Эколого-патриотический проект "Люби и знай свой город"

Разделы: Работа с дошкольниками


Краткая аннотация проекта.

Как объяснить дошкольнику, что история – это наука о нем, о том, что происходило и происходит вокруг него и его родственников, его семьи? Претворение в жизнь проекта «Люби и знай свой город» позволит воспитателям обратить внимание детей на связь каждого человека с историей родного города. Выполняя данный проект, воспитатель имеет возможность показать ребятам связь настоящего с прошлым, познакомить детей с легендарной стройкой века, способствовать возникновению гордости у дошкольников за свой город, за доблестный труд строителей и железнодорожников.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности ребенка, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие, как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Тынде, отсутствует система по ознакомлению с родным городом в детском саду.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Тындой в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта «Знай и люби свой город».

Проект рассчитан на 1 год.

Цель: сформировать у детей и родителей устойчивый интерес к культурным ценностям города, чувство уважения к его жителям, гордость от осознания принадлежности к строителям Байкало-Амурской Магистрали через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.

Целевая группа проекта – дети среднего и старшего дошкольного возраста и их родители.

Задачи:

  1. Сформировать детскую компетентность по данной проблеме. Познакомить детей с историей строительства города и его культурными ценностями.
  2. Пополнить методическое и дидактическое сопровождение по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», дополнить его региональным компонентом.
  3. Вовлекать в учебно-воспитательный процесс семьи воспитанников, повышать родительскую компетентность в области истории и культуры родного города.

Прогнозируемый результат:

  1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  2. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  3. Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Тынды, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу, уважение к землякам, чувство гордости от осознания себя тындинцами. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Структура достижения поставленных целей.

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

I этап – подготовительный, включает в себя:

  1. Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей.
  2. Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированность знаний и представлений об истории и культуре родного города.
  3. Повышение компетентности педагогов по заявленной проблеме воспитанников и анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о родном городе.

II этап – основной, включает в себя:

  1. Еженедельные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом модифицированной программы «Знай и люби свой город».
  2. Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  3. Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
  4. Экскурсии по району, городу.
  5. Пополнение развивающей среды.
  6. Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
  7. Участие в городском конкурсе «Цветущий город», в областном конкурсе «Салют Победы!» в номинации «Территория детства».
  8. Выпуск газеты «Мы в нашем городе».

Во время проведения организационно-практического этапа, творческой группой педагогов было разработано перспективное планирование по разделу «Окружающий мир». В группах старшего дошкольного возраста мы ввели в сетку занятий дополнительное занятие по краеведению (2 раза в месяц).

Для закрепления знаний детей, формирования и поддержки познавательного интереса, повышения родительской компетентности по истории и культуре родного города запланировали ежемесячно проводить совместные мероприятия с родителями воспитанников или межгрупповые мероприятия. Это может быть игра-путешествие, литературная гостиная, КВН, интеллектуальные игры, устный журнал и пр.

Чтобы помочь детям реализовать полученные сведения в практической деятельности были организованны краеведческие мини-центры. Мини-центры содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, буклеты, наборы открыток, карты и атласы и пр.), так и игровой (куклы в национальной одежде, предметы быта, дидактические игры, настольно-печатные игры, конструкторские игры и пр.). Материалы мини-центров должны постоянно пополняться, изменяться. Развивающая среда полностью соответствует требованиям эстетики, гигиены, принципам построения.

В ДОУ традиционно проходят выставки детского творчества и фототворчества родителей:

  • «Осень в Тынде»,
  • «С Новым годом, Тындинцы!»,
  • «Весенняя природа Тындинского края»,
  • «Герои-строители БАМа».

Планируем в процессе работы над проектом сделать интересной традицией ДОУ выпуск газеты «И это все о нас». 1 раз в квартал выпускать газету с информацией об интересных событиях групп, достопримечательностях города, которые посетили дети, стихами тындинских авторов.

III этап – итоговый, включает в себя:

  1. Итоговое диагностирование детей.
  2. Повторное анкетирование родителей.
  3. Анкетирование педагогов.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод. Мы считаем данный проект универсальным, т.к. его возможно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Тынды доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Проект по эколого-патриотическому воспитанию «Люби и знай свой город»