Цель: развитие городского детского общественного движения и самоорганизации в ГДОО «Пионеры Башкортостана»;
Задачи:
- Продвижение идей толерантности, межнационального согласия среди подрастающего поколения.
- Планирование городского проекта по толерантности в рамках республиканского проекта «Толерантность. Дети разных народов».
- Формирование лидерских качеств детей и подростков.
Участники:
- лидеры пионерских организаций ОУ г. Салавата (8-10 класс, 60 человек);
- ведущие сбора;
- мастера на станциях – пионеры-иструкторы ГДОО «ПБ».
Оформление фойе:
- баннер «ГДОО «Пионеры Башкортостана», «Золотая Пчелка»;
- девизы «За Родину, добро и справедливость!», «За дело, дружбу, честь!»;
- плакат «Стыдно быть расистом!», название Сбора лидеров – «Толерантность»;
- большие «сотки» с названиями станций (двусторонние) – 3 шт., маршрутки – 3 шт.;
- информационно-методическая выставка литературы по теме «Толерантность».
Оформление станций: в соответствии с содержанием и формами работы
Ход работы
1. Организационная часть. Регистрация и построение команд – участников Сбора лидеров.
2. Открытие сбора.
Звучит фонограмма гимна «Лидер XXI века».
Добрый день, а это значит,
Каждый здесь друг другу рад!
Вновь ребят мы приглашаем
В пионерский Лидерград!Ведь лидер – это значит «первый»,
И от него зависит много.
Судьбой своей судьба России
Нам пролагается дорога
2.1. Знакомство с темой Сбора лидеров.
Мы очень рады видеть вас всех на очередном Сборе лидеров городской детской общественной организации «Пионеры Башкортостана», который называется красивым, добрым и очень важным словом – «Толерантность».
Под фонограмму песни «Я, ты, он, она …..» пионеры-инструкторы исполняют «Танец Дружбы».
Толерантность – это значит, что другого понял ты
Толерантность – это значит, что другого принял ты,
Мы – различны. В нашем мире много стран, культур, народов.
Мы – едины, ведь планета для людей всего одна.
Ребята, послушайте одну очень древнюю легенду о Вавилонской башне. Эта легенда очень тесно связана с темой нашего сбора. (Приложение №1.1)
Звучит фонограмма первой части легенды на фоне космической музыки.
2.2. Объяснение правил Сбора.
Сегодня участникам нашего сбора – руководителям и лидерам пионерских организаций – предстоит разделиться на три космических экипажа и отправиться в путешествие по трем планетам – «Декларация», «Пирамида ненависти», «Культуры и традиции».
Время пребывания на каждой планете – 20 минут. Сигнал к смене «планет» – ритмичные «космические» мелодии. Каждая команда имеет свой маршрут путешествия согласно полученным маршруткам. (Приложение №2)
2.3. Формирование трёх команд-экипажей.
- Проведение игры на знакомство «Цветок Дружбы».
- Выбор названия экипажа.
- Перекличка экипажей.
- Вручение командам «маршруток» путешествия.
Сейчас внимательно посмотрите свои маршрутки, определите, с какой планеты вы начинаете своё путешествие. Команды к старту готовы? Ну что ж, друзья, в добрый путь!
3. Основная часть.
Работа на станциях-планетах «Декларация», «Пирамида ненависти», «Культуры и традиции».
Станция «Декларация».
Задачи:
- Знакомство с содержанием «Декларации принципов толерантности» ООН.
- Уточнение понятия «толерантность».
- Развитие словарного запаса ребят.
Ход работы
Мы рады вас приветствовать на планете «Декларация». Сегодня мы говорим о толерантности. Как вы понимаете это слово? Ежегодно 16 ноября отмечают как Международный день толерантности.
