Цель: определить необходимость разностороннего образования как обладание способностью ориентироваться в современном мире.
Задачи:
- Формирование диалектического мышления.
- Учить высказывать своё мнение и обосновывать его.
- Приучать к ведению диалога.
Оформление. На доске правила проведения диспута:
- Говорите, что думаете, думайте, что говорите.
- Не перебивайте.
- Относитесь к оппонентам с уважением.
- Спорьте искренне, не искажайте слов и мыслей своих оппонентов.
- Каждый – активный участник спора.
- Главное – факты, логика, доказательства.
- Не обижайтесь.
Подготовка к диспуту. Проводится опрос учащихся с целью выявления их взглядов на среднее общее образование. При анализе опроса выяснилось, что учащиеся считают,что в старших классах необходимо изучать только те предметы, которые выбраны для сдачи экзамена. Однако, нельзя загадать заранее на всю жизнь какие знания тебе понадобятся в дальнейшем. В современном мире требуется всесторонне развитая личность.
Это и вызвало необходимость проведения диспута по теме: «Нужна ли физика лирикам, нужна ли лирика – физикам?»
Ход диспута
11 Класс делится на группы по направлениям, которые учащиеся выбрали для своего дальнейшего образования: группа естественных наук, группа точных наук и группа гуманитариев.
Определение проблемы – см. приложение. (Приложение находится у автора.)
Учитель. Сегодня мы проводим диспут«Нужна ли физика лирикам, нужна ли лирика – физикам?» Выбор этой темы обусловлен тем, что в 11 классе общеобразовательной, не профильной школы учащиеся уже определились с выбором направления своего дальнейшего образования и экзаменами, которые нужны для поступления в учебные заведения. Так как в классе есть разный выбор, то и отношение к изучаемым предметам различен. Аргументируя тем, что нет необходимости сдавать экзамен по этому предмету учащиеся перестают готовиться и активно работать при изучении тех или иных наук. Классный руководитель и учитель обществознания предложили провести диспут с подобной тематикой
Итак, в начале договоримся по понятиям, которые будем употреблять в ходе занятия. Диспут – коллективное обсуждение нравственных, политических, научных, экономических, искусствоведческих и других проблем, которые не имеют однозначного, общепринятого ответа. В процессе обсуждения участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки – см. приложение. (Приложение находится у автора.)
Правила проведения диспута выведены на доску.
Участники диспута: начальник, писарь, судья, все присутствующие.
Каждая группа высказывает свое мнение по определенному вопросу, аргументируя свою позицию. Затем идет оппонирование, то есть высказывается критика, сомнения с противоположной стороны. Затем выполняется поиск дополнительных аргументов, контраргументов, сопоставление альтернатив. Проводится поиск компромиссных вариантов. Каждая группа признает приемлемые уступки в решении проблемы. В конце подведем итоги.
Краткий протокол обсуждаемых вопросов.
Группа гуманитариев | Группа точных наук | Группа естественных наук |
1. Для чего нужно среднее образование? | ||
Для дальнейшей жизни, развития духовности. | Для получения общих знаний о мире. | Для получения всестороннего развития. Что бы не быть изгоем в обществе. |
2. Считаете ли вы, что в старшем звене нужно только профильное образование? Если да, то почему? | ||
Нет, профильное образование не нужно. Либо нужно совмещать с базовый уровень по большинству предметов и факультативы по выбору. | Да требуется профильное образование, так как слишком большой объем информации требуется запомнить, идет перегрузка. | Да. Нужен профиль. Основную программу необходимо изучать до 9 класса. Хотя для общего развития требуется знание всех общеобразовательных предметов, но с ними знакомиться факультативно. |
3. С чем связан выбор приоритетных предметов? | ||
С интересом. С выбором дальнейшего образования так как гуманитарный склад ума. Определенные качества личности. | Имеющиеся способности, интересы. С выбором дальнейшего образования. | С интересом. С выбором профессии, которую хотелось бы иметь. |
4. На каком уровне нужно изучать другие предметы общеобразовательного цикла? | ||
У всех групп одинаковый ответ: в расширенном объем требуется изучать нужные предметы, в суженом все остальные. | ||
5. Что главное в образовании: оценка или знания? | ||
Знания, но оценка тоже важна. | Знания. | Знания и заработанная оценка. |
6. Будет ли узко-профильное образование востребовано в современном обществе? Дает ли узкая специализация возможность развития человека как члена современного общества? | ||
Все участники диспута пришли к единому мнению, что все общеобразовательные предметы необходимы для изучения, но в разном объеме. В современном обществе нельзя предугадать какие знания тебе понадобятся в дальнейшей жизни. И человек должен обладать возможностью учиться и дальше, совершенствуя и даже меняя свои интересы в зависимости от запросов общества и самого человека. |
По окончании диспута были сформулированы выводы – см. приложение. (Приложение находится у автора.)
- Количество информации каждые 10 лет удваивается.
- Требуется умение отбирать главное в море информации.
- Узкая специализация не дает возможности для развития человека как члена современного общества
- Необходимо совершенствовать систему образования, корректировать учебные планы.
- Необходимо проводить объективные опросы общественного мнения по поводу подходов к образованию..
- Увеличить систему финансирования общего образования.
- Разрешить различные формы сдачи экзаменов для приема в вузы.
- Изменить подход к образованию самому объекту.
Диспут прошел при высокой активности учащихся и присутствующих учителей. Учащиеся поняли, что в общеобразовательной школе дают базовые знания для дальнейшей жизни. Предметы, пользующиеся повышенным интересом необходимо изучать серьезнее, но и остальные держать на уровне.