Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для знакомства учащихся 9-х классов с профессией изготовитель художественных изделий из дерева и общих для группы родственных профессий, резчик по дереву, выжигальщик по дереву, художник росписи по дереву.
Основой целого данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых является художественная обработка дерева и овладение начальными профессиональными навыками художественной обработки дерева.
Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 17 часов.
Задачи курса.
- Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности;
- Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- Ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
- Развитие художественных и творческих способностей учащихся;
- Привитие любви к народным традициям;
- Формирование технологической и художественной культуры;
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- Основные виды декоративно-прикладного искусства, относящихся к художественной обработке материалов;
- Материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
- Правила организации рабочего мечта и требование безопасности труда;
- Общие принципы художественного проектирования и конструирования;
- Мотивы образования и технику геометрической резьбы;
- Знать виды резьбы;
- Знать свойства и породы древесины;
Учащиеся должны уметь:
- Рационально организовывать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
- Планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
- Уметь правильно подбирать материалы и заготовки для практических и учебных работ;
- Затачивать простейшие режущие инструменты;
- Правильно размечать резное поле;
- Составлять орнамент и разные композиции;
- Владеть техникой геометрической резьбы и ее подвидов;
- Выполнять простые творческие проекты.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:
- Программы;
- Учебного пособия;
- Рабочей тетради для учащихся;
- Методического пособия для учителя;
Для реализации содержания данной программы применяются следующие методы обучения:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Объяснительно-иллюстративные;
Учебно-тематический план
№ |
Наименование раздела |
Лекции |
Практика |
Всего |
Количество часов |
||||
1. |
Охрана труда |
1 |
- |
1 |
1.1 |
Виды инструктажей по технике безопасности |
1 |
- |
1 |
2. |
Основы культуроведения |
1 |
- |
1 |
2.1 |
Роль культуры, техники и технологии в развитии общества |
1 |
- |
1 |
3. |
Технология художественно-прикладной обработки древесины |
6 |
9 |
15 |
3.1 |
Школа столярного искусства |
2 |
2 |
2 |
3.2 |
Домовая резьба |
2 |
4 |
6 |
3.3 |
Плосковыемчатая резьба по дереву |
2 |
3 |
5 |
|
Итого |
8 |
9 |
17 |
Содержание программы
1. Охрана труда: 1ч.
1.1. Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности: 1ч.
2. Основы культуроведения: 1ч.
2.1. Понятие культуры. Роль культуры в развитии общества. Формы культуры: физическая, духовная, материальная. Категории материальной культуры: архитектура, техника и технология как категории материальной культуры. Роль техники и технологии в современном обществе. Тенденции развития техники и технологии.
3. Технология художественно-прикладной обработки древесины: 15ч.
3.1. Школа столярного искусства: 4ч.
Основы материаловедения. Заготовка пиломатериалов. Строение, текстура древесины. Текстура древесины и ее декоративные свойства. Организация рабочего места, оснащение, подготовка к работе. Устройство и безопасные приемы работы ручными и столярными инструментами, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание, отделка. Применение ручных электрофицированных инструментов для обработки древесины. Правила наладки и безопасные приемы работы. Подготовка технологической и графической документации. Составление эскизов, чертежей, технологической карты. Выполнение столярных операций в соответствии с требованиями технологической и графической документации. Контроль качества изделий.
3.2. Домовая резьба: 6 ч.
Народные традиции в домовой резьбе. Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, комбинированная, и ее применение в наружном и внутреннем декоре дома. Организация рабочего места. Технология пропильной (сквозной) резьбы. Применение ручных и электрофицированных инструментов. Соблюдение правил безопасной работы, отделка элементов готовых изделий и ее виды: морение, тонирование, окраска.
3.3. Плосковыемчатая резьба по дереву: 5 ч.
Плосковыемчатая (геометрическая) резьба и ее подвиды: контурная, скобчатая, морщинистая, комбинированная.
Декоративные особенности резьбы. Элементы геометрической резьбы. Приемы и последовательность разметки резного поля и орнамента. Приемы построения геометрических фигур, орнаментов, композиций. Техника резьбы. Инструменты. Приемы работы «на себя» и « от себя».
Правила безопасности резчика по дереву. Резьба учебно-тренировочных липовых досок. Составление композиции из сколышков, ромбов, бусинок, сот, треугольников, скобчатых подрезок, розеток. Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы отделки. Технология внутренней отделки шкатулок бархатом, бархатной бумагой.
Используемая литература
Для учителя:
- Афонькин С.Ю. «Орнаменты народов мира». СПТ Кристалл, 1988 г.
- Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» М: Высшая школа, 1992г.
- Бузинов М., Потапов Г. «Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие» М: Антика, 1988 г. 207 стр.
- Максимов Ю.В. « У истоков мастерства», М: 1983 г.
Для учащихся:
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции» М: 1999 г.
- Прозоровский Н.И « Технология отделки столярных изделий. Практическое пособие» М: Высшая школа, 1991 г.
- Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба М: Нива, 1994 г.
- Левин Л.П. «Резьба по дереву. Учебное пособие для учащихся профессионально-художественных учебных заведений» М: 1957 г.