16 ноября 1995 года государства – участники ООН – Организации объединенных наций – утвердили очень важный международный документ «Декларацию принципов толерантности». Начинается Декларация с объяснения, почему стало так необходимо принятие это документа, который подписали практически все страны мира. На карточках красного цвета (5 шт.) вы найдёте выдержки из Декларации. Давайте их прочитаем и обсудим. (Приложение №3.1)
В «Декларации принципов толерантности» раскрывается смысл слова «толерантность». На карточках желтого цвета вы найдёте объяснение этого важного понятия. Давайте вместе их обсудим. (Приложение №3.2)
О толерантности, толерантном общении люди говорят на разных языках. Давайте, используя карточки синего цвета, прочитаем, что означает это слово у разных народов мира. (Приложение №3.3)
А сейчас мы предлагаем вам игру «Ромашка». Ваш экипаж делиться на три группы и каждая группа получает лист с «ромашкой толерантности». (Приложение № 4) В этом слове 12 букв, значит и в нашей ромашке – 12 лепестков. Задание: на каждом лепестке подумать и записать слова-существительные, связанные по смыслу со словом «толерантность» и начинающиеся с этой же буквы. Слова должны иметь позитивный, положительный смысл.
Выполнение задания по микрогруппам, презентация «ромашек толерантности».
Станция «Пирамида ненависти».
Задачи:
- Уточнение понятий «толерантность, интолерантность, ксенофобия, ненависть, предрассудки, стереотипы, дискриминация».
- Формирование нетерпимого отношения к проявлениям интолерантного общения.
Ход работы
Сегодня на Сборе мы с вами говорим о толерантности. Давайте вместе подберём слова, близкие по смыслу к слову толерантность. (В первый столбик прикрепляются таблички желтого цвета со словами: толерантность, терпение, терпимость, уважение, понимание, дружба, любовь, согласие.) Но к сожалению, в нашем мире есть слово прямо противоположное слову «толерантность» – «интолерантность». Какие слова сходные по смыслу вы можете подобрать к этому понятию? (Во второй столбик прикрепляются таблички фиолетового цвета со словами : ненависть, ксенофобия, стереотипы, предрассудки, дискриминация, насилие.) Таким образом, мы получили «пирамиду ненависти». Давайте попробуем разобраться в этих понятиях .
Ненависть – это чувство сильной вражды или злобы к кому-нибудь.
Ксенофобия – это ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.
Сегодня мы поговорим о том, почему между людьми возникает ненависть и как избегать проявлений интолератного общения.
Первым «кирпичиком» в «пирамиде ненависти» являются стереотипы.
Стереотипы – это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так, например, многие пожилые думают, что «все подростки пьют и употребляют наркотики» или мы легко решаем, что «все чеченцы – бандиты»», а «все цыгане – воры и обманщики». Это – отрицательные стереотипы. Они часто мешают нам в общении, как это случилось в одной истории с девочкой Элли. (Приложение №5.1)
Обсуждение. Какие стереотипы возникли у Элли? Как данные стереотипы помешали Элли?
Вторым «кирпичиком» в «пирамиде ненависти» являются предрассудки.
Предрассудок – это негативное отношение к человеку или какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Предрассудки обычно появляются у нас благодаря мнению того общества, в котором мы находимся. Существуют разные виды предрассудков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальностью, с религией, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека. Послушайте некоторые ситуации, и определите, о каких предрассудках идет речь.
Ситуация 1. В классе появилась новая ученица Кармен. Её родители – цыгане. Одноклассники стали демонстративно в её присутствии прятать свои вещи.
Ситуация 2. Недавно в классе узнали, что Расул – чеченец. Теперь дети боятся его и думают, что он и его брат – террористы.
Третьим «кирпичиком» в «пирамиде ненависти» является дискриминация.
Дискриминация – это лишение определенных групп людей каких-либо прав или возможности что-либо делать только из-за их принадлежности к этой группе. Дискриминация может происходить как на уровне компании, класса, школы, так и на уровне государства. Например, в США существуют школы, где детям – азиатам, неграм обучение запрещено.
Давайте рассмотрим ещё одну ситуацию.
