Основы безопасности для детей средней группы "В мире опасных предметов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Все мы – воспитатели, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как сохранить жизнь и здоровье наших детей, как защитить их от бед?». Дети попадают в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться.

Задача взрослых научить ребенка осознанно, адекватно действовать в разных ситуациях, овладеть навыками правильного поведения дома, на улице, в транспорте, во дворе. При этом важно научить ребенка быть ответственным за свое поведение, уметь объяснить те или иные поступки, тогда дошкольник сможет понять, что он делал не так. Дети, которые могут объяснить все, что с ними происходит, дает нам взрослым возможность быстрее ему оказать помощь, найти выход из трудного положения.

Авторский коллектив: Стеркина Р. (Минобразование России), Авдеева Н. (Институт человека РАН), Князева О. (Институт педагогических инноваций РАО) разработали программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Цель программы: научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана для старшего дошкольного возраста, но мы воспитатели считаем, что эту работу следует начинать с младшего дошкольного возраста, а именно с детьми среднего дошкольного возраста. Пик развития всех психических процессов приходится на возраст 4-5 лет. Этот возраст, его ещё называют «золотым возрастом», самый продуктивный период жизни дошкольника Важнейшее образование этого периода – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Впервые возникает вопрос: как надо себя вести?

Для работы по сохранению жизни и здоровья детей нами были составлены конспекты занятий для детей среднего дошкольного возраста. Одно их них представлено для вашего внимания.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей элементарные знания об опасности шалости с огнём.
  2. Сформировать представление о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.
  3. Предостеречь от несчастных случаев в быту.
  4. Закрепить названия геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Умение составлять предмет из них по представлению.
  5. Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
  6. Учить отвечать на вопросы.
  7. Способствовать формированию творческой активности, находчивости, умению сосредоточиться.
  8. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Материал:

  • демонстрационная карточка с примерами: печка, скамейка, кошка – игрушка, заяц – Степашка;
  • конверты с геометрическими фигурами;
  • предметные карточки (круги красного и зелёного цвета);
  • костюм для старушки Маланьи.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а вы хотите очутиться в гостях у старушки Маланьи. Закрывайте глаза и все вместе скажем слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
В сказке окажитесь.

В это время открывается ширма, на скамейке сидит старушка Маланья.

Старушка Маланья: Здравствуйте, ребята. Заходите, гостям я всегда рада. Рассаживайтесь, дорогие гости. Посидим, поговорим.

Раздается: мяу-мяу.

Старушка Маланья: Это кошка – Мурка проснулась. Мурка, вылезай, поздоровайся с гостями (достает игрушку). Я её на улице подобрала: грязную, голодную, а что с ней случилось, она вам сама расскажет.

Мурка: Мяу, мяу – мой домик сгорел, потому что я играла со спичками, и случился пожар.

Старушка Маланья: Ребята, скажите играть со спичками можно? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: От чего ёще случается пожар? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А случился пожар, что надо делать? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Как можно вызвать пожарную команду? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: если будете вызывать пожарных, что надо сообщить? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: А какую пользу приносит огонь? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Мурка, запомнила от чего может случиться пожар, и как надо себя при этом вести.

Мурка: Мяу спасибо я все запомнила. Мяу, мяу (жалобно), но у меня нет домика

Старушка Маланья: Не переживай Мурка. Мы попросим детей построить из фигур, которые находятся в конвертах, тебе домики.

У каждого ребёнка конверт с геометрическими фигурами, из которых они складывают домики.

Старушка Маланья с кошкой подходят к детям, хвалят их. Мурка пытается выбрать домик. Но ей все нравятся.

Старушка Маланья: Мурке понравились все домики. Оставьте свои домики для Мурки и её друзей.

Мурка: Мяу, мяу спасибо за помощь.

Старушка Маланья: Славно вы, ребята потрудились. Давайте отдохнём и хоровод заведем.

Хоровод «У старушки Маланьи».

У старушки Маланьи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей,
Семь дочерей,
Все без бровей.
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели
На неё глядели,
Делали вот так …

Старушка Маланья: Послушайте, ребята загадки:

Есть у моего Антошки
Только шляпка, да железная ножка. (Гвоздь.)

Не хочу я молчать –
Дайте вволю постучать!
И стучит день-деньской
Он железной головой. (Молоток.)

Старушка Маланья: Молодцы, отгадали.

Раздается крик ой-ой-ой.

Старушка Маланья: Что это за шум?

Старушка охает, уходит за печку, выносит зайца – Степашку.

Старушка Маланья: Степашка, что случилось?

Степашка: Ой-ой-ой, прибивал гвоздь и молотком попал по лапке. Ой-ой-ой больно, дом для Мурки хотел построить.

Старушка Маланья: Степашка, я же просила меня подождать, молоток и гвоздь не брать.

Старушка Маланья: Ребята, как можно помочь Степашке? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Скорую помощь мы вызывать не будем, а на лапку подуем. Пока вы дуете, лапку я перевяжу.

Старушка Маланья: Ребята, а какие вы ещё знаете предметы, которыми нельзя пользоваться без взрослых? (Ответы детей.)

Старушка Маланья: Молодцы, только вот Степашка всё сразу не запомнил. У меня есть игра, называется она «Можно и нельзя».

У каждого предметные карточки, круги зеленого и красного цвета. Показать демонстрационную карточку, вместе с детьми выяснить какие предметы можно брать, а какие нельзя. Нельзя брать – красным, можно – зеленым. Во время работы Маланья вместе со Степашкой подходят к детям и спрашивают: Почему рядом с утюгом – красный круг? Почему зеленый круг, рядом с пылесосом? Дети исправляют свои ошибки, ответы детей.

Старушка Маланья: Степашка, ты все запомнил? Ребята, подарите свои карточки Степашке, он будет учить своих друзей.

Мурка: Спасибо дети за домики.

Степашка: Спасибо за игру.

Старушка Маланья: И для вас ребята, у нас подарки (раздает подарки). А теперь вам домой пора. Закрывайте глаза, скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,
Повернитесь, оглянитесь
Снова дома окажитесь.