Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель:

Показать многообразие древних пресмыкающихся, их уникальные особенности и причины, позволившие им долгое время быть владыками суши, затем быстро исчезнуть.

  • Образовательные: формировать представление у учащихся о жизни динозавров на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи в природе.
  • Развивающие: развивать воображение учащихся и наблюдательность, мышление и познавательную активность.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её природы.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя:

Ученые условно разбили историю Земли на геологические эры (демонстрируется хронологическая таблица). В частности, “средняя эра” (мезозойская) продолжалась почти 160 миллионов лет.

На суше в мезозое развивались пресмыкающиеся. Первые из них появились около 285 млн. лет назад.
Какая группа рептилий господствовала на Земле в конце палеозоя?
Кто были их предками?
Кто пришёл им на смену? (Гипотезы учащихся.)

Проблемная ситуация

В мезозое зверозубых ящеров вытеснили представители чешуйчатых – динозавры. Не так давно учёные выяснили, что они были довольно активными животными, что и позволило им стать господствующей группой и поддерживать своё владычество почти 200 млн. лет. Сегодня мы узнаем причины их господства.
Кто это такие “ужасные ящеры”?

I. Совместное открытие знаний

Учитель: И так мы предположили, что предками древних пресмыкающихся были земноводные.

Давайте, это аргументируем.

Из перечисленных признаков выберите те, которые характерны и для земноводных и пресмыкающихся. (Ответ: в, д, е, з)

а) внутреннее оплодотворение;
б) кожа покрыта роговой чешуёй;
в) два круга кровообращения;
г) грудная клетка;
д) пятипалые конечности;
е) в сердце смешанная кровь;
ж) защита тела от высыхания;
з) холоднокровные;

Из оставшихся признаков заполните схему, что бы выяснить, какие приспособления позволили древним пресмыкающимся освоить сушу (схема на доске, можно на магнитной.)

Дополнения учителя:

Пресмыкающиеся стали абсолютными хозяевами в экосистемах суши.

Прежде чем это случилось, предки пресмыкающихся прошли бесконечную вереницу мельчайших наследственных изменений. Естественный отбор сохранял те из них, которые позволяли выжить и оставить больше потомков.

У пресмыкающихся выработались приспособления, необходимые для размножения и выживания на суше. Вместе сними изменялись и те системы, которые отвечают за перемещение и ориентацию на суше:

Во-первых хрящи черепа и конечностей, заменились костями. (Проблема притяжения.)

Во-вторых, позвоночник разделился на 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

В-третьих челюсти стали вытянутыми для захвата пищи.

В-четвёртых, усилились функции органов чувств.

Первые пресмыкающиеся, еще похожие на хвостатых земноводных, отличались от них активным перемещением по суше. Термин “динозавр” происходит от греческого “deinos”, что значит “ужасный” и “sauria” – “ящер”, то есть “ужасный ящер”. Они были огромные.

Как вы думаете почему динозаврам, выгоднее иметь большие размеры? (дети предполагают, что легче защаться от врагов и т.д.)

Учитель проводит опыт:

В два сосуда большой и маленький наливается горячая вода.

Как вы думаете, какой сосуд быстрее остынет? (Дети говорят, что тот который меньше.)

А отличается ли температура, днем и ночью? (Дети отвечают, что ночью прохладнее.)

Вывод: огромная масса тела помогала динозаврам, сохранять активность при незначительнойм снижении температуры.

Работа с информативным материалом в течении 4-5 мин.

Приложение 1

Ребятам выдается информационный материал, в котором они отмечают карандашом:

(+) уже знал; (-) не согласен с текстом;
(v) новая информация; (?) материал не понятен.

Вернёмся к опыту: какой из сосудов до сих пор остался теплым? Почему?

Вывод: динозавры не были теплокровными, но за счет своих размеров оставались постоянно теплыми – просто не успевали остыть за ночь!

Демонстрация фото динозавров с использованием мультименийного проектора, коментарии учителя:

Приложение 2

Отличаясь большим весом и громадными размерами, некоторые вынуждены были большую часть времени проводить в воде, где тело теряет часть своего веса (диплодоки, брахиозаврыи т.д.). На ногах были огромные когти , ими житель прибрежной полосы бронтозавр, цеплялся за дно. В глубокой воде они продвигались вперёд, отталкиваясь от дна передними лапами с когтями и используя хвост в качестве своего руля. Ноздри располагались у них на макушках, чтобы ящеры могли дышать, когда все тело находится под водой. Кроме этого вода спасала этих животных от наземных хищников.

Древние ящеры заняли не только водную, наземную, но и воздушную среды. Это, например птерадонты – гиганские, летающие пресмыкающиеся.

Челюсти удлиненные с роговым клювом. Крылья сильные и длинные в размахе до 8–9 м, позволяющие поворачивать в полёте и пикировать. Рыбоядные хищники, обитали на побережьях.

– Чем отличаются зверозубые ящеры от всех изученых нами пресмыкающихся? (Дети отмечают особенность зубов.)

Зверозубых считают предками более высокоорганизованных позвоночных – млекопитающих.

II. Закрепление

Задание 1

Расскажите об образе жизни (наземный водный, полуводный) и типе питания(растительноядный, полотоядный) этих вымерших рептилий.

Задание 2

Какие особенности строения полезны в воде, а какие в воздухе?
(заполнение таблицы с использованием условных обозначений:

++ очень полезны
+ полезны
0 необязательны)

Особенности строения

Полезны в воде Полезны в воздухе
Торпедообразное тело ++ +
Машущие плоскости горизонтальные + ++
Машущие плоскости вертикальные + 0
Облегчённый скелет 0 ++
Гибкость тела ++ -
Плавательный пузырь ++ 0
Усиленный обмен веществ + ++

Динозавры и зверозубые ящеры не дожили до наших времен, они вымерли. В чем кроются причины вымирания? (Дети высказывают массу гипотез)

Учитель с ребятами подводит итог этих причин:

За короткий период истории Земли исчезали динозавры и другие гиганские пресмыкающиеся, а разнообразие видов морских организмов сильно сократилось, причём повсеместно и очень быстро. Астрономы допускают, что причиной этих событий могло быть столкновение крупного космического тела с нашей планетой. Палеонтологи предполагают, что вымирание гигантских ящеров и крушение морских экосистем имели разные причины и их надо искать в истории развимтия жизни на Земле. Образование травянистого покрова сократило смыв питательных веществ с суши в океан. Из-за этого пострадали производители органического вещества в морских экосистемах-водоросли, а затем и потребители- морские животные.Гигантские ящеры утратили способность приспосабливаться к изменению условий и вымерли при первом легком похолодании.Их место заняли млекопитающие и птицы- животные с более совершенным типом обмена веществ, поддержанием постоянной температуры тела и заботой о потомстве.

Вывод урока: Давайте вспомним какая была цель урока? Сделайте вывод по сегодняшней теме.

Вывод: древние пресмыкающиеся произошли от древних хвостатых земноводных, это доказывает большое сходство в их строении. Динозавры – группа рептилий, населявших Землю от 200 до 65 млн.лет назад. Обмен веществ у них был более активным, чем у других пресмыкающихся, потому что в тёплом климате того времени им не нужно было много есть чтобы разогреться.Разные виды приспособились использовать различную пищу, местообитание и технику передвижений. Но из-за ряда причин, произошло великое вымирание. Млекопитающие и птицы оказались лучше приспособлеными к новым условиям и пришли на смену вымершим животным. Их предками считаются зверозубые ящеры.

Домашнее задание

Подготовить сообщение о вымерших рептилиях.