Дифференциация И–Ы. 1-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (539 кБ)


Цели: обобщить знания и закрепить навыки различия звуков “и” – “ы”.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

- закрепить понятия о механизме образования звуков “и” , “ы”;

- закрепить понятия о букве, звуке, слове;

- формирование навыка звукового анализа;

- закрепление словаря по теме “Птицы”;

- закрепление понятия множественного числа предметов;

коррекционно-развивающие:

- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

- развитие фонематического слуха на звуки “и” , “ы”;

- формирование фонематического восприятия.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать контроль за собственной речью и речью окружающих;

- поддерживать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать любовь к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, индивидуальные зеркала, клоуны Пих и Пых, артикуляционные профили звуков “и” и “ы”, предметные картинки с изображением птиц, мяч, индивидуальные карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто поздоровается с нами, отхлопав правильно слоговую структуру своего полного имени (логопед называет полные имена детей, а дети поочерёдно отхлопывают количество слогов в имени и садятся).

II. Постановка темы занятия.

- Ребята, сегодня на занятие в гости пришли два клоуна – Пих и Пых. Но вот проблема – я забыла, кого как зовут. Помогите мне это вспомнить. Чем отличаются их имена? (Гласными звуками)

- Какой по характеру Пих? (Веселый, радостный, мягкий)

- С помощью какого звука показана мягкость его характера? (Звука “и”)

- Пих в каком костюме? (В зеленом)

- А Пых какой по характеру? (Сердитый, твердый)

- С помощью какого звука показана твердость его характера? (Звука “ы”)

- Пых в каком костюме? (В синем)

- Сегодня наша цель на занятии – закрепить различие звуков “и” – “ы” в словах, научиться их правильно слышать.

III. Пальчиковая гимнастика.

- Для того, чтобы нам справиться со всеми учебными задачами, Пых и Пих принесли нам гимнастику для пальчиков.

Птички прилетели,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.

Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.

IV. Закрепление изученного. Сопоставление звука с буквой.

1. Закрепление оптического образа буквы И.

- Мы повторили 2 звука .Выберите тот звук, который обозначает мягкость согласных звуков.

- Попробуем составить из разных элемент букву, которая обозначает этот звук.

(Интерактивная доска. Дети составляют из элементов букву И).

2. Анализ артикуляции звука “и”.

- Посмотрим в зеркало и вспомним, как произносится звук “и” (слайд № 2):

рот улыбается,

губы раздвигаются,

язык за нижние зубы опускается,

воздушная струя проходит легко, длительно.

- Какой это звук? (Гласный)

- Почему он гласный?

- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)

- Какой буквой записываем? (И)

- Для чего служит звук “и” в слогах? (Для обозначения мягкости предыдущей согласной)

3. Анализ артикуляции звука “ы”.

- Произнесем звук “ы” перед зеркалом и объясним его артикуляцию (слайд № 3):

рот шире улыбается,

губы шире раздвигаются,

язык за нижними зубами,

воздушная струя проходит легко, длительно.

- Какой это звук? (Гласный)

- Каким цветом обозначаем в схеме? (Красным)

- Какой буквой записываем? (Ы)

- Для чего служит звук “ы” в слогах? (Для обозначения твёрдости предыдущей согласной)

4. Закрепление оптического образа буквы Ы.

- Составьте из 7 палочек букву Ы.

V. Развитие фонематического слуха.

- Поиграем в игру “Найди меня”:я называю гласные звуки, а вы при встрече гласного звука “и” поднимаете правую руку, а при встрече звука “ы” - левую руку.

и ы и ы и и ы и ы ы ы и ы

а э и у и ы о ы е и

VI. Звуковая разминка.

- Пих и Пых просят на одном выдохе прочитать гласные. Контроль за правильным дыханием – рука на животе.

А-Э-И-О-Ы

О-У-Ы-А-И

А-О-У-И-Ы

- Молодцы! А теперь слоги:

мы-ны-лы-ры

ми-ни-ли-ри

ты-ти-ды-ди

- Мальчики читают слоги Пыха, а девочки – слоги Пиха.

- Молодцы! Вспомним - что показывает гласный звук “и”?

- Что показывает гласный звук “ы”?

VII. Работа с паронимами. (Индивидуальные карточки, слайд № 4, 5, 6)

- Пих приготовил интересное задание. Прочитайте слова и подберите к ним картинку

- Смотрите, Пых стал еще грустнее, так как у него нет своих слов. Поможем Пыху данные слова превратить в свои:

- Прочитаем все слова парами. Какой вывод можно сделать?

- Правильно. Если изменить звук в слове, то меняется смысл.

VIII. Работа по развитию словаря. (Слайд №7)

- Молодцы! У Пыха поднялось настроение, и он нам задает загадку:

Одни поют на ветках
И в воздухе парят,
Другие в тесных клетках
Печальные сидят.

- Правильно, это птицы. Произнесите слово. Найдите мягкую согласную.

- Что служит для обозначения мягкости согласной?

- Как на письме мы покажем его мягкость? (Буквой И)

IX. Физминутка.

- Клоуны принесли нам мячик. Поиграем в игру “Одна-много”. Я называю одну птицу, а вы - много. Выделяете последний гласный звук. (Слайд № 8-15)

- И и Ы в конце слов-предметов указывают нам на множественное число.

- Какая из этих птиц не умеет летать? (Пингвин)

- А почему пингвины живут в Антарктиде - отдалённой части нашей Земли? (Пингвины любят только чистый воздух, а там, где он загрязнён, они погибают)

- Человек должен сделать всё, чтоб сохранить этих птиц!

X. Работа в тетрадях.

1. Чистописание.

- Покажем как летит птица между облаками – (рисуют волнистую линию в узкой рабочей строке).

2. Звукослоговой анализ. (Слайд №16)

- Помогите Пиху узнать птицу –

- Правильно. Это синица. Запишем слово схемой. Сколько слогов? (3)

- Ищем наши звуки и записываем буквами.

- Что вы знаете о синице? (Зимующая, желтогрудая, питается семенами, любит сало)

- Зимой этим птицам необходима наша помощь.

XI. Чистоговорки.

- Пих и Пых просят для закрепления произношения слогов с гласными звуками “и” и “ы” произнести (прочитать) чистоговорки (слайд №):

ли-лы-ли-веселые цапли

фы-фи-фы-быстрые грифы

кы-кы-ки-громкие кукушки

ны-ни-ны-смелые пингвины

- Хором.

- Я подняла руку – мальчики читают, опустила – девочки читают.

XII. Подведение итога.

- Какие звуки мы учились различать?

- Что показывает звук “и”?

- Что показывает звук “ы”?

XIII. Оценивание.

- Клоунам понравилась ваша работа. Они дарят вам на память свои портреты.

XIV. Домашнее задание.

- Нарисуйте предметы, в которых встречается звук “и” или звук “ы”.