Ситуация 3. В вашем дворе живет смуглый мальчик. Его родители – из Вьетнама. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы с ним общались. Как вы поступите?
Четвёртым «кирпичиком» в «пирамиде ненависти» является насилие.
Насилие – это применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-либо, притеснение, беззаконие.
Самый страшный в 20 веке пример насилия – попытка уничтожения фашистами таких народов, как евреи, цыгане, поляки. А вот современный пример насилия:
«Трагическое событие случилось в одной из лучших школ. Один из учеников 5-го класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что одноклассники постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Одноклассники объяснили свое поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения».
Итак, мы видим, что стереотипы, предрассудки, приводят к проявлениям дискриминации и насилия, что ненависть разрушает семьи, страны и может разрушить всё, если люди не остановятся, весь наш мир. После теракта в Москве у сотрудников одного из российских журналов появился небольшой рассказ «Бумеранг». Послушайте его и объясните это название. (Приложение №5.2)
Ребята, так почему же этот рассказ называется «Бумеранг»? Сможем ли мы помешать возникновению или существованию таких «пирамид ненависти»? Как?
Станция «Культуры и традиции».
Задачи:
- Формирование уважения к культурам и традициям разных народов.
- Уточнение знаний о национальной политике в РБ, о национальном составе РБ.
- Знакомство с традициями приветствия разных народов.
Ход работы
Мы приветствуем вас на планете «Культуры и традиции» и приглашаем на выставку «По странам и континентам», где вы можете узнать о городах мира, национальных обычаях, блюдах, одежде, играх, познакомиться с искусством, литературой разных народов. (Произвольный осмотр.)
Мы видим, что у каждого народа есть свои традиции и обычаи, что культура одного народа может отличаться от культуры другого народа, но все они важны и нужны для человечества.
Кто сможет объяснить эти слова «культура» и «традиция»?
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Сегодня на сборе мы говорим о толерантности между людьми разных национальностей. В настоящее время эта проблема крайне актуальна в каждом уголке планеты Земля.
Россия – это сообщество более 150 больших и малых народов, за каждым их которых в Конституции закреплено право на самоопределение и развитие, на защиту их интересов.
Республика Башкортостан сегодня – хороший пример благополучного межнационального сосуществования. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в нашей республике проживают представители более 100 национальностей и представлено большинство мировых религий. Давайте обратимся к статистике. (Приложение №6 – Таблица о национальном составе РБ.)
Мы видим, что на территории нашей республики живут люди разных национальностей, но каждому из нас хочется мира и счастья. Конечно же, важным фактором благополучного многонационального сосуществования является планомерная политика содействия развитию национальных культур. Например, в Башкортостане с 1990 г. по 2000 г. была создана правовая база в виде различных законов и государственных программ, которые способствуют созданию атмосферы толерантности и межэтнического согласия (таблички с названиями документов):
- «Закон о языках Башкортостана».
- Закон «О культуре».
- Закон «О национально-культурных объединениях».
- Программа «Народы Республики Башкортостан».
- Программа «О сохранении, изучении и развитии языков народов Республики Башкортостан».
При поддержке Правительства и Президента Республики Башкортостан проходят съезды татар, чувашей, украинцев, белорусов, удмуртов, мари, мордвы, немцев, евреев, поляков, Собор русских Башкортостана, Всемирные Курултаи башкир. На этих национальных съездах создавались национально-общественные объединения, которые взяли на себя инициативу заботы о сохранении и развитии культуры, языка, и самих народов. Более 30 национально-общественных организаций (в т.ч. узбеков, азербайджанцев, чеченцев, латышей) вошли в состав Ассамблеи народов Башкортостана, которая, в свою очередь, является частью Ассамблеи народов России. Важную роль играет Россия и на межгосударственном уровне в составе ООН – Организации объединенных наций.
