Цель:
- Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных зимой.
- Развивать мышление, умение наблюдать.
- Воспитывать любовь к природе.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Приветствие.
II. Мотивационный момент
– Сегодня, ребята, мы отправимся в гости… а к кому? Узнаем, ответив на вопрос. Послушайте стихотворение.
Наклонилась берёзка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Всё заснуло: и тёмные кочи,
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках.
– О каком времени года идёт речь?
– А как вы догадались?
– А еще, какие приметы зимы вы знаете?
– Ребята, а как вы думаете, куда нам надо
отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и
птицы. (В зимний лес.)
Открывается картина зимнего леса.
– Верно, а помогут нам в путешествии зимние месяцы.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
– Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это? (Январь)После Брата Января
Служить очередь моя
Помогают мне два друга:
Снежная метель да вьюга
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Декабрь. Я – первый месяц зимы – декабрь. Про меня говорят студень, шапка зимы. Под моим тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.
Январь. А я – Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега у меня в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.
Февраль. Ну а я, – Февраль – народное название лютый. Я злой, холодный, ветреный, не хочется уступать свои права. Я ведь последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! Начали подавать голоса птички. Весна наступает мне на пятки.
Январь. Зима прислала нас, чтобы мы проводили вас по лесным полянам, показали её владения.
– Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие. Но для этого нам нужно одеться.
III. Физкультминутка (имитация)
– Дружно надели валенки, шубки, шапки, завязали
шарфы. Встали на лыжи, надели рукавички … и пошли.
– Вот мы и добрались до леса.
IV. Продолжение
– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – следы зверей. Вон побежал заяц, из-за дерева выглянула лиса, рыщет серый волк.
– Наша с вами задача узнать, чьи это следы. (Соединим следы и животного)
Она спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Белка. На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.
– Найдём следы белки и соединим их с животным.
– А как белки приспособились к зиме?
У него нет берлоги,
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза “косые” – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши вовсе стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.
– Найдите след зайчика.
– Как заяц приспособился к зиме.
– Как вы думаете, а это чей след? Этого зверя в
зимнем лесу можно увидеть крайне редко. (Если
дети затрудняются предложить загадку.)
Под корягою в берлоге
Спит …. Как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосёт.
Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.
– Соединим следы и зверя который их оставил.
– А как медведь приспособился?
– А ещё какие животные поступают также, как
медведь. Впадают в спячку.
(Ёж.
Он как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.)
Хитрая плутовка
Рыжая головка
Хвост пушистый – краса
А зовут её ….
– О ком так говорят?
Лиса. А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле хитрее не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве. Что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.
– Как лисы приспособились к зиме?
– Найдите след лисы и соедините с животным.
– А чьи ещё следы похожи на след лисицы?
(Волк.
Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы конечно догадались?
Это злющий страшный …)
V. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо (руки вверх, вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос (показать на нос)
В речке стала вдруг вода
Не подвижна и тверда (прыжки на месте)
Значит надо не зевать (хлопки)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки)
VI этап
– Как подготовились к зиме звери в лесу мы
выяснили. А что у птиц? Где они зимуют?
– Попробуйте догадаться, о ком идёт речь.
В деревне есть часы такие,
Не мертвые, а живые,
Ходят без завода,
Он птичьего рода. (Петух)
(Картинка на доске.)
Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что пора?
Такая с ней морока,
А зовут её … (Сорока)
(Картинка на доске.)
Красные лапки,
Длинная шея,
Щиплет за пятки.
Беги без оглядки. (Гусь)
(Картинка на доске.)
– Ребята, не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна “лишняя”? Какая? (Сорока)
– А почему? О петухе и гусе позаботиться зимой хозяин. Мы же будем говорить о птицах, с которыми можем встретиться в природе.
– Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)
– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)
VII этап
– Зимушка-зима предлагает вам игру “НАКОРМИМ
ПТИЦ”.
ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли
здесь верно? (Белка – животное, ласточки зимой у
нас нет.)
УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.
– На кормушке остались птицы как их можно
назвать, одним словом? (Зимующие или осёдлые они
живут в нашей местности.)
VIII этап
Возьмите листы бумаги, на которых нарисованы птицы
Задание 1. Обведите тех птиц, которых мы можем
увидеть на кормушке.
Задание 2. Раскрасьте синичку и снегиря.
Задание 3. А что вы можете сказать о снегире?
IX этап
– Наше путешествие в зимний лес подошло к
концу. А чтобы оказаться дома, нам необходимо
ответить на несколько вопросов Зимушки-зимы.
– Назовите зимние месяцы? (Декабрь, январь,
февраль)
– Какие звери впадают в спячку? (Медведь, ёж)
– Назовите зверей, которые не делают запасов? (Заяц,
волк, лиса)
– Назовите одним словом птиц, которых мы можем
увидеть у себя на кормушке? (Зимующие, оседлые)
X этап
– Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина “Покормите птиц”)
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Спасибо!
XI. Рефлексия
– Ребята, покажите карточку, как вам было на занятии.
XII этап
За хорошую работу на занятии Зимушка-зима вам приготовила подарок. Это раскраска.
Задание: Найди спрятавшихся животных и раскрась их.