили задачу, которую необходимо решить для героев сказки, чтобы помочь ему. Например: как сохранить теремок и жить в нем всем вместе; как Колобку остаться живым и невредимым, но и спеть свою песенку лисе; как сохранить лисе свою избушку и не выгонять зайца. Вместе с детьми мы анализировали условия, т.е. находили то, что мешает достичь цели и придумывали разные варианты ее достижения. В работе с детьми в старшей группе уже стали возможны и коллективные формы работы, так как возросла произвольность поведения детей.

Для детей интересными было решение проблемных ситуаций по типу “если бы ты попал в сказку” (“Если тебя, Серёжа, поймала бы Баба Яга и хочет съесть, что будешь делать?”); придумывание в сказках новых ситуаций (Колобок встретил не лису, а Змей Горыныча; Красная Шапочка пошла в лес, а попала на болото …); перепутывание сказок (Буратино встретил Бабу Ягу…).

Мы пришли к выводу, что разработанная система использования игр, сказочных задач позволяет заложить основы для формирования представлений детей среднего и старшего дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира. Одновременно с развитием этого понимания, мы отмечаем, что повысился уровень произвольности поведения: дети стали более внимательны, активнее относятся к задачам умственного плана, научились принимать мнения других людей, хотя ещё трудно выслушивать эти мнения до конца.

Приложение 1