Цели: обобщить знания и закрепить навыки различия звуков “и” – “ы”.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закрепить понятия о механизме образования звуков “и” , “ы”;
- закрепить понятия о букве, звуке, слове;
- формирование навыка звукового анализа;
- закрепление словаря по теме “Птицы”;
- закрепление понятия множественного числа предметов;
коррекционно-развивающие:
- развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха на звуки “и” , “ы”;
- формирование фонематического восприятия.
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать контроль за собственной речью и речью окружающих;
- поддерживать интерес к логопедическим занятиям;
- воспитывать любовь к окружающей природе.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, индивидуальные зеркала, клоуны Пих и Пых, артикуляционные профили звуков “и” и “ы”, предметные картинки с изображением птиц, мяч, индивидуальные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто поздоровается с нами, отхлопав правильно слоговую структуру своего полного имени (логопед называет полные имена детей, а дети поочерёдно отхлопывают количество слогов в имени и садятся).
II. Постановка темы занятия.
- Ребята, сегодня на занятие в гости пришли два клоуна – Пих и Пых. Но вот проблема – я забыла, кого как зовут. Помогите мне это вспомнить. Чем отличаются их имена? (Гласными звуками)
- Какой по характеру Пих? (Веселый, радостный, мягкий)
- С помощью какого звука показана мягкость его характера? (Звука “и”)
- Пих в каком костюме? (В зеленом)
- А Пых какой по характеру? (Сердитый, твердый)
- С помощью какого звука показана твердость его характера? (Звука “ы”)
- Пых в каком костюме? (В синем)
- Сегодня наша цель на занятии – закрепить различие звуков “и” – “ы” в словах, научиться их правильно слышать.
III. Пальчиковая гимнастика.
- Для того, чтобы нам справиться со всеми учебными задачами, Пых и Пих принесли нам гимнастику для пальчиков.
Птички прилетели,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
IV. Закрепление изученного. Сопоставление звука с буквой.
1. Закрепление оптического образа буквы И.
- Мы повторили 2 звука .Выберите тот звук, который обозначает мягкость согласных звуков.
- Попробуем составить из разных элемент букву, которая обозначает этот звук.
(Интерактивная доска. Дети составляют из элементов букву И).
2. Анализ артикуляции звука “и”.
- Посмотрим в зеркало и вспомним, как произносится звук “и” (слайд № 2):
рот улыбается,
губы раздвигаются,
язык за нижние зубы опускается,
воздушная струя проходит легко, длительно.
- Какой это звук? (Гласный)
- Почему он гласный?
- Каким цветом обозначаем в схемах? (Красным)
- Какой буквой записываем? (И)
- Для чего служит звук “и” в слогах? (Для обозначения мягкости предыдущей согласной)
3. Анализ артикуляции звука “ы”.
- Произнесем звук “ы” перед зеркалом и объясним его артикуляцию (слайд № 3):
рот шире улыбается,
губы шире раздвигаются,
язык за нижними зубами,
воздушная струя проходит легко, длительно.
- Какой это звук? (Гласный)
- Каким цветом обозначаем в схеме? (Красным)
- Какой буквой записываем? (Ы)
- Для чего служит звук “ы” в слогах? (Для обозначения твёрдости предыдущей согласной)
4. Закрепление оптического образа буквы Ы.
- Составьте из 7 палочек букву Ы.
V. Развитие фонематического слуха.
- Поиграем в игру “Найди меня”:я называю гласные звуки, а вы при встрече гласного звука “и” поднимаете правую руку, а при встрече звука “ы” - левую руку.
и ы и ы и и ы и ы ы ы и ы
а э и у и ы о ы е и
VI. Звуковая разминка.
- Пих и Пых просят на одном выдохе прочитать гласные. Контроль за правильным дыханием – рука на животе.
А-Э-И-О-Ы
О-У-Ы-А-И
А-О-У-И-Ы
- Молодцы! А теперь слоги:
мы-ны-лы-ры
ми-ни-ли-ри
ты-ти-ды-ди
- Мальчики читают слоги Пыха, а девочки – слоги Пиха.
- Молодцы! Вспомним - что показывает гласный звук “и”?
- Что показывает гласный звук “ы”?
VII. Работа с паронимами. (Индивидуальные карточки, слайд № 4, 5, 6)
- Пих приготовил интересное задание. Прочитайте слова и подберите к ним картинку
- Смотрите, Пых стал еще грустнее, так как у него нет своих слов. Поможем Пыху данные слова превратить в свои:
- Прочитаем все слова парами. Какой вывод можно сделать?
- Правильно. Если изменить звук в слове, то меняется смысл.
VIII. Работа по развитию словаря. (Слайд №7)
- Молодцы! У Пыха поднялось настроение, и он нам задает загадку:
Одни поют на ветках
И в воздухе парят,
Другие в тесных клетках
Печальные сидят.
- Правильно, это птицы. Произнесите слово. Найдите мягкую согласную.
- Что служит для обозначения мягкости согласной?
- Как на письме мы покажем его мягкость? (Буквой И)
IX. Физминутка.
- Клоуны принесли нам мячик. Поиграем в игру “Одна-много”. Я называю одну птицу, а вы - много. Выделяете последний гласный звук. (Слайд № 8-15)
- И и Ы в конце слов-предметов указывают нам на множественное число.
- Какая из этих птиц не умеет летать? (Пингвин)
- А почему пингвины живут в Антарктиде - отдалённой части нашей Земли? (Пингвины любят только чистый воздух, а там, где он загрязнён, они погибают)
- Человек должен сделать всё, чтоб сохранить этих птиц!
X. Работа в тетрадях.
1. Чистописание.
- Покажем как летит птица между облаками – (рисуют волнистую линию в узкой рабочей строке).
2. Звукослоговой анализ. (Слайд №16)
- Помогите Пиху узнать птицу –
- Правильно. Это синица. Запишем слово схемой. Сколько слогов? (3)
- Ищем наши звуки и записываем буквами.
- Что вы знаете о синице? (Зимующая, желтогрудая, питается семенами, любит сало)
- Зимой этим птицам необходима наша помощь.
XI. Чистоговорки.
- Пих и Пых просят для закрепления произношения слогов с гласными звуками “и” и “ы” произнести (прочитать) чистоговорки (слайд №):
ли-лы-ли-веселые цапли
фы-фи-фы-быстрые грифы
кы-кы-ки-громкие кукушки
ны-ни-ны-смелые пингвины
- Хором.
- Я подняла руку – мальчики читают, опустила – девочки читают.
XII. Подведение итога.
- Какие звуки мы учились различать?
- Что показывает звук “и”?
- Что показывает звук “ы”?
XIII. Оценивание.
- Клоунам понравилась ваша работа. Они дарят вам на память свои портреты.
XIV. Домашнее задание.
- Нарисуйте предметы, в которых встречается звук “и” или звук “ы”.