Фенологические наблюдения — весна

Разделы: Работа с дошкольниками


Неживая природа

1. Отметить, какие изменения произошли в природе: дни стали длиннее, теплее, ярче светит солнце, небо голубое и т.д.

Загадка

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает – когда это бывает?
Художественное слово

Т. Прописнова

Почему всё изменилось?
Почему всё заискрилось,
Засмеялось и запело?
Ну, скажите, в чём тут дело?
Это так легко понять:
К нам весна пришла опять!

2. Март– месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет. В марте кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно.

Познакомить детей с приметами и поговорками:

  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • С марта весна открывается.
  • В марте с крыш капает, но за нос мороз еще крепко цапает.
  • Март-марток велит надевать семеро порток.
  • Март неверен: то плачет, то смеется.

3. Предложить детям подумать, почему март раньше называли:

  • капельником (припекает солнышко, тает снег на крышах и «капели в марте запели»)       
  • протальником (быстрое снеготаяние и появление на земле первых проталин и прогалин)
  • утром весны и утром года, порой воробьиных драк и синичьих песен (пробуждается от зимнего сна природа)
  • ветроносом (за свист холодного ветра, который «везде суёт свой нос»)
  • весновеем и зимобором (весна с зимой борется)

4. Март. День за днем.

1 – новичок, день рождения весны снежной.

6 – весновей, вестник теплых дней.

13 – солнечник, капельник. Если дождь, быть лету доброму.

14. Евдокия Плющиха. Снег подтаивая, сплющивается. Каков день, таково и лето.

17. Герасим Грачевник. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.

21 – день весеннего равноденствия.

22. Вторая встреча весны. День массового прилета птиц.

30 – солногрей, водотек. Если тепло, то и весна будет теплой.

5. Познакомить детей с народными названиями апреля:

  • березень – начало цветения берез;
  • капризник, обманщик (за непостоянство погоды, её изменчивый характер. «По- своему погодой распоряжается»)
  • капельник (тает снег и капает с крыш)
  • снегогон, снеготок (куда ни кинь взгляд, везде вода)
  • ледолом (на реках, озёрах тает и ломается лёд)
  • месяц живой воды (реки освобождаются ото льда)
  • парильник (первенец года с положительной средней температурой воздуха)
  • птичий месяц (массы перелетных птиц возвращаются из теплых краев на родину, несут на своих крыльях весну)
  • солнечный месяц (много солнечных дней)

6. Поговорки, пословицы, присловья.

Апрель открывает ключи и воды.

Апрельский цветок ломает, а то и ледок.

Апрельский скворец – весны гонец.

Не ломай печей, еще апрель у плечей.

Апрель водою славен, почками красен.

7. Апрель. День за днем.

1 – прилетают первые коршуны.

4 – начинают урчать лягушки.

7 – Зимобор, весна зиму поборола. Третья встреча весны. Каков день, таков и конец месяца.

10 – вылетают шмели, комары-кусаки.

21 – массовое появление лесных муравьев и бабочек-крапивниц.

8. Май – самый бурный весенний месяц, период расцвета всего живого.

Поговорки, пословицы, присловья.

Первый гром весною – признак наступающего тепла.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Цветы сильнее пахнут перед дождём.

Познакомить детей с древнеславянскими названиями мая:

  • травень, цветень (самый зелёный месяц)
  • листопук («лист» и «пук травы», так как в это время на деревьях появляются молодые листочки, а землю покрывают густые травы.)

День за днем

2 – если начало мая тёплое – в конце будут холода, и наоборот.

8 – прилёт певчих птиц стаями на родину.

21 – день с дождями – гриб пойдёт полками.

29 – зацвела рябина – наступит тепло.

9. Наблюдение за ручейками. Измерить глубину ручейков в разных местах. Рассмотреть, что несут ручейки, откуда и куда текут. Какие они?

Загадки.  

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной.

Сквозь лёд и снег он первым начинает бег.

Художественное слово Т. Прописнова

Первой проснулась капель озорная
И зазвенела, весну закликая.
Следом за ней голубой ручеёк
Скрипочку взял и наладил смычок.

10. Наблюдение за солнцем. Весной солнышко стало греть сильнее.

Предложить детям потрогать руками предметы, нагретые его лучами: скамейку, подоконник, рукав пальто.

Художественное слово

А. Говоров

Утром холоду назло
Красно солнышко
Взошло,
В сад
И в поле,
В луг, и в лес
На глазах вбежало.
Даже дом
Прогрелся весь
С крыши до подвала.

Наблюдение за местоположением солнца утром и днем.

Обратить внимание детей на время восхода и захода солнца.

Наблюдения за длительностью светового дня и ее последовательным изменением. Фиксировать в схеме-модели увеличение световой части суток.

Художественное слово

В. Берестов

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!
А. Говоров
А вечер – и гас и не гас,
Был светел, как будто сказка.

А. Кольцов

Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит.

И. Никитин

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.

11. Солнышко выглянет, сугробы заискрятся, как в сказке.

Рассмотреть с детьми тонкую ледяную корку – кружево. Какая она? (тонкая, прозрачная, хрупкая и т.д.).

12.Игра с солнечными зайчиками «Догони!». Рассмотреть движение солнечного зайчика, обсудить, как он получается.

