Сочинение по картине И.Е. Репина "Бурлаки на Волге"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели:

1. Познакомить с творчеством И. Е. Репина.

2. Развивать умение воспринимать содержание картины, её композицию, детали.

3. Формировать умение составлять художественное описание, выражать свои чувства от восприятия картины.

Техническое обеспечение: мобильный класс.

Использование средств ИКТ:

• программа Microsoft Power Point для создания презентации “Картина И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”;

• программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.

Ход урока

1. Орг. момент. Запись даты, темы урока в тетради для творческих работ.

2. Вступительное слово учителя о художнике (слайд 2), подготовка к восприятию картины.

3. Словарная работа. (Слайд 3)

Бурлаки - наёмные рабочие, использовавшиеся в качестве тягловой силы для транспортировки гружёных барж по рекам.

Подберите синонимы к словам:

- картина (полотно, холст);

- художник (автор, мастер, живописец);

- нарисовал (написал, изобразил, показал).

4. История создания картины (слайд 4, 5, 6).

Приложение 1

Используются слайды: 7, 8, 9, 10, 11.

5. Работа с репродукцией картины организовано под музыку русской народной песни “Дубинушка” (слайд 12).

Обратить внимание на внешний вид, позы людей, одежду; рассматривается природа, которая их окружает. (На картине изображено летнее небо, затянутое легкими облаками, песчаная отмель, раскаленная палящим солнцем. На втором плане справа тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю картину, справа налево, — ватага бурлаков, натужно, из последних сил тянущих судно. Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного.)

6. Беседа по содержанию картины.

• Первичное восприятие:

- Каково ваше впечатление от картины?

- Какие чувства она вызывает?

• Комплексный анализ под руководством учителя:

- Каков сюжет картины? (Что изображено на полотне, рассказывают ученики)

- Что такое композиция? (Это расположение деталей в пространстве. Основное в картине – люди, небо, гладь реки, песок)

- Что помогает художнику полнее передать мысль картины? (Пейзаж – прекрасная природа, яркое солнце, ясное небо – и люди, запряженные в петли-лямки)

(Слайды 14, 15)

- Какие цвета присутствуют на полотне? (Картина не пестрит красками: мастер очень вдумчиво выбирает цвет – желтый, голубой, розовый; но сколько оттенков у каждого цвета!)

- Какое настроение картины? (Картина пронизана глубокой и страстной верой в народ, его неисчерпанные силы, его будущее возрождение)

- Каковы особенности живописного полотна? (Мы видим противопоставление гармонии, красоты природы дикости, рабству, насилию человека над человеком)

Описание бурлаков. Слайды 17, 18 19.

Приложение 2

7. Работа с деформированным текстом по карточкам. Установите последовательность предложений.

1. Впереди – самые опытные и сильные бурлаки.

2. Во главе шествует Канин – коренастый богатырь с тряпицей, повязанной вокруг головы и открывающей высокий лоб человека-мыслителя.

3. С холста смотрят люди могучие, бодрые, несокрушимые.

4. На картине изображена ватага бурлаков, из последних сил тянущих судно.

5. В угрюмом молчании налегли они на свои лямки.

6. По левую руку от Канина всей тяжестью своего тела наваливается на лямку Илька-моряк, смотрящий исподлобья внимательными глазами в упор на зрителя.

7. Пусть солнце нещадно обжигает им лица, пусть кожаная петля натирает грудь, пусть вместо одежды – лохмотья, каждый из этих одиннадцати людей на картине по-настоящему красив.

8. Привлекает внимание своим горячим нетерпением самый молодой парнишка – Ларька – в лохмотьях выцветшей рубахи и с крестом на груди.

9. Одиннадцать человек, запряжённых в лямки, шагают по раскаленному, ярко-желтому песку.

(Ответ: 4, 9, 1, 5, 2, 6, 8, 3, 7)

8. Подготовка к написанию сочинения. Слайды 20, 21.

- Какое впечатление производят люди, изображенные на картине И. Е. Репина?

9. Работа по составлению плана.

План.

1. Художник, создавший картину.

2. Описание бурлаков (выражение лица, одежда, позы).

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

10. Устное описание картины по составленному плану.

11 .Самостоятельное написание сочинения.

Перед написанием ещё раз обратить внимание на картину. Очень важно, чтобы чувства, которые переживал художник, смогли пережить и учащиеся.

12. Итог урока.