В республике в местах компактного расселения народов действуют национальные школы, где обучение ведётся на родном языке. Это – башкирские (845 школ), татарские (397), чувашские (28), марийские (78), удмуртские (22). Кроме того, восемь языков – мордовский, немецкий, украинский, белорусский, еврейский, латышский, польский, армянский – изучаются как предмет. Результаты – победы на межрегиональных олимпиадах по родным языкам, хорошая подготовка будущих профессиональных национальных кадров.
Как видите, очень важно знать и изучать культуру и традиции своего родного народа, но также важно уважать культуру и традиции других народов. Нет высших и низших культур, примитивных и развитых цивилизаций – есть просто разные культуры. Взаимопонимание, уважение между большими и малыми народами - это основа мира и благополучия на Земле.
Сегодня мы предлагаем вам с помощью игры «Приветствия» познакомиться с традиционными приветствиями некоторых народов мира. Встаньте в круг и внимательно слушайте и смотрите. Мы показываем вам какое-либо приветствие, обращаясь к соседу справа, и называем себя. Это приветствие идёт по кругу и возвращается к нам. (Приложение №7.1)
Прекрасно! Мы научились по-разному приветствовать друг друга. Но ведь для того, чтобы не попасть в неприятные или смешные ситуации, нужно также знать обычаи других народов. Предлагаем вам подумать над следующими ситуациями. (Приложение №7.2)
Итак, подводя итоги нашей работы, давайте все вместе ответим на вопросы: «Культура какого народа самая важная на Земле? Для чего нужно изучать культуры и традиции других народов?»
4. Заключительная часть.
Команды строятся по экипажам в фойе.
4.1. Перекличка экипажей.
4.2. Подведение итогов работы по станциям-планетам.
Друзья! От всей души мы поздравляем вас с завершением важного космического путешествия. Вы побывали на интересных станциях, и я думаю, благодаря нашим мастерам, сегодня мы все задумались, как важно уметь понимать, ценить и принимать каждого в этом мире. У легенды, с которой начинался наш сбор, есть продолжение. Давайте его вместе послушаем. (Приложение №1 – Часть вторая.)
Сегодня сбор-старт республиканского проекта по толерантности «Дети разных народов» в нашем городе. Нам нужно говорить о толерантности, чтобы разрушить все пирамиды ненависти. Мы можем внести достаточно большой вклад, чтобы в наших семьях, школах, городах, странах люди разных национальностей чувствовали себя свободно и достойно. В рамках проекта объявлен конкурс детского творчества. Рисуйте, создавайте различные поделки, пишите стихи, фотографируйте, снимайте видеоролики, в общем творите на тему «Толерантность». Лучшие работы обязательно будут награждены.
Сейчас наш микрофон становится «открытым» для представителей школьных пионерских организаций. Мы приглашаем рассказать, что же интересного будет проходить в ваших школах, лицеях и гимназиях в рамках этого проекта.
4.3. Планирование городского проекта по толерантности «Дети разных народов».
Благодарим все детские объединения за идеи и предложения. От имени городской детской общественной организации мы вручаем вам наши пионерские «успешки» за активное участие в городском Сборе лидеров «Толерантность».
4.4. Вручение «успешек» командам лидеров ШПО.
Толерантность – это сила, что способна нашу Землю
Уберечь от войн, конфликтов, горя, слез, потерь родных.
Жить в согласии с другими – это круто! Значит, будем
Для себя беречь планету Мира, Счастья и Любви!
Ведущий 1: По традиции наши сборы мы завершаем песней в «орлятском» кругу – кругу единомышленников.
Песня «Оркестр».
Литература:
- «Декларация принципов толерантности» ООН, 2006.
- Диалог культур (методическое пособие ГОУ РУНИИЦ).
- Дъячкова С., Коровина Л., Нетерпимость и враждебность в российском обществе. М., Молодёжный центр прав человека и правовой культуры, 2000.
- Кабанова В.В. Путеводная звезда лидера. М: журнал «Дополнительное образование», 2009, №11.
- Луковицкий В. Профилактика нетерпимости и ксенофобии. М,: ООО «Чистые пруды», 2008.
- Материалы сайта www.tolerance.ru.