Набор и редактирование текста. 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока:

  • рассказать учащимся о преимуществах компьютерного текста перед рукописным и машинописным текстами;
  • познакомить детей с понятием редактирования компьютерного текста, а также со способами хранения компьютерного текста.

Задачи урока:

Образовательные:

  • расширить кругозор учащихся;

Воспитательные:

  • умение рационально организовывать свою работу;
  • воспитание эстетики работы;
  • воспитание уважения к окружающим людям

Развивающие:

  • развитие творческого мышления на основе анализа;
  • развитие интереса к данной теме

Методы: беседа, индивидуальная практическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

II. Знакомство с новым материалом.

Что такое текст?

  • Что такое тема и основная мысль?
  • Какие признаки текста вы знаете?
  • Какие типы речи вы знаете?
  • Расскажите о нормах построения текста (основные требования к содержанию текста).

Правила набора текста на компьютере:

  • Слово – набор любых символов между пробелами;
  • Абзац – набор слов между символами конца абзаца. Новый абзац получается, если нажать клавишу <Enter>. Чтобы посмотреть, как выглядит этот символ, можно нажать на на панели инструментов кнопку. Так же выглядят символы конца абзаца. Это непечатаемые символы и на бумаге их не будет.
  • Перенос текста по строкам происходит автоматически, поэтому клавишу <Enter> надо нажимать только в конце абзаца.
  • Между словами ставим только один пробел.
  • После таких знаков препинания, как точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки обязательно ставится пробел, перед ними – нет!
  • Перед и после дефиса пробелы не ставят, а вот тире обязательно в пробелах. Например, “кое-как” пишется без пробелов, а “Зенит – чемпион!” с пробелами и компьютер даже может сам из короткой черточки сделать длинное тире, если такая замена установлена в настройках.
  • Текст, взятый в кавычки или скобки, не отделяется от них пробелами. Пример в предыдущем и следующем пунктах.
  • Римские цифры набираются латинскими заглавными буквами. Переход на латинский шрифт мы знаем (либо клавишами <Ctrl>+<Shift>, либо кнопкой переключения языка на Панели задач – внизу справа Ru/En).

Теперь мы будем редактировать готовый текст, в котором много ошибок. Но для этого надо научиться исправлять ошибки.

Удаление символов. Для удаления символов используются две клавиши: <Delete> и <BackSpace> На клавиатуре клавиша <BackSpace> выглядит так << — > Клавиша <Delete> удаляет по одному символы, стоящие справа от курсора, клавиша <BackSpace> слева от него. Чтобы удалить группу символов, их следует выделить и нажать любую из этих двух клавиш.

Выделение элементов текста.

 

Выделяемый элемент Методика выделения
Произвольный фрагмент Ставим курсор в начало выделяемого фрагмента. Нажимаем левую кнопку мыши и тащим курсор по тексту до конца выделяемой области.
Слово Двойной щелчок левой кнопкой мыши внутри выделяемого слова
Строка Одинарный щелчок левой кнопкой мыши в области выделения – левое поле на странице текста напротив нужной строки. Указатель мыши принимает на нем вид o .
Несколько строк Нажимаем левую кнопку мыши и протаскиваем мышь в области выделения.
Предложение Одинарный щелчок левой кнопкой мыши при нажатой клавише <Ctrl>
Абзац Тройной щелчок внутри абзаца.

III. Упражнения на построение текста.

Поставьте, ребята, предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

Малыши готовятся к встрече Нового года. Наступила зима. Ребята катаются на санках, лыжах и коньках. Выпал первый снег.

Мы сказали о том, что предложения в тексте должны располагаться в определенном порядке, чтобы не нарушалась логика высказывания. А какие еще нормы должны соблюдаться при построении текста? Сейчас мы вспомним виды ошибок, их условные обозначения и разгадаем кроссворд.