Скачет, как мячик,
Солнечный зайчик,
Вверх – вниз
Со стола – на карниз.
Зеркальцем взмахну –
Побежит к окну…

13. Наблюдение за снегом: рыхлый, тёмный, зернистый, грязный, тяжёлый. Почему снег становится грязным? Рассмотреть цвет снега в тени и на солнце. Одинаковый ли он?

14. В солнечные дни проводить наблюдения за небом, облаками. Показать детям красоту весеннего неба, белоснежных облаков, яркого солнечного дня.

Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

В марте в небесной синеве появляются первые кучевые облака.

Спросить, на что они похожи?

Примета: «Синие облака в апреле к теплу и дождю»

Художественное слово.

Е. Баратынский

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

А. Плещеев

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Загадка:

По морю голубому
Гуси белые плывут.

15. Наблюдение за тучами. Какие они? (тёмные, дождевые, низкие, хмурые и т.д.)

Художественное слово А. Говоров

– Уходите, тучи, прочь,
Хватит грязь
С утра толочь.
Солнышку пора работать,
Вас уже терпеть невмочь.

Загадка.

Нахмурится,
Насупится,
В слезы ударится,
Ничего не останется.

16.Наблюдение за ветром

Если ветер холодный, с севера – все вокруг скует мороз. Ветер со скрипом раскачивает деревья, швыряет в окна снег. Если ветер с юга – то оттепель, осадки. С помощью простых приборов (чашечного ветромера, флюгера, ветроуказателя) определить силу ветра и направление.

Загадка.

Кто взобрался
Выше крыши,
Сел на спицу
И вертится?..
Всем, кого интересует,
Говорит,
Откуда дует.

Примета. Воробьи летают стайками с места на место – перед сильным ветром.

17.Наблюдение за появлением проталин. Где раньше появляются проталины? Почему вокруг деревьев с тёмной корой проталины больше? Отчего под ёлками не бывает проталин?

Художественное слово.

Снежную шубу снимает зима,
На взгорках крутых подсыхает земля.

18. Капель. От солнечных лучей в полдень поет песенку мартовская капель.

Послушать, как звенит капель.

Опыт. В солнечный день поставить по ведру под сосульки на солнечной и теневой стороне. Где больше набралось воды? Почему?

Художественное слово.

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

Е. Благинина

Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.

19.Наблюдение за сосульками. Они красиво сверкают на солнце.

Какая сосулька? (прозрачная, холодная, скользкая, хрустальная, хрупкая, звенит, когда разбивается, а в комнате тает)

Понаблюдать, где больше вырастет сосулек: на солнце или в тени.

Почему сосульки растут только днём и в холодную погоду?

Художественное слово

А. Кондратьев

Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому настала слякоть,
И потому опять в галошах ты.

Загадка.

Кто там с крыши надо мною
Нависает в холода?
У кого это весною
С носа капает всегда?

20.Понаблюдать, где снег тает быстрее, где медленнее. Почему? Какой снег тает быстрее – чистый или грязный?

Опыт: раскапывание снега с целью определения количества оттепелей в течение зимы.

Художественное слово.

Ю. Семендер

Сугробам
Солнце – главный враг,
Они готовы
Спрятаться в овраг.
Они с тревогой
Утро ожидают,
Они под солнцем
Тают, умирают.

21.Оттепель: изменение цвета и плотности снега.

Художественное слово.

Возле дома деревце
Все белым-бело.
Снег сегодня лепится –
Оттепель, тепло…

22. Понюхать, как пахнет весна. Чудесный аромат пробудившейся природы наполняет воздух. Воздух чист, прозрачен. Это невидимое сокровище и его ничем не заменишь.

23. Лужи. Утром они затянуты льдом, который можно легко разбить. Днем лужи тают.Стало много луж. В них отражаются предметы, облака, деревья.

Художественное слово

И. Звягинцева

В ручьях на дороге
Купается солнце,
Ныряет в канавы
На самое донце.

***

После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.

Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплескивая свет,
Отражение дрожало.

Опустить в лужу щепочку и камень. Что с ними случилось и почему?

24. Наблюдение за дождем.

Рассказать, что весной дождик веселее, чем осенью.

Объяснить, что дождик нужен растениям, ведь все они сейчас очень быстро растут.

Художественное слово

В. Осеева

Дождики, пролитые
На поля,
Ваши капли чистые
Пьёт земля,
Пьёт и поит зёрнышки,
Словно мать,
Чтобы людям хлебушка
Больше дать.

Загадка

Тучка-плакучка
По небу плывёт.
Кто-то опять нам
Гулять не даёт.

Поговорка. Апрель с водой, а май с травой.

Пословица. Весенний дождь лишним не бывает.

25. Послушать, как гремит первый гром. Грозы и дожди чаще бывают в мае. Они полезны для распускающейся зелени.

Художественное слово

Ф. Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Загадка. 

Заревел вол
На сто гор,
На тысячу городов.

26. Радуга ─ радостная, чудесная дуга. Радуга всегда далеко, далеко. Рассмотреть семь цветов радуги.

Загадка.

Через поля, через луга
Встает нарядная дуга.

Попробовать в солнечный день сделать радугу самим. Полюбоваться этим чудом.

Рассмотреть радугу, когда солнечные лучи проходят сквозь капли воды. Какие цвета радуги выделяются?

Посмотреть на радугу через стекла разного цвета, узнать какие цвета «похищает» стекло.

27. Предложить осмотреть участок. Отмечать изменения: где быстрее тает снег, высохли лужи, появилась трава.

Приложение № 1. Растительный мир

Приложение № 2. Труд в природе