Г – грамматические ошибки

Р – речевые ошибки

? – непоследовательность

Ф – фактические ошибки

V – пунктуационные ошибки

П – повтор

I – орфографические ошибки

- Какое слово получилось у нас по вертикали?

- Кто это? Что он делает?

Определение толкования слова “редактор” в словарях по Интернету на сайте www.gramota.ru

Учитель: Теперь назовите, ребята, еще профессии, связанные с набором или редактированием текстов на компьютере. (Дети называют профессии: журналист, секретарь, корректор)

Учитель: Сейчас вам предстоит побыть в роли редакторов, исправляя на компьютере предложенный текст, но сначала вспомним с вами некоторые клавиши редактирования текста на компьютере. Что будет происходить с текстом, если мы будем нажимать следующие клавиши

Давайте сравним рукописный текст и компьютерный. Вспомните, что вы делаете, когда пишите в своих тетрадях и допускаете ошибку?

Вы исправляете ошибку, но следы даже очень аккуратного исправления будут все равно заметны. И чем больше исправлений, тем более некрасиво выглядит рукописный текст. А в компьютерный текст можно вносить исправления столько раз, сколько требуется, причем следов исправлений не остается. В рукописном и машинописном текстах невозможно поменять местами слова, а в компьютерном тексте поменять местами можно и слова, и даже предложения.

Запишите, пожалуйста, определение: редактирование текста - это действия по исправлению ошибок и изменению содержания компьютерного текста.

Компьютерный текст хранится в памяти компьютера и в любой момент может быть распечатан при помощи специального печатающего устройства - принтера. Количество печатных копий текста может быть неограниченным, и все копии будут одинаковыми (в отличие от рукописных копий).

Какие мы можем сделать выводы, сравнивая удобство работы с компьютерным и рукописным текстами? (С появлением компьютера в широком использовании процесс создания и размножения длинных текстов заметно упростился. Кроме того, компьютерные тексты можно редактировать)

Но чтобы создавать компьютерные тексты, вы должны запомнить основные правила:

  • cтрочные буквы, цифры и знаки "-", "=",  "." (точка) набираются простым нажатием клавиши;
  • прописные буквы, знаки на цифровых клавишах, а также "_", "+", и "," (запятая) набираются при нажатой клавише Shift;
  • между словами ставится один пробел;
  • знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяются пробелом от слова, за которым стоят, скобки и кавычки также присоединяются к выделяемым словам без пробела;
  • чтобы набрать текст с новой строки, используется клавиша Enter.

Как же воспользоваться этим правилом на практике? например, чтобы вставить пропущенные буквы, необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши на месте вставки и ввести недостающие буквы, нажимая соответствующие клавиши на клавиатуре. Чтобы стереть лишний символ, щелкните левой кнопкой мыши за удаляемым символом и нажмите клавишу Backspace. Чтобы перевести курсор на новую строку, щелкните левой кнопкой мыши в конец имеющейся строки и нажмите клавишу Enter.

IV. Практическая работа.

Задание. Ввод и редактирование текста в программе Блокнот.

    1. Запустите программу Блокнот.
    2. Наберите слово баран.
    3. Вставьте недостающие буквы, чтобы получилось слово барабан.
    4. Сотрите в слове барабан лишние буквы, чтобы получилось слово араб
    5. Переведите текстовый курсор на новую строку.
    6. На новой строке наберите слова борона , облако. Исправьте их на ворона и яблоко.
    7. Найдите на клавиатуре клавиши управления курсором. Их можно использовать при перемещении курсора по тексту. Переместите курсор в начало, а затем в конец строки
    8. Переведите текстовый кусор на предыдущую строку используя клавиши управления курсором
    9. На новой строке напечатайте словосочетания река Волга, озеро Байкал, планета Марс, поэт А.С. Пушкин.
    10. Наберите фразу Казнить нельзя помиловать, вставьте запятую после первого или второго слова. Как положение запятой влияет на смысл предложения?

После выполнения 8 задания проводится физкультминутка для снятия напряжения с глаз и спинного